Будда на Аллее Героев показался спортсмену смиренным. Борец не знал понятия «майя» – иллюзия. Фото с сайта www.wikipedia.org
В минувшие выходные в Калмыкии произошло событие, которое можно назвать первым массовым протестом против осквернения буддийской святыни. Как сообщили местные СМИ, один из участников команды по вольной борьбе из Дагестана, во время прогулки по Элисте вечером 1 апреля, совершил святотатственные действия в отношении статуи Будды, находящейся на Аллее Героев. Эту сцену спутники спортсмена зафиксировали при помощи сервиса онлайн-трансляций Periscope.
Спустя несколько часов несколько сот возмущенных молодых людей осадили гостиницу, в которой остановилась команда из Дагестана. Для предотвращения беспорядков к месту происшествия прибыли полицейские наряды. Тем не менее толпа потребовала извинений от «кощунника», который вышел к разгневанным горожанам и по требованию толпы произнес извинения, стоя на коленях. Эта сцена была заснята и выложена в Интернет.
Власти Калмыкии и Дагестана постарались погасить конфликт и перевести его в правовое русло. Подозреваемый в вандализме спортсмен задержан, находится в следственном изоляторе, сообщил в телеобращении глава Калмыкии Алексей Орлов. Возбуждено уголовное дело по ст. 148 ч. 2 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий).
В Элисту срочно прибыл председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов. Он принес извинения, стоя перед телекамерами республиканского госканала рядом с лидером Калмыкии. «Моральные, духовные уроды не имеют национальности», – заявил Орлов. В связи с этим эпизодом неоднократно вспомнили акцию Pussy Riot в храме Христа Спасителя, за которую участницы панк-группы были осуждены на два года заключения. Правда, Pussy Riot не нанесли ущерба ни иконостасу, ни распятиям.
Позже свои извинения перед жителями Калмыкии принес глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Духовное управление мусульман Дагестана также осудило проступок борца.
К негодованию жителей Калмыкии добавились протесты буддистов Бурятии. Буддийская традиционная сангха России выразила возмущение по поводу поведения дагестанского спортсмена в Элисте. Как сообщил корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ» пресс-секретарь сангхи Борис Балданов, «буддийское духовенство Бурятии связалось с правительством Республики Калмыкия и держит ситуацию под контролем».
Буддийская община Калмыкии выдержала паузу в два дня и только вечером в понедельник распространила сразу несколько комментариев с разной тональностью. В обращении монашеской общины Центрального хурула республики сказано: «Оскорбительные действия по отношению к статуе Будды Шакьямуни в центре города Элисты, на Аллее Героев, вызвало у нас возмущение и осуждение». «Из случившегося важно извлечь правильные уроки: необходимо научиться уважать чувства верующих всех конфессий. Виновный понесет наказание в соответствии с законами Российской Федерации», – также говорится в обращении монахов.
Комментарий верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни Омбадыков) выдержан в более миролюбивом тоне. «Человек, оскверняющий святыню, заслуживает сострадания и молитвенной помощи, ибо не ведает, что своими действиями причиняет вред и себе самому, своим близким, своему народу», — сказал лама РИА Новости.
Несмотря на уверения официальных лиц в том, что инцидент не поколеблет «братство и дружбу» между народами двух республик, в соцсетях обсуждение случившегося отличается крайней озлобленностью и непримиримостью. Пользователи Интернета из Дагестана считают сцену у гостиницы в Элисте «унижением» для всех дагестанцев и обещают преследовать калмыков.
Россиянам неоднократно приходилось быть свидетелями того, как мусульмане Северного Кавказа массовыми протестами отвечают на малейшее проявление неуважения к основоположнику ислама и священному писанию этой религии. Теперь исповедующие буддизм калмыки показали всей стране, что они также не потерпят осквернения своей веры. Не секрет, что, признавая традиционный характер буддизма для России, некоторые деятели отделяют это вероучение от монотеистической семьи религий, в какой-то мере отодвигают буддизм на второй план.
Однако теперь буддисты продемонстрировали, что они не всегда отвечают непротивлением на насилие, несмотря на распространенное представление о буддизме как «самой мирной религии». Последователи дхармы не раз показывали вполне бойцовский характер как у нас в стране, так и за рубежом. Например, в 2012 году в Республике Алтай был приговорен к обязательным работам редактор местной газеты «Амаду Алтай» Валерий Чеконов, признанный виновным в оскорблении чувств буддистов.
За постсоветские годы буддизм в Калмыкии воссоздан почти на пустом месте, но при этом интенсивное религиозное возрождение принесло свои плоды. Причастность калмыков к буддийской традиции трактуется ныне как неотчуждаемая часть национального самосознания. А личность Будды Шакьямуни (Сиддхартхи Гаутамы) именно в этом году приобретает особенный статус на республиканском уровне. Начиная с 21 мая с.г. день рождения основоположника буддизма, согласно указу Алексея Орлова, объявлен национальным праздником. Возможно, 21 мая мы еще будем наблюдать демонстрацию приверженности калмыков своим традициям, по аналогии с Мавлид-ан-Наби, который в 2015 году послужил мусульманам России поводом для выражения преданности своему пророку после терактов в редакции Charlie Hebdo (подробнее в «НГР» от 04.02.15).
Расширение в России практики защиты святынь и чувств верующих просто не могло пройти мимо республики и ее буддистов, о чем, возможно, не догадываются представители других религиозных традиций, которые привыкли к своей исключительности на ниве общественной активности. В этом отношении все традиционные религии страны оказались в равных условиях, причем не только по букве закона, но и по реакции масс верующих на раздражители. Верующие же, судя по фактам, предпочитают самосуд обращению к правоохранителям и законодательству. По крайней мере такова первая реакция.
Россия не столько медленно, сколько верно приходит к состоянию разделения на регионы, в каждом из которых конфессиональные приоритеты определяются титульной нацией и потенциалом ее демографического представительства. У права на защиту чувств есть еще много неожиданных граней.