Проект собора в честь святых Великомученика Димитрия Солунского, благоверного князя Димитрия Донского и святителя Димитрия Ростовского (г. Димитровград) Фото сайта melekesshram.ru
В Димитровграде Ульяновской области, градообразующим предприятием которого служит НИИ атомных реакторов, планируется построить храмовый комплекс, частью которого станет так называемый диалоговый центр «Церковь и наука». Мелекесская и Чердаклинская епархия РПЦ намерена организовать здесь постоянно действующую площадку для диалога между учеными и миссионерами. Это не единственное новшество. Трех-Димитриевский храм (хотя сам город назван не в память святых Димитриев, а в честь болгарского коммуниста Димитрова) в составе комплекса интересен тем, что в нем предполагается открытый алтарь – что более характерно для католических, чем православных церквей. Ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ узнал подробности проекта у епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора (ИСАЕВА).
– Ваше преосвященство, что значит: диалоговый центр «Церковь и наука»? Это площадка для спора атеистов и священников? Или площадка для выступлений тех представителей науки, которые готовы свидетельствовать о своей вере?
– Центр скорее для тех, кто готов мыслить конструктивно. Для верующих и сомневающихся. И они могут общаться не только (и не столько) со священниками, сколько с православными учеными. Это не площадка для ток-шоу с агрессивными атеистами. Но двери центра для людей, далеких от христианского мировоззрения, желающих узнать больше о взаимодействии Церкви и науки, будут всегда открыты. Есть стереотип о том, что религия и наука – антагонисты. А в исторической реальности все наоборот. Именно Церковь организовала и открыла первые в мире университеты, именно христиане, часто священнослужители, были великими учеными. И не только в мировой истории, но и в российской. По учебникам святителя Луки Крымского и монахини Игнатии Петровской до сих пор учатся будущие врачи. Задача центра – сломать этот нелепый стереотип.
– Какие вопросы будут обсуждаться в диалоговом центре? Креационизм, теория эволюции? Будут ли дискуссии на политологические темы, например о роли религии в политике?
– Обсуждаться будут разные темы – от атомной энергетики (а Димитровград – атомный город) до истории и искусства. Все, естественно, в контексте соотношения с православным христианством. Мы надеемся, что площадка будет востребована людьми, изучающими разные науки. В том числе и политологию, почему нет? Сейчас речь идет только о зарождении этого центра. Впоследствии будут разработаны программы проведения мероприятий вместе с представителями научного сообщества.
– Диалоги будут происходить на местном уровне или на общероссийском? Может быть, даже на международном? Кого из мировых светил может пригласить Мелекесская епархия?
– Димитровград посещают ученые из разных стран. И мы, безусловно, будем приглашать их к участию в работе центра. Изначально мы видели площадку как межрегиональную. Но если будет на то изволение священноначалия, она вполне может стать и общецерковной. Сегодня у Русской православной церкви нет подобной площадки, и город Димитровград вполне может стать тем местом, где будет проходить диалог светских и церковных деятелей науки. О том, кого мы могли бы пригласить, мы пока не рассуждали. Но, думаю, недостатка в спикерах не будет. Есть масса ученых, которые готовы рассуждать о присутствии Божием в том, что нас окружает.
– Почему в храме будут открытые алтари, как у католиков?
– Учитывая молодежный статус города и принадлежность храма к центру «Церковь и наука», мы хотим сделать Трех-Димитриевский собор предельно открытым для прихожан, чтобы люди могли видеть, что происходит в алтаре во время богослужений. Это не означает, что алтарь будет, как в католическом храме, совсем без перегородок. Просто не будет глухих стен, отделяющих прихожан от священнослужителей. Безусловно, при соборе будут курсы, объясняющие прихожанам и смысл происходящего за богослужениями.