Рамзан Кадыров по-своему видит справедливость и правосудие для российских мусульман. Фото РИА Новости
Прокурор Южно-Сахалинска Татьяна Билобровец подала жалобу на судью Наталью Перченко в связи с решением городского суда о признании экстремистской книги «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе», изданной в 2009 году под рецензией председателя Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигуллы Аширова. «По мнению прокуратуры, судья приняла неправильное решение, так как они просили суд признать экстремистским только мнение автора этой книги, а не аяты из Корана», – говорит председатель городского суда Южно-Сахалинска Александр Чухрай.
Ранее суд Южно-Сахалинска признал книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе» экстремистской на основании решений четырех лингвистических экспертиз, в ходе которых было выявлено, что в книге «мусульмане, поклоняющиеся Аллаху», характеризуются как истинные (верующие. – «НГР») и противопоставляются многобожникам». Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров посчитал, что под запретом оказалась не только сама книга комментариев к Корану, но и определенные суры священного текста, в частности «Аль-Фатиха» и «Аль-Джинн». «Хочу напомнить прокурору и судье, что с «Аль-Фатиха» начинаются все молитвы и действия полутора миллиардов мусульман в мире», – написал Кадыров на своей странице в социальной сети, обратившись к судье с вопросом, не считает ли она экстремистами всех мусульман, читающих «Аль-Фатиху» «десятки миллиардов раз в сутки».
Если обратиться к тексту запрещенной книги, можно заметить, что сура «Аль-Джинн» упоминается в нем всего два раза, а «Аль-Фатиха» – один. Все три аята приводятся в переводе Эльмира Кулиева и трактуются как требование к правоверным обращаться с молитвой только к Аллаху, что вполне логично для книги, ориентированной на мусульман.
Кадыров, разместив на своей странице в социальной сети обращение, в котором назвал судью Перченко и прокурора Билобровец «национальными предателями и шайтанами», подал апелляцию в городской суд Южно-Сахалинска. Апелляция была направлена в электронном виде. Хотя она и была принята к делопроизводству, суд ожидает оригинала документа.
Кроме того, в суде ждут возможной подачи заявления от мусульманской общины города. Известно также о подготовке апелляционной жалобы в суд Южно-Сахалинска от адвоката Равиля Тугушева, представляющего Совет муфтиев России. Свой протест по отношению к решению суда Южно-Сахалинска выразили Совет муфтиев России, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, муфтий Кабардино-Балкарии Хазраталий Дзасежев, депутат Госдумы Адам Делимханов. Представители Русской православной церкви тоже оказались на стороне Кадырова. Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, призвав уважать решение суда, отметил, что «утверждения о том, что чья-то религия лучше или является единственно правильной» не запрещены и «не могут быть запрещены». «Если запретить такие утверждения, то это поставит в непреодолимое противоречие религиозное мировоззрение и светские решения и установления», – сказал Чаплин «Интерфакс-религии». Сходным образом высказался и публицист протодиакон Андрей Кураев. В свою очередь, председатель городского суда Южно-Сахалинска Александр Чухрай, призвав главу Чеченской Республики действовать в рамках закона, признал, что и в решении суда могла быть погрешность.
Следствием истории с запретом книги в Южно-Сахалинске стало обращение Рамзана Кадырова к членам Государственной думы с предложением законодательно лишить суды права запрещать священные тексты. «Нельзя говорить о реальной свободе совести, если вне закона объявляются базовые ценности религии. Поэтому я твердо убежден в том, что Госдума должна принять закон, в соответствии с которым запрещается принимать в судебном порядке решения, касающиеся непосредственно текстов Корана и других Божественных Писаний», – заявил глава Чечни на своей странице в соцсети. Кадыров предложил оставить судам возможность рассматривать на предмет экстремизма только книги, написанные человеком, подчеркнув, что обратное будет вести к ослаблению России как многонационального и многоконфессионального государства. В скобках заметим, что эта точка зрения оставляет без защиты такие памятники религиозной мысли, как мусульманские сборники хадисов, православные жития святых, иудейские Талмуд и «Шулхан Арух».
Предложение главы Чеченской Республики открывает возможность для дискуссии по двум проблемам. Одна теоретическая: обсуждение эксклюзивного правового статуса священных текстов. Другая более приземленная: политический подтекст спарринга Рамзана Кадырова и федеральной судебной системы.
«Как это ни смешно, я на стороне Кадырова в данной ситуации, и он себя ведет достаточно решительно, он в данной ситуации прав. Я считаю, что на этом он заработал очки», – комментирует действия главы Чеченской Республики член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, добавляя, что в данном случае Кадырова поддерживают даже те люди, которым он несимпатичен, потому что эта их позиция принципиальная. «Это еще один знаковый эпизод, который показывает, что Кадыров ведет себя достаточно независимо, и более того, достаточно достойно», – говорит Малашенко.
«Я думаю, что здесь такая ситуация, когда очень уязвимыми являются позиции обеих сторон. Есть странное решение суда, с моей точки зрения, совершенно необоснованное, которое связано с цензурой священных книг, решение, по которому текст Корана был признан экстремистским, причем без проведения религиоведческой экспертизы. И есть реакция Рамзана Кадырова, который назвал людей, причастных к такому решению, «шайтанами», а на Кавказе это однозначно угроза. Это тот случай, когда ни та ни другая позиция не могут быть одобрены», – комментирует ситуацию вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «С политической точки зрения Кадыров стремится показать, что он главный защитник исламского сообщества. Он использует такие ситуации для дальнейшего укрепления своего влияния. И мусульмане его одобрят в этой ситуации, несмотря на его резкость», – считает эксперт, полагая, что угрозой существующему консенсусу элит в России может считаться уже то, что Кадырову сошли с рук подобные высказывания.
Если же говорить об идее Кадырова законодательно запретить объявлять экстремистскими священные писания разных религий, эксперты разошлись во мнениях.
Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) посчитал нецелесообразным принимать инициативу Кадырова в отношении Корана и других священных текстов. «Законодательно каким-либо образом запретить это невозможно, и в первую очередь потому, что Россия – светское государство», – заявил Нилов Интерфаксу.
«Желание, конечно, благое, но не реализуемое, потому что не может Государственная дума или какой-нибудь районный суд выяснять, какие тексты священные, а какие нет», – полагает руководитель Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. «Идеальное политическое решение заключается в том, чтобы отказаться от практики запрета материалов вообще. Если уж отказаться от него никак невозможно, можно решить запрещать только редкие, особо выдающиеся, или достаточно распространенные тексты. Можно внести такую поправку, чтобы все эти запреты проходили через Верховный суд, это по крайней мере сократит количество глупостей и вообще количество запретов», – предлагает Верховский, отмечая, что и передача вопроса в ведение Верховного суда тоже только паллиатив, потому что «Верховный суд глупости делать тоже умеет». Однако, как заключил эксперт, «в настоящее время власти отказаться от списка запрещенных материалов не готовы».
Альтернативное решение проблемы предложил директор Московского центра образовательного права Андрей Себенцов. «Практически можно было бы найти местечко в законе об экстремизме и сделать такое исключение для священных текстов», – считает эксперт, добавляя, что в таком случае решение о причислении того или иного текста к категории священных должна была бы выносить комиссия из видных богословов разных духовных традиций. «Ведь суть-то в чем: все эти книги были написаны для людей другого культурного уровня, чем сейчас. Смысл деятельности современных богословов в том, что они объясняют, как надо понимать священные тексты в наше время», – говорит Себенцов, заключая, что «в чистом виде идея Кадырова вряд ли реализуема», но это повод лишний раз обсудить проблему.
Иначе вопрос о запрете священных текстов сформулировал доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов. «Я даже в страшном сне не мог предположить, что я в чем-то соглашусь с Рамзаном Кадыровым, но сейчас он говорит совершенно здравую вещь: нельзя священные писания объявлять экстремистскими. Другое дело, что я не согласен с тем, как он это формулирует», – делится эксперт. По мнению Фаликова, нужно разделять веру людей, основой для которой служат священные тексты, и противоправные действия. «Говорить можно все что угодно, но как только это ведет к противоправным действиям, это карается законом», – говорит религиовед.
Как говорится, нашла коса на камень. Наблюдатели отмечают, что пополнение списка экстремистских материалов превратилось в рутину, поставлено на поток. Теперь же этот «мирный» чиновничий труд прерван грозным окриком, пожалуй, единственного человека, который в сегодняшней элите способен на столь «несистемное» поведение. Гражданам только и остается, что дождаться исхода этого поединка личности, обладающей гигантской харизмой, и непрошибаемой бюрократической машины государства. Поединок захватывающий, но к поиску социальной гармонии через гражданский диалог на правовой основе он не имеет отношения.