Птиц и зверей Господь сотворил раньше человека. Почему же их считают братьями меньшими? Якопо Тинторетто. Сотворение животных. 1553. Галерея Академии, Венеция
Священный синод Русской православной церкви 13 июля с.г. принял решение: отныне днем особой молитвы о Божием творении станет первое воскресенье сентября. В этом году дата приходится на 6-е число. До того – начиная с 2008 года – молитва совершалась 1 сентября, когда в церквах традиционно проводились еще и молебные пения об учащихся. В итоге два столь важных действа решили развести, тем более что по выходным храмы посещает гораздо больше людей, чем в будни, и празднование приобретает больший масштаб. А что может быть масштабнее Божьего творения?
Отношение РПЦ к тому, что мы называем заботой о природе, изложено в документе «Позиция Русской православной церкви по актуальным проблемам экологии», принятом Архиерейским собором 4 февраля 2013 года. «В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человека пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1: 29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1: 28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы». «Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах... Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение».
Сотворение мира Церковь рассматривает как учебник по эволюции. Сначала появляются растения, потом животные: причем сперва рыбы, а лишь затем «гады» и «скоты». В принципе верно, но с существенной оговоркой. Дело в том, что, по Библии, Бог создает рыб и птиц в пятый день творения, а наземных существ – в шестой. Логично: если вначале были воды и небо, а уж потом суша, то, естественно, Бог заселил в первую очередь моря и небеса, а во вторую – земную твердь. Однако палеонтология доказала: «небесные создания», летающие существа, начиная с насекомых, произошли от наземных. Это из разряда научных данных, которые и должна учитывать Церковь.
Обратим внимание на повторяющееся выражение «тварный мир». Оно означает как «сотворенный мир», так и «мир, населенный тварями». Термин «тварность» Церковь употребляет и по отношению к самой себе. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» содержится богословское положение: «Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе».
Слово «тварь» исконно значило «живое существо, сотворенное Богом». Почему же оно стало бранным? Потому что эти существа жили не по-божески. Тень «твари» легла и на словосочетание «тварный мир». Вот что говорит соборный документ: «Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1: 8–25)». А вот гностик Маркион Синопский, древний ересиарх, утверждал: «Демиург зол, и злы его творенья». Другая тенденция – отделять светлого доброго Творца от темного жестокого начала, постоянно сбивающего «тварей» с пути истинного. В поэме Альфреда Теннисона In memoriam A.H.H. Богу противопоставлена природа с окровавленными зубами и когтями:
Who trusted God was love indeed
And love Creation’s final law –
Tho` Nature, red in tooth and claw
With ravine, shriek’d against his creed.
«Кто верил в Бога, тот действительно любил, и любил окончательный закон Творенья, пусть даже Природа, с кровью на зубах и когтях, и рычала бы на его символ веры из своих дебрей» (перевод автора статьи. – «НГР»). Здесь содержится богословская мысль, общая для всех христианских Церквей: Творец преодолеет козни природы (или дьявола) и приведет мир к счастливому финалу. Но в отношении к «тварям» единства нет.
«Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых».
На таких занятиях кто-то из аудитории обязательно процитирует Есенина: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове», думая, что его похвалят за эрудицию и доброту. Однако, с точки зрения наших священников, эти строки – ересь, восходящая к католическому святому Франциску Ассизскому, который называл братьями и сестрами зверей, птиц, даже природные стихии. Православная церковь не рассматривает животных как братьев – даже меньших, младших, хотя с научной, эволюционной точки зрения они старшие, да и Создатель сотворил их раньше людей. Но, согласно православному вероучению, поскольку человек создан по образу и подобию Божию, между потомками Адама и Евы и остальными живыми существами лежит пропасть. Другое дело, что люди должны вести себя по отношению к животным как высшие и при этом добрые существа.
«Церковь свидетельствует о единстве сотворенного Богом мира и предлагает целостную картину человеческого бытия. Эта мысль подчеркивает отличие теоцентрического мировоззрения от позиции гуманистического антропоцентризма, рассматривающего окружающую среду как источник «эгоистического и безответственного потребления» (Основы социальной концепции Русской православной церкви, XIII. 4), и от языческого обожествления природы, подчас соединяемого с попытками возвысить ее над человеком, объявить ее самодостаточной, а человеческие усилия по ее преображению – ненужными».
Но душа жаждет преображения природы – все равно, человеческими усилиями или Божескими. Гуманные люди стремятся отказаться от зоологического эгоизма, заботятся о животных и растениях, мечтают превратить Землю в райский сад, вернуться в Эдем. Еще пророк Исаия, религиозный утопист, возвещал: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Есть мнение, что природа преображается сама, путем очередного витка эволюции. Не вечно же ей рождать монстров! Даже лев, царь зверей, – просто котенок в сравнении с тиранозавром мезозойской эры.
«Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, международных организаций, общественных и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу, а через это – на здоровье и жизнь человека».
Еще в советские времена я открыл для себя село Дивноморское в 11 км от Геленджика. От набережной можно было пройти в тенистый парк, а оттуда выйти на старую джанхотскую дорогу, грунтовку, петляющую среди реликтовых пицундских сосен. В новейший период нашей истории я сделал другое открытие: неподалеку от начала маршрута появился огромный валун с православным крестом и надписью: «Сей камень водружен на месте строительства Духовно-культурного центра Московской патриархии и освящен святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II в лето 2005-е от Рождества Христова».
С каждым годом все труднее было проходить на тихую дорогу через две стройплощадки: рядом с патриаршим центром возводил дворец олигарх. Наконец, путь был окончательно перекрыт высоким бетонным забором с торчащими над ним наконечниками железных копий. А над остриями вознеслись металлические решетки, через которые пропустили электрический ток. Официально этот особо охраняемый объект называется «Патриарший и синодальный духовно-административный и культурный центр Русской православной церкви», неофициально его именуют «резиденция» или «дача» патриарха. Теперь отдыхающим приходится делать трехкилометровый крюк. Ну что ж, если Церковь призывает к аскетизму и самоограничению, да будет так: ограничим потребности, обойдемся без пицундских сосен. Подумаешь, вырубили при строительстве две с лишним сотни деревьев, занесенных в Красную Книгу!
«Церковь всегда откликалась молитвой и трудом на события, требовавшие взаимодействия человека и природы, и на ситуации, в которых природные стихии становились для человека враждебными. Церковь ежедневно молится о «благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных», совершаются и особые молитвы о людях, трудящихся на земле, об избавлении от стихийных бедствий, вредоносных животных».
Летом 2012 года произошло страшное наводнение в Краснодарском крае. Особенно пострадал Крымск, досталось Геленджику и Дивноморскому. Два года спустя при въезде в село поставили поклонный крест, который освятил епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност (Дмитриев). Минувшим летом в окрестностях духовного центра РПЦ горела роща пицундских сосен. Происходило подобное и в прошлые годы. Видимо, даже столь высокая концентрация церковности в этих местах не может усмирить ни водную, ни огненную стихии.