Верующие выходят на субботники по уборке территории. Фото со страницы храма Святых апостолов Петра и Павла в соцсети «ВКонтакте»
Первая в своем роде конференция о взаимодействии Русской православной церкви с экологическими организациями и органами власти запланирована на 4 сентября в Москве, а в воскресенье, 6 сентября, также впервые состоится День молитвы о Божьем творении. Экологическую проблематику в РПЦ курирует Церковно-общественная природоохранная организация при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО), секретарь совета которой диакон Андрей ТИТУШКИН ответил на вопросы обозревателя «НГР» Владислава МАЛЬЦЕВА.
– Отец Андрей, как возникла природоохранная организация РПЦ?
– В феврале 2013 года на Архиерейском соборе был принят документ «Позиция Русской православной церкви по актуальным проблемам экологии», в котором обозначались грани церковного участия в экологической деятельности и говорилось, что священнослужители и миряне призываются к активной деятельности по охране окружающей среды и что экологическая программа может быть выделена как отдельное направление епархиальной и приходской работы. В соответствии с этим документом, после того, как были продуманы состав, формат и задачи новой структуры, в сентябре 2014 года при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла была создана Церковно-общественная природоохранная организация, которая занимается проблемами экологии на общецерковном уровне. При организации действует совет, координирующий ее деятельность, в состав которого входят представители органов власти и экспертного сообщества: министр природопользования и экологии РФ Сергей Донской, председатель комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Геннадий Горбунов, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы Владимир Кашин, консультант-эксперт Общественной палаты РФ, известный эколог Александр Казаков. Возглавляет совет председатель ОВЦО протоиерей Всеволод Чаплин, заместителем председателя совета является заместитель председателя ОВЦО священник Роман Богдасаров, а секретарем совета является ваш покорный слуга. Мы призываем к соучастию разные общественные экологические организации, многие из них выразили желание с нами сотрудничать или уже сотрудничают. Например, мы активно взаимодействуем с экологическим движением «Зеленая Россия». 4 сентября в Общественной палате РФ по инициативе ее члена протоиерея Всеволода Чаплина пройдет конференция, на которой мы планируем наметить точки соприкосновения с приглашенными представителями органов власти и экологических организаций, а затем наметить совместные с ними мероприятия.
– С какими-то зелеными партиями вы сотрудничаете?
– Мы готовы к диалогу со всеми движениями и партиями, но мы не участвуем в политической деятельности и ни одну партию поддерживать не можем.
– А с Greenpeace и Всемирным фондом дикой природы?
– От них к нам никто не выходил пока с предложением о сотрудничестве, когда выйдут – рассмотрим, какой формат могло бы это иметь. Возможно, мы могли бы принять участие в каких-то совместных мероприятиях, если эти мероприятия будут иметь мирный и неполитический характер.
– Как решается поставленная в июле с.г. Синодом в «Методических рекомендациях об участии Русской православной церкви в природоохранной деятельности» задача по «оценке общественно значимых экономических проектов, влияющих на состояние живой природы и окружающей среды (в том числе экспертиза)» и «участие в разработке и обсуждении законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы экологии»?
– Мы принимали участие в заседаниях Высшего экологического совета Госдумы. Экономические проекты для оценки нам пока не предлагали, а по поводу тех или иных законопроектов стараемся высказываться по мере необходимости. Например, в апреле с.г. мы предлагали перенести сезон охоты, который приходился на пасхальные дни, и в целом задуматься о том, что убийство животных ради развлечения противно Божественному замыслу о природе и человеке.
– А на встречах с руководством Министерства экологии вы обсуждаете их законопроекты?
– С представителями министерства мы обсуждаем пока что инициативы нашей организации, что касается их инициатив, то если Минприроды пригласит нас к обсуждению законопроектов – мы готовы.
– Как выстраивается ваше взаимодействие с церковными структурами на местах?
– Нашей организацией совместно с другими церковными структурами были подготовлены уже упомянутые вами «Методические рекомендации…», утвержденные Священным синодом. Данные рекомендации можно легко найти на официальном сайте Московской патриархии. Мы вовлекаем в экологическую деятельность священников на местах путем общения. Например, в Петербургской епархии вопросами экологии занимается протоиерей Алексий Крылов, который активно работает со школьниками. Мы делимся с ним и другими представителями епархий своим опытом и наработками. Одним словом, постоянно поддерживаем с ними связь.
– Еще одна задача вашей организации в «Методических рекомендациях…» сформулирована так: «Инициирует подачу проектов экологической направленности на соискание финансирования из средств государственного бюджета и из иных источников». Каковы достижения в этом направлении?
– Если та или иная епархия реализует экологический проект, она может подать заявку на грант через ОВЦО. Насколько помню, был случай, когда даже не епархия, а общественная организация подала через нас заявку на грант. Получили они его или нет, не знаю, я не курирую этот вопрос.
– Происходит ли обмен опытом и взаимодействие по экологической работе с другими Церквами?
– Пока что нет, но это перспективное направление. Возможно, стоит подумать о совместных акциях с другими конфессиями или с российскими иудеями, мусульманами.
– Как обстоит дело с природоохранной деятельностью на собственно церковных объектах?
– Ответ на это дается в принятом в 2013 году на Архиерейском соборе документе «Позиция Русской православной церкви по актуальным проблемам экологии», где сказано, что важное значение имеет производство в сельских приходах и монастырях экологически чистой продукции. Например, мы знаем из сообщений СМИ о том, как при сельских храмах священники возрождают колхозы и тому подобное.
– Но это эксплуатация природы, а не ее охрана!
– Нет, это тоже экологическая деятельность! А что касается эксплуатации, то к каждой ситуации надо подходить конкретно. Точно так же и с храмами нашей Церкви – на территории многих из них очень много зелени, и местные жители приходят туда иногда просто гулять с детьми. В любом случае большинство территорий храмов чисто убраны, там нет окурков, мусора, там не выливаются нефтяные отходы и т.д. Я считаю, что экологическая деятельность исходит из сердца православных верующих, потому что они знают, что природа – это творение и дар Божий, о котором надо заботиться и его беречь.
– Уже не первый год мы наблюдаем конфликты вокруг строительства храмов в парках (самый известный из них – «Торфянка»). Почему храмы строятся именно в парках? Не наносит ли это ущерб исчезающей экосистеме больших городов?
– Я не слышал от серьезных экологов ни разу, чтобы при строительстве или функционировании храмов как-то серьезно страдала экосистема. Места под строительство храмов выделяются не только в парках, но и на пустырях, и на пересечении дорог, в других местах. Просто к паркам особое внимание. Мы хотим, чтобы храмы строились в мире и сам факт строительства не вносил раздор среди настоящих местных жителей. В той же «Торфянке», как мне известно, принято решение перенести место строительства. Другой момент, что среди активистов-храмоборцев, которые называют себя «местными жителями», есть люди, которые на самом деле не проживают в том или ином районе предполагаемого строительства храма. Мне бы хотелось, чтобы так называемые противники строительства храмов использовали свою энергию и свои аргументы в отношении строительства более крупных и, на мой взгляд, ненужных объектов. Например, многочисленных торговых центров, которые занимают крупные площади и очень часто располагаются в непосредственной близости друг от друга. Но, к сожалению, голос защитников парков и облика города не слышен в данных случаях.