Европейские обыватели испуганы и разгневаны возможностью нашествия полчищ иммигрантов. Фото с сайта www.naseslovensko.net
Утром 12 августа с.г., как сообщает Радио Праги, в нескольких людных местах столицы Чехии появились скульптуры женщин в хиджабах, побитых камнями, с табличками «Была неверной мужу», «Забеременела после изнасилования» и т.д. Как заявил пресс-секретарь организовавшего перформанс общественного движения «Мы не хотим ислам в Чехии» Артур Фишер, «цель акции – напомнить об исламском варварстве и насилии, применяемом к женщинам», поскольку «ислам проникает к нам быстрыми темпами и мы должны открыть людям глаза на всю его опасность».
Ранее, на прошедшем 1 августа в Праге футбольном матче, фанаты футбольного клуба «Яблонец» из одноименного города растянули на своей трибуне огромный баннер, изображающий Европу в обличии женщины-валькирии с щитом и копьем, изгоняющей свинью в восточном халате и чалме, из копыт которой выпадает книга с надписью «Коран».
Так проявляются антииммигрантские и антимусульманские настроения, растущие в странах Восточной Европы после майского заявления Еврокомиссии о необходимости распределения между входящими в ЕС государствами 40 тыс. скопившихся в Италии и Греции беженцев из Северной Африки и Сирии. Для бывшей Чехословакии цифра выглядит на первый взгляд небольшой – 1328 человек для Чехии и 785 для Словакии. Однако за этими мигрантами последуют другие – Чехии уже предложено принять 525 человек из лагерей беженцев за пределами Европы. Многие жители восточноевропейских стран панически боятся появления на окраинах своих городов резерваций, в которых компактно будут проживать выходцы из мусульманских стран. Подобные опасения в 2013–2014 годах вызвали массовые демонстрации в восточногерманской земле Саксония (сначала в ее горных районах, а затем в столице земли Дрездене). Это привело к появлению в стране массового движения «Патриотические европейцы против исламизации Старого Света» (PEGIDA) (см. «НГР» от 18.02.15).
Первый же марш, проведенный 20 июня с.г. в столице Словакии Братиславе, повторил успехи PEGIDA, собрав, по официальным данным, 8 тыс. человек, по данным организаторов – и все 14 тыс. В фоторепортажах видно, что основу шествия составили местные националисты в футболках со своей символикой и футбольные фанаты, к которым присоединилось большое число обычных граждан. На плакатах и баннерах демонстрантов присутствовали изображения перечеркнутых мечетей, лозунги «Мультикультурализм – это геноцид», «Остановите иммиграцию», «Словакия – не Африка!», «Наши предки проливали свою кровь за словаков, а не за африканцев и мусульман» и т.п.
Организатором шествия выступила «Народная партия – Наша Словакия» во главе с лидером Марианом Котлебой. Котлеба, школьный учитель информатики в городе Банска Быстрица, в 2005 году создал ультраправое движение «Словацкое братство – Национальная партия», чьей целью было обозначено «построение нового словацкого государства на основе национальных, христианских и социальных принципов». Деятельность движения, участники которого носили черную форму, явно скопированную с униформы бойцов «Гвардии Глинки» фашистской Словацкой народной партии (1938–1945), вызвала много вопросов у правоохранительных органов и была запрещена в 2006 году. В 2010 году Котлеба создал более умеренную «Народную партию – Наша Словакия», одним из лозунгов которой провозгласил «За Бога, за народ», и в ноябре 2013 года одержал победу на выборах губернатора Банскобыстрицкого края. Стоит отметить, что во втором туре выборов, на которых националист набрал 55,5% голосов, приняли участие лишь 17,29% зарегистрированных избирателей края.
11 июля с.г. в Жилине, центре одноименного края на северо-западе Словакии, партия Котлебы провела еще один митинг против иммигрантов, собравший, по ее данным, около 2 тыс. человек. 8 августа «Народная партия – Наша Словакия» совместно с представителями ультраправой чешской Рабочей партии социальной справедливости провела митинг на Староместской площади в центре Праги, собрав под лозунгом «Остановите иммиграцию!» несколько десятков своих активистов.
Собственно, чехи тоже стараются не отставать от своих восточных соседей в активности. 26 июня около 700 человек вышли с лозунгами «Поддержка мусульманской иммиграции – не гуманизм, а государственная измена» и «Стоп исламу» на митинг против приема мигрантов во втором по величине городе страны Брно, а 30 июня сравнимый по численности митинг собрали в центре Праги движения «Мы не хотим ислам в Чехии» и «Блок против ислама». Как заявил участвовавший в акции депутат парламента от движения «Заря прямой демократии» Марек Чернох, «согласие правительства принимать на добровольной основе мигрантов – это мошенничество по отношению к чешским гражданам». На выборах в парламент в 2013 году «Заря прямой демократии», выступавшая под антииммигрантскими лозунгами, получила 6,88% голосов и 14 депутатских мест. В феврале с.г. 10 ее депутатов во главе с Чернохом заявили о своем желании сотрудничать с «Национальным фронтом» Франции Марин Ле Пен.
Появление мусульманских иммигрантов вызывает опасения и у правых политиков в странах Балтии. 18 июля с.г. в центре Таллина, а 4 августа – в Риге у здания правительства республики прошли митинги протеста против европейских квот (правда, не слишком многочисленные). В Латвии организатором акции выступила праворадикальная группа «Отечественная гвардия» совместно с правой партией «Национальное объединение «Всё для Латвии!» – «Отечеству и свободе», а лозунгом акции стали «Нет геноциду белой расы» и «Балтию – балтийцам, Европу – европейцам, Африку – африканцам!».
Не чужды подобным настроениям и вполне системные политики. 10 августа Министерство социальных дел Эстонии, по сообщению главы ведомства Маркуса Цахкна, предложило Минюсту рассмотреть вопрос о запрете прибывающим на жительство в страну мусульманкам носить паранджу в общественных местах, как это было сделано в 2010 году во Франции и Италии по предложению местных правых партий. 13 августа председатель Комитета национальной безопасности и обороны литовского парламента Артурас Паулаускас выдвинул идею также превентивно ввести законодательный запрет на ношение закрывающей лицо накидки в общественных местах.