Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что спорить с живыми и мертвыми художниками можно и нужно. Фото РИА Новости |
Пресс-секретарь музейно-выставочного объединения «Манеж» Елена Карнеева сообщила «НГР», что в настоящее время уточняется размер ущерба, который нанесли участники группы православного активиста Дмитрия Цорионова (Энтео) некоторым экспонатам выставки «Скульптуры, которых мы не видим». По ее словам, технико-технологическая и искусствоведческая экспертизы должны занять от недели до месяца. На момент сдачи номера в печать ничего не известно о перспективах уголовного дела, которое «Манеж» требует возбудить по факту нападения на выставку.
Напомним канву событий. Участники движения «Божья воля» под руководством Дмитрия Цорионова, также известного как Энтео, 14 августа с.г. ворвались в зал «Манежа», где проходила выставка, посвященная творчеству участников художественного объединения ЛеСС 1950–1960-х годов Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта. Кроме работ этих мастеров в выставочных залах экспонировались произведения современных художников.
Сторонники Энтео посчитали, что демонстрация подобных экспонатов нарушает поправку в Уголовный кодекс и другие правовые акты от 29 июня 2013 года, известную как «закон о защите чувств верующих». Позже Дмитрий Цорионов сообщил СМИ, что, по его мнению, закон этот не работает, поэтому ему и его сторонникам приходится проводить подобные акции.
Относительно происходившего в выставочных помещениях «Манежа» мнения расходятся. Сам Цорионов говорит, что он и его сторонники только потребовали вызвать полицию и закрыть выставку из-за нескольких работ, на которых Христос и христианские святые изображены «в непотребном виде». К этим работам в первую очередь относятся девять линогравюр Вадима Сидура. Однако Елена Кареева сообщила, что в ходе акции были повреждены четыре линогравюры Сидура, а также голова Иоанна Крестителя, выполненная современной московской художницей.
Согласно информации, размещенной на странице в социальной сети одной из участниц акции Милой Одеговой, ознакомившись с экспозицией, она обратилась к охранникам с просьбой вызвать администрацию «Манежа», в то время как ее соратники требовали вызвать полицию, чтобы «пресечь нарушение закона о защите чувств верующих». По информации официального сайта музейно-выставочного объединения «Манеж», охрана вызвала полицию из-за противоправных действий «Божьей воли».
Ожидая прибытия полиции, члены движения «Божья воля» вступили с охранниками в перепалку, поводом к которой послужили мнения, высказываемые посетителями выставки, о том, что художественный мир Сидура сложился на основе сложного жизненного опыта, в том числе участия художника в Великой Отечественной войне. В запале словесной баталии Одегова схватила линогравюры, а Цорионов – голову Иоанна Крестителя. На видеозаписи с места происшествия видно, что Одегова не просто берет линогравюру, а бросает ее на пол.
Прибывший на место наряд полиции отвез Цорионова с товарищами в отделение, где участники движения написали заявление с просьбой привлечь директора «Манежа» к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 148 УК РФ. В свою очередь, администрация выставочного комплекса выступила со встречным заявлением о причинении материального ущерба, размер которого будет определен после консультации с экспертом. Дмитрия Цорионова отпустили из полиции тем же вечером. На следующий день на странице движения в социальной сети был размещен призыв к православным верующим обращаться с заявлениями в правоохранительные органы по поводу нарушения статей УК РФ об экстремизме и оскорблении чувств верующих.
В воскресенье перед зданием на Манежной площади была проведена серия одиночных пикетов сторонников движения «Божья воля». 21 августа планируется повторение этой акции. Согласно сведениям на странице движения в социальной сети, эти действия были одобрены некими священнослужителями Московской епархии РПЦ. Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков в комментарии для «НГР» сказал, что не располагает информацией по данному вопросу, хотя уверил, что патриарха Кирилла информируют обо всех происшествиях, подобных акции Энтео. Также ходили слухи, что божевольцев благословил влиятельный старец схиархимандрит Илий (Ноздрин), которого молва называет духовником патриарха, однако данную информацию опровергли близкие к старцу люди.
Сразу после событий Московский патриархат продемонстрировал сдержанную позицию в отношении акции Энтео. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил «Интерфакс-религии», что хотя он сам экспонатов не видел, но может сказать, что во всем должна «соблюдаться законность».
«Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки», – заявил священнослужитель. На следующий день Чаплин посетил выставку и составил собственное впечатление об экспозиции. «Что-то понравилось, что-то нет. Не нужно самоуправства, подобно тому, что совершил господин Цорионов, но нужно наконец добиться того, чтобы правоохранительные органы реагировали на заявление о возможном осквернении почитаемых верующими предметов и символов так же, как и на сообщения об осквернении символов, которые почитаются неверующими людьми», – заявил он «НГР». «Насколько мне известно, сотни людей обращаются в правоохранительные органы, когда оскверняются священные для христиан символы, но то ли по звонкам из каких-то кабинетов, то ли под давлением тоталитарной околокультурной тусовки заявлениям хода не дается. Нужно, чтобы ситуация была разблокирована», – продолжил Чаплин.
На вопрос журналиста «НГР» о том, можно ли считать оскорбительными для верующих произведения давно почивших художников, творивших в другую эпоху, представитель церкви ответил: «Спорить с живыми и мертвыми художниками можно и нужно. В конце концов злодеи прошлого и сегодня в обществе обвиняются в злодействах, и никто не сомневается в легитимности таких обвинений».
«Возникает ощущение, что сам Энтео – фигура не очень самостоятельная, – комментирует ситуацию первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Он человек в большей степени политтехнологический, а вовсе не такой уж фанатик. Он вписывается в определенную волну».
Как уже был сказано, руководство «Манежа» настаивает на возбуждении уголовного дела против участников противоправных действий на выставке. «Дело должны открыть – или отказать заявителям – очень быстро, процессуальные сроки в этом смысле короткие. По идее, решение в случае, если протокол о правонарушении составлен на месте, вообще может быть принято за несколько часов, но в норме оно принимается за день-два. Зависит как раз от того, по какой статье они будут возбуждать дело», – поделился с «НГР» своим мнением о перспективе уголовного дела руководитель СОВА-центра Александр Верховский.
Как стало известно вчера, замглавы комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Константин Добрынин считает, что лидер «Божьей воли» заслуживает наказания в виде лишения свободы. По его мнению, Цорионов стремился стать известным. «Поэтому обязанность государства – ему эту «известность» предоставить. В рамках действующего Уголовного кодекса лет на пять «известности» он вполне уже заработал», – сказал Добрынин «Интерфакс-религии». Сенатор направил запрос на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина с просьбой провести проверку по факту погрома. Ранее глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) обратился в прокуратуру с просьбой проверить на предмет нарушения закона действия активистов «Божьей воли».
«Государство тоже присматривается, нужно ли так резко реагировать. Ну повредили что-то, ну в конце концов он же не американский агент, он же хороший, он свой, ну, может быть, несколько резкий», – комментирует эти действия Алексей Макаркин, добавляя, что правоохранители, по его мнению, боятся допустить ошибку, ждут указания от государственных чиновников.
Между тем происшествие в «Манеже» вызвало горячую полемику в среде верующих интеллектуалов. «Не стоит говорить, что отношение к этой варварской акции раскололо православную общественность. Скорее мы явно увидели те разделения, которые существуют уже не первый год», – говорит ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин, который в качестве разграничительной линии между сторонами видит отношение к насилию. «Я как христианин убежден: любые симпатии к этим молодым варварам глубоко порочны. И в последние дни я получаю немало писем с благодарностью, что публично озвучил эту позицию», – говорит Чапнин. Однако, по его мнению, некоторым кажется, что «эти варвары делают активную православную позицию интересной для современного молодого человека». Чапнин считает такую позицию частью очень неудачной игры некоторых священников в «миссию среди молодежи».