«Церковь с китайским лицом» как идеал правящей компартии. Фото Reuters
Интерес китайских властей к христианским общинам особенно заметен в последние годы, когда тенденция к росту числа католиков и протестантов стала очевидной. По оценке профессора Яна Фэнгана из университета Пердью, к 2030 году число приверженцев Иисуса в КНР достигнет 247 млн человек. Стивен Мошер, аналитик американского Института исследования населения, утверждает, что христиан уже в современном Китае больше, чем членов Компартии – свыше 100 млн. Представители Ватикана все чаще говорят о КНР как о «земле надежды» для католицизма, и нельзя исключать, что именно это раздражает Пекин.
20 мая с.г. председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с представителями Патриотического единого фронта китайского народа, возглавляемого Компартией, призвал «активно инкорпорировать религию в социалистическое общество», а также сделать ее «китайской» и «независимой» от влияния из-за границы. «Мы должны управлять религиозными делами в соответствии с законом, придерживаясь принципа независимости религиозных групп, предоставленного нами», – заявил китайский лидер. Как отметил, приводя это заявление Си Цзиньпина, католический интернет-ресурс Asia News, в отношении конфессиональных общин у властей КНР действует принцип «теории заговора, как правило, в первую очередь относящийся к мусульманам в Синьцзяне и тибетским буддистам… но не пощадивший и католиков». Начиная с 1951 года воздействие Коммунистической партии на жизнь католических общин (в составе открыто действующей «китайской» Церкви, поддерживаемой властями и независимой от Святого престола) является для них определяющим, несмотря на юридическую автономию верующих. Католические епископы в КНР, de jure избираемые приходскими советами, de facto назначаются особым государственным ведомством – Патриотической ассоциацией. Решением этого органа были созданы многие новые епархии и упразднены старые, а католиков, не принявших реформы, обрекли на подпольное существование; некоторые из верующих оказались в тюрьмах.
Несмотря на это, число христиан в Китае продолжило неуклонно расти.
В апреле с.г. управляющий экономическими активами Ватикана кардинал Джордж Пелл выразил свою радость успехами католической проповеди в этой стране в не слишком дипломатических выражениях. Кардинал сравнил коммунистический режим Китая с поздней Римской империей и допустил, что в этой стране появится Константин Великий, который выведет Церковь из подполья. Если продолжить историческую аналогию, то Пелл посулил Китаю религиозную революцию.
На этом фоне в Ватикане дают понять, что переговоры, идущие между сторонами, все еще могут завершиться положительным результатом. В марте с.г. глава пресс-центра Ватикана священник Федерико Ломбарди официально предложил Пекину компромисс по так называемому вьетнамскому варианту. Церковно-политические отношения в этой стране предусматривают, что кандидатуры епископов вносятся Святым престолом, после чего утверждаются местной властью. Вьетнамское правительство обладает правом вето: Ватикан обязан вносить все новые и новые кандидатуры, пока на какую-нибудь из них не согласится Ханой.
В Пекине, по информации Asia News, подобный компромисс считают неприемлемым. Китайские власти, наоборот, хотели бы сохранить за собой право инициативы в избрании епископов, отведя роль утверждающей стороны папе Римскому.
Слухи о том, что Ватикан и Пекин в обозримом будущем могут прийти к соглашению, не вселили оптимизма в сердца части китайских католиков. Харизматический лидер непримиримых, 83-летний почетный кардинал из Гонконга Чэнь Жицзюнь (Иосиф) весной с.г. заявил, что боится «капитуляции» со стороны своего священноначалия. Не рискуя критиковать напрямую папу, клирик выражает несогласие с госсекретарем Паролином. Вместо того чтобы вести переговоры с Пекином, Чэнь предлагает надавить на него: «Следует понять: это не мы должны измениться, а они. В последние годы наша Церковь выбрала слишком робкую стратегию в отношении Пекина, а китайские власти этим пользуются». «Одна из главных проблем сейчас – это вопрос, кто будет назначать епископов. Китайское правительство говорит, что они будут выбираться прихожанами и клиром. Но дело в том, что в КНР нет никаких настоящих выборов! То, что сейчас может произойти, станет попросту безоговорочной капитуляцией с нашей стороны», – говорит кардинал.
По информации Чэня, китайские власти продолжают держать в тюрьме по крайней мере двух католических епископов – Ши Инсяна (Козьму) и Су Чжимина (Иакова). В январе с.г. появилась информация, что 94-летний Ши Инсян скончался в заточении, но официальных подтверждений этого факта нет.
Между тем в Ватикане, похоже, голос Пекина слышат отчетливее, чем протесты некоторых своих единоверцев. В декабре 2014 года папа Римский Франциск отказался от встречи с XIV далай-ламой, находившимся с визитом в Италии. Жест понтифика, точно указывающий, что в Ватикане не хотят раздражать Китай, имеет мало общего с политикой прежних пап, включая Бенедикта XVI и Иоанна Павла II. Вместо далай-ламы Франциск хотел бы видеть у себя Си Цзиньпина, о чем заявил в августе 2014 года. В Китае, впрочем, это предложение не приняли.
Политика коммунистических властей по отношению к религиозным организациям в немалой степени диктуется страхом перед их мобилизующей силой. В первой половине – середине 1990-х Пекин столкнулся с выступлениями сторонников секты Фалуньгун, подавление которых потребовало немалых усилий. В XXI веке китайские власти опасаются, что способность сплачивать своих единоверцев, характерная для традиционных религий, может быть использована ими против правительства. В 2010-е годы в Китае проводят политику сдерживания по отношению к христианству, исламу и тибетскому буддизму. «Натурализовать» эти религиозные движения, сделать их в полной мере лояльными Пекину пока не удается.