Архиепископ Езрас Нерсисян напоминает о роли России в спасении армянских беженцев. Фото автора
Армянский народ и его Церковь готовятся к памятным мероприятиям, посвященным 100-летию геноцида армян в 1915 году в Османской империи, когда, по принятым в мире данным, в результате погромов и изгнания погибло приблизительно 1,5 млн. человек. О том, как Армянская апостольская церковь (ААЦ) воспринимает эту трагическую дату, ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ рассказывает патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии архиепископ Езрас НЕРСИСЯН.
– Ваше высокопреосвященство, какие памятные мероприятия готовит ААЦ в Армении и России в связи со 100-летием геноцида?
– Это особая, но трагическая дата в истории нашего народа. Наша Церковь призывает к восстановлению справедливости. Это ведь был и церковный геноцид. Армянский народ потерял не только своих сыновей и дочерей, но и много храмов было разрушено, уничтожено рукописей, осквернено святынь, культурных ценностей. Была цель – уничтожить след христианской цивилизации в Турецкой империи. Эти злодеяния начались в 1893–1894 годах, во время правления султана Гамида, и достигли своего апогея в 1915 году.
В дни, когда Армения будет вспоминать 100-летие этих событий, в Армянской церкви состоится собрание епископов со всего мира во главе с патриархом-католикосом всех армян Гарегином II. 23 апреля, накануне официальной даты памяти жертв геноцида, в первопрестольном Эчмиадзине, духовном центре армянского народа, состоится богослужение с участием глав многих христианских конфессий и государств. Оно завершится в 19.15, что будет символизировать трагическую дату. В Москве одновременно с колокольным звоном нашего кафедрального собора, по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, будут бить колокола храма Христа Спасителя, а православный церковный хор будет исполнять песнопения на армянском языке. На следующий день у нас в духовном центре в Москве откроется памятник жертвам и музей геноцида. Мы получили разрешение властей страны и столицы, чтобы на Поклонной горе, в священном для российского народа пантеоне – Музее Великой Отечественной войны – открыть выставку «Армянский геноцид. Русский взгляд».
Это необходимо, чтобы напомнить о совершенном зле. Мы считаем, что и через 100 лет мир еще не отреагировал на геноцид так, как следует. Проявленное безразличие оставило зло безнаказанным. В результате получили холокост, геноцид в Руанде, Камбодже, сегодня мы видим подобные злодеяния на Ближнем Востоке и в Украине.
– Люди, страдающие от преследований экстремистов на Ближнем Востоке и в Африке, точно так же упрекают мировое сообщество в равнодушии к нынешнему геноциду…
Кафедральный собор Преображения Господня в Москве и резиденция патриаршего экзарха. Фото Льва Исраеляна |
– В этом наша трагедия: политические интересы доминируют над гуманностью. Уничтожение народов превращают в политический аргумент. Об этом израильский историк Яир Аурон написал книгу «Необъяснимое равнодушие». Для меня как для священнослужителя ясно – это грех. Да, все мы грешны. Но губительно и страшно, когда человек не осознает свой грех, отрицает свою греховность. Эти люди должны осознать свою ошибку и жить по-новому. Внушает оптимизм, что многие представители турецкой интеллигенции поднимают тему геноцида армян. Свидетельством тому – творчество кинорежиссера турецкого происхождения Фатиха Акина, который в разговоре со мной признался, что снять фильм «Шрам» его побудило желание открыть глаза турецкому народу, помочь ему жить не по лжи.
– Хорошо, это политики, но все ли христианские Церкви признали факт геноцида или также под давлением политических обстоятельств уходят от однозначных заявлений на эту тему?
– Все кафедральные соборы мира в этот день, 24 апреля, совершат поминальные богослужения. 12 апреля папа Римский Франциск совершил литургию в память жертв геноцида, на которой были Армянский католикос и многие наследники тех, кто 100 лет назад спасся от резни.
– Как известно, многие беженцы, спасаясь от погромов, осели на Ближнем Востоке. Сегодня их потомки подвергаются угрозе повторного геноцида, уже от рук боевиков новоявленного «Халифата»?
– Да, это наша общая боль! Армянский народ благодарен всем странам и народам, которые в те годы и сегодня оказывают помощь гонимым. У горя нет национальности. Очень многие армяне нашли пристанище в Сирии, Бейруте, Багдаде и других местах Ближнего Востока. Более 600 тысяч армян бежали, а многих отправили в пустыни, чтобы они там погибали от голода и жажды. Как объяснить, что в XXI веке, незадолго до трагической даты 100-летия геноцида, взорвали армянский храм в Дейр эз-Зоре, построенный на костях жертв этого геноцида? В Сирии в армянский город Кесаб вошли террористы и изгнали все его население, осквернили святыни. Что делали в Ираке с езидами! 100 лет назад армян так же вынуждали в Османской империи отказаться от своей веры в обмен на сохранение жизни…
– Недавно в турецком городе Диярбакыре было совершено богослужение с участием мусульман, предки которых были вынуждены изменить своей вере…
– Да, жизнь меняется и в лучшую сторону. Сегодня многие страны поднимают вопрос о том, что Турции надо признать геноцид, осудить его и продолжать уже мирно сосуществовать со своими соседями. Армения к этому готова.
– В каких-то исламских странах мусульманское духовенство признает факт геноцида или все проявляют солидарность с единоверцами Турции?
– Официальное духовенство Сирии осуждает те события, и сто лет назад оно оказывало помощь беженцам. Нынешний верховный муфтий этой страны, насколько я знаю, оказал материальную помощь для восстановления древних монастырей в Армении. Да, есть такое. Другое дело, что у других смелости не хватает. В душе они наверняка понимают, что этого требует справедливость, но политическая обстановка запрещает им идти против общего курса… Мы обращаемся к народу Турции. Власть отвергает, отрицает правду, хочет ложь навязать не только своему народу, но и всему человечеству. Даже утверждают, что армянского государства никогда не существовало. Это историческая ложь – вроде попыток исказить итоги Великой Отечественной войны, отрицать роль советского народа в победе над нацизмом.
– Как в богословии Армянской церкви осмысливается факт геноцида? Есть что-то аналогичное «богословию после Холокоста»?
– В течение девяти лет мы изучали вопрос о канонизации как новомучеников всех невинно убиенных во время геноцида 1915 года. Мы изучали аналогичные документы христианских Церквей мира. Формулировка, с которой будет происходить процесс канонизации, звучит так: «За веру!» Их убивали только за то, что они исповедовали христианство и представляли армянский народ.
Трагические события столетней давности мы воспринимаем по-христиански: дьявол действует среди нас, стремится завладеть людьми. Что символизирует этот храмовый комплекс в Москве, где мы сейчас беседуем? Он символизирует не только веру армянского народа в Бога, но и духовное единство, единство системы ценностей двух народов, общечеловеческие ценности. Церковь призывает жить именно с этими ценностями. Надо, чтобы каждый начал с себя. Нельзя проявлять равнодушие, говорить себе: это меня не касается, это до меня еще не дошло… Я с этой точки зрения подхожу к траурной дате. Объединиться, чтобы не позволять злу проявить себя в наши дни. Отнимать у человека жизнь – это страшный грех, за который придется отвечать. Не зря ведь наши предки собрали исторические материалы с неопровержимыми доказательствами, чтобы их рассматривали международные инстанции. Если зло не будет осознано, есть опасность, что оно повторится в самый неожиданный момент. Наши мудрые отцы сказали: здоровьем никто не «заражается», а болезнь передается сразу. Наша задача – чтобы вирус равнодушия не завладел человечеством.