Арье Дери, несмотря на запятнанную репутацию, поднял популярность партии ШАС.
В мире общеизраильской политики выборы в Кнессет 17 марта с.г. прошли под лозунгом «Либо они, либо мы». Либеральный «Сионистский лагерь» и другие левые, социал-демократические и либертарианские партии бросили вызов правому правительству во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху.
В мире иудейских общин тоже шла борьба под лозунгом «Либо они, либо мы». С таким заголовком на первой полосе вышла накануне выборов крупнейшая религиозная газета Израиля «Кикар шабат». Речь шла о двух партиях: «Яхадут ха-Тора» («Единство Торы») и ШАС, которые боролись за голоса религиозного электората. Они получили соответственно 6 и 7 мандатов из 120.
Коалиции и расколы
ШАС была создана под руководством бывшего главного сефардского раввина Израиля Овадии Йосефа в 1980-х годах. Партия эта имеет клерикально-фундаменталистское руководство, однако опирается на большой электорат сефардов, евреев – выходцев из мусульманских стран, далеко не всегда соблюдающих предписания ортодоксального иудаизма.
Лидеры ШАС и большинство функционеров были сефарды, но при этом выпускники престижных иешив (духовных училищ) для ашкеназов, евреев европейского происхождения, принадлежащих к нехасидскому течению ортодоксального иудаизма, так называемых литваков. Раввин Овадия Йосеф был вынужден публично осудить своего фаворита и воспитанника, бывшего министра внутренних дел и политического лидера ШАС Арье Дери, осужденного за коррупцию, обман доверия, злоупотребление служебным положением. Духовный лидер партии назначил на его место Эли Ишая. Под руководством Ишая партия ШАС теряла мандаты и переходила на все более радикальные позиции. Арье Дери отсидел свой срок. Прошел и положенный по израильскому закону семилетний карантин, когда осужденный не может занимать официальные должности. После смерти Овадии Йосефа в 2013 году Дери вернулся в политику и вытеснил из партии Эли Ишая.
Сам Овадия Йосеф признавал над собой авторитет «главы поколения» (так в еврейской традиции называют наиболее заслуженных духовных лидеров) раввина Элиэзера Шаха, поэтому раввины-литваки одно время поддерживали ШАС. Отношения между различными течениями и группами ультраортодоксального иудаизма никогда не отличались особой теплотой. Однако в 1980-х годах вражда между хасидами и литваками достигла пика. Там была и открытая политическая конфронтация, сопровождавшаяся многими актами вражды и насилия с обеих сторон. В конце десятилетия окончательно оформился раскол между литваками и большей частью хасидов. Список литваков (к которому в последний момент примкнули белзские хасиды) под названием «Дегель ха-Тора» («Знамя Торы») провел в Кнессет своих депутатов.
С прибытием большой волны иммигрантов из бывшего СССР демографическая ситуация в Израиле изменилась. Бывшие непримиримые конкуренты, тоже боровшиеся под лозунгами «либо они, либо мы», объединились, тем более что престарелые духовные лидеры многих ультраортодоксальных общин, переругавшиеся между собой в 1980-х, к тому времени руководили лишь номинально, а делами заправляла свита. В 1992 году хасидская партия «Агудат Исраэль» и литвацкая «Дегель ха-Тора» создали единый список «Яхадут ха-Тора». Позже они не раз еще раскалывались и объединялись, ссорились и мирились. На нынешних выборах этот объединенный список отобрал почти все голоса, которые ультраортодоксы ранее отдавали ШАС.
Внутри религиозного сообщества Израиля шла ожесточенная предвыборная борьба. Проводились многотысячные демонстрации на улицах и митинги на стадионах и в больших залах. Влиятельный в литвацких кругах раввин Шмуэль Ойербах вышел со своими сторонниками из «Дегель ха-Тора» и создал «Иерусалимскую фракцию». Он обвинил религиозных политиков в длительной дискриминации его сторонников. Его выход стоил им 20–30 тыс. голосов и потери одного мандата.
На выборах 17 марта с.г. «Яхадут ха-Тора» получила рекордное число голосов (более 210 тыс. по сравнению со 190 тыс. на прошлых выборах). Однако из-за роста населения и новых законов о выборах количество их мандатов упало до шести, из которых четыре получат хасиды из «Агудат Исраэль» и два – литваки из «Дегель ха-Тора». Между фракциями существуют сложные соглашения о ротации.
Возглавил список гурский хасид Яков Лицман, уроженец Бруклина. Разные течения и группы хасидизма обозначаются по идишским названиям различных местечек в Восточной Европе. Однако есть и более новые группы, которые называются по городу, где хасиды осели в иммиграции, например, бостонский хасидизм. В 1996 году, после кончины гурского ребе Пинхаса Менахема Альтера Лицман стал политическим советником нового гурского ребе в Израиле Якова Арье Альтера. В 1999 году Лицман отказался от американского гражданства и был направлен ребе на партийную работу. Он много лет возглавлял влиятельную финансовую комиссию Кнессета, где добивался многочисленных поблажек и освобождения от различных налогов для религиозных учреждений. В 2007 году Лицману пришлось оставить председательство в финансовой комиссии из-за политических трений внутри фракции «Яхадут ха-Тора». Начиная с 2011 года он фактически возглавлял Министерство здравоохранения, где настаивал на внедрении галахических предписаний в деятельность врачей и больниц. Критики обвиняют его в плохом администрировании, вызвавшем многомесячную всеизраильскую забастовку врачей в 2011 году. В предвыборной рекламе Лицман рассказывал, что провел закон о бесплатных детских яслях с трех лет и покрытии страховкой детской стоматологической помощи.
Второй номер в партийном списке – Менахем-Лейзер (Элиэзер) Мозес. Он представляет течение вижницкого хасидизма. В отличие от большинства своих избирателей Мозес служил в израильской армии. В рамках службы он занимался выслеживанием и конвоированием дезертиров. Политическую деятельность начинал как служка при вижницком ребе Хаиме-Меире Хагере. В 1989 году был приглашен министром просвещения от Национально-религиозной партии (МАФДАЛ) Звулоном Хамером на пост заместителя генерального директора Министерства просвещения и одновременно главы департамента образования ультраортодоксов (харедим, что в переводе означает «богобоязненные»). В 1990-е годы в бытность Ариэля Шарона министром строительства Мозес продвинул проекты расселения вижницких хасидов в Ашдоде и в городке Бейт-Шемеш, почти полностью превратившемся тогда в ультраортодоксальное поселение. В 2009 году попал в Кнессет, а двумя годами позже сменил своего коллегу по партии Меира Поруша на посту заместителя министра образования.
Меир Поруш тоже прошел в нынешний Кнессет. Он потомок влиятельной иерусалимской ортодоксальной семьи, сын многолетнего депутата Менахема Поруша. Он представляет фракцию «Шомрей эмуним» («Хранители веры») внутри «Агудат Исраэль», представляющую мелкие течения и дворы хасидизма – Ценз, Карлин-Столин, Бреслав, Эрлау, отколовшаяся от вижницкого хасидизма фракция Серет-Вижниц, Бяла и Бостон. Семья Поруша контролирует влиятельную религиозную газету «Мевасер» («Вестник») и систему контроля за кошерностью продуктов в «Агудат Исраэль». Поруш прослужил в израильской армии четыре месяца. В отличие от его хасидских коллег он обучался в одной из наиболее престижных литвацких иешив – «Слободке». В политике Поруш с начала 1990-х годов. В бытность замминистра строительства он способствовал строительству специальных проектов для религиозного населения. В 1995 году я брал у него интервью, где он между прочим сказал, что светское государство – это смертельная опасность для народа Израиля. Поруш был первым, кто начал поощрять расселение ультраортодоксов из их центров в Иерусалиме и Бней-Браке как в израильские «города развития», так и в еврейские анклавы на территории Палестинской автономии.
Белзский хасидизм представляет в Кнессете Исраэль Эйхлер, журналист, редактор органа белзского хасидизма «Ха-махане ха-хареди» («Квартал харедим»). Эйхлер хорошо известен широкой израильской общественности из-за участия в чрезвычайно популярной телепрограмме «Пополитика», где был постоянным участником вместе с Томи Лапидом, будущим лидером светской партии «Шинуй» и отцом лидера центристской партии с антиклерикальной программой «Еш Атид» Яира Лапида. В Кнессете Эйхлер одно время возглавлял Комиссию по обращениям граждан, где хорошо зарекомендовал себя. Зато на посту председателя подкомиссии по делам буфета Кнессета так и не сумел добиться, чтобы в кафетерии израильского парламента вкусно кормили. Однако этого не сумели добиться комиссии Кнессета ни до, ни после Эйхлера.
Литваков из «Дегель ха-Тора» в нынешнем Кнессете представляют Моше Гафни и Ури Мекабель. Мекабель – выпускник иешивы «Слободка». В 1980-е годы был заместителем мэра Иерусалима и возглавлял там отдел образования. Его старший коллега председатель «Дегель ха-Тора» Моше Гафни – ветеран израильской политики, выпускник иешив «Слободка» и «Гродно», был председателем финансовой комиссии Кнессета, заместителем министра по делам религий. Гафни публично заявлял, что не верит в эволюцию, что не мешало ему в уходящем Кнессете возглавлять комиссию по науке и технологии. Накануне выборов Моше Гафни говорил о том, что не может простить Нетаньяху то, что харедим подверглись дискриминации в его последней коалиции. Такие обиды в израильской политике, как правило, все же прощают, но только за солидные бюджеты.
«Ну какие идеологические расхождения могут быть у ШАС, «Яхадут ха-Тора» и «Яхад»? – эмоционально говорил мне молодой иерусалимский раввин. – Если бы все три партии объединились, то был бы сегодня религиозный блок из 17–18 мандатов, третий по величине!» Надо заметить, что мой собеседник не считает религиозной националистическую партию «Еврейский дом», получившую 8 мандатов.
На самом деле третьим по величине стал «Объединенный арабский список», взявший 14 мандатов. Там впервые сумели вместе пойти на выборы, казалось бы, заклятые враги – коммунисты, националисты, представители различных кланов. Перед нынешними выборами израильское правительство резко подняло электоральный барьер, устав удовлетворять капризы мелких партий. Это подтолкнуло к объединению мелкие арабские и иудейские партии.
Зато не преодолела электоральный барьер праворадикальная религиозная партия «Яхад» («Вместе»). Ее возглавили Эли Ишай, ушедший из ШАС, и Барух Марзель, последователь радикального раввина Меира Кахане.
Яков Лицман завоевал для своей партии «Яхадут ха-Тора» 6 мандатов. Фото Reuters |
Заветы избирателей
ШАС провела кампанию с упором на социальные проблемы, касающиеся всех израильтян: рост цен, жилищный кризис, коррупция и бюрократизм, отсутствие перспектив для молодых. Очевидно, что не только партийный аппарат, но и избиратели простили Арье Дери нарушения закона. «У нас будет более социальное, более традиционное, более религиозное правительство», – сказал Дери в одном интервью.
В течение всей предвыборной кампании отошли на задний план практически все вопросы отношения государства и религии, вызывавшие в прошлом ожесточенные споры. Почти забыты были такие горячие еще недавно темы, как злоупотребления в финансировании иешив и религиозных учреждений. Никто не требовал больше уроков математики и естествознания в религиозной системе образования. Почти не говорили и о справедливом разделении бремени обязанностей между светским и религиозным населением в налогах и военной службе.
Не возникали оживленные дискуссии о проблеме допуска женщин к религиозному служению, работы бизнеса по субботам в Тель-Авиве, не спорили даже по вопросам введения гражданских браков и разводов в Израиле, вызывавших ожесточенную полемику во время прошлых предвыборных кампаний. Об однополых браках писали куда больше, чем о браках межобщинных и гражданских. Собственно, однополые браки да еще призыв харедим на действительную воинскую службу были единственными темами кампании, имевшими отношение к религии. Но и они не вызвали особого воодушевления.
В платформе всех религиозных партий были требования отмены закона о мобилизации юношей-харедим, возвращения финансирования религиозным учебным заведениям, где не преподают установленного минимума светских предметов, и отмены нового закона о стандартизации гиюра (обращения в иудаизм), который позволяет получение израильского гражданства. Накануне выборов Главный раввинат сумел отложить выполнение закона на неопределенный срок. Во время кампании несколько израильских журналистов рассказали мне, что безуспешно добивались четких ответов на вопросы отношения религии и государства от лидеров списков, участвовавших в выборах.
По сообщению организации «Хидуш», отслеживающей израильские религиозные СМИ, наблюдался повышенный интерес к проблемам женщин и работающих харедим. В большой степени этот интерес объяснялся появлением на выборах списка ультраортодоксальных женщин «Б’зхутан» («По их праву») во главе с Рут Кольян. Партия религиозных женщин подняла вопросы о тяжелом материальном положении и низкой оплате тысяч воспитательниц детских садов, об отсутствии профессиональных и образовательных возможностей для молодых религиозных женщин. Религиозные СМИ игнорировали или травили этих женщин. Отказывались печатать их рекламу. Раввины угрожали им отлучением. Суд местной инстанции поначалу обязал религиозные СМИ дать партии место для рекламы, но затем Верховный суд решил, что СМИ не обязаны это делать.
Множество вопросов широко обсуждалось в религиозных социальных сетях, которые становятся все более открытыми, несмотря на то что некоторые раввины запрещали и смартфоны, и Интернет, и даже компьютеры. Во время выборов одной из самых горячих тем в религиозном иудейском Интернете были письма женщин главам иешив с жалобами на то, что им по сватовству дали мужей-геев. Ходил по Сети ответ одного из глав армейской иешивы, где тот принавал, что проблема серьезная, но он сам не знает, как в таком случае поступать.
Впрочем, когда это надо для пропаганды, то на раввинские запреты не обращают внимания. В рекламном ролике «Яхадут ха-Тора» продемонстрировали не только смартфон, с которого к потенциальным избирателям обращаются лидеры партии. В ролике сыграла роль даже женщина, что совершенно невероятно представить в религиозных СМИ, где из снимков вырезали Хиллари Клинтон и женщин-политиков, шагавших на демонстрации после расстрела редакции Charlie Hebdo в Париже.
Не обошлось и без фальсификаций и нарушения довольно строгих израильских законов о предвыборной пропаганде. Израильская полиция сообщает о том, что заведено 51 уголовное дело по подозрению в фальсификации, в основном в арабском и религиозном секторах. Полиция задержала 23 человека за нарушения на выборах. Заведено 51 уголовное дело за незаконную агитацию и политическую деятельность раввинов и сотрудников раввинатов. Закон запрещает госслужащим заниматься политической деятельностью по месту службы. По экстренному иску партии «Яхадут ха-Тора» в день выборов судья запретил вещание радиостанции «Коль Хай», контролируемой конкурирующей религиозной партией ШАС. Проверяются и жалобы. Оказалось, например, что на некоторых участках в арабских городах Умм-эль-Фахм и Фурейдисе победила «Яхадут ха-Тора».
Несистемная оппозиция
Нельзя обойти вниманием и большой антисионистский сегмент религиозной иудейской общественности в Израиле. Их общины не просто бойкотировали выборы, но и всячески пытались их сорвать. По сообщению религиозной передачи «Найс», благотворительная организация в Иерусалиме предлагала по 100 долл. тем, кто в день выборов отдаст им в залог свое удостоверение личности – документ, необходимый для голосования.
Иудеи-антисионисты проводили свои демонстрации не только в религиозных районах Израиля, но и в Америке. Большая демонстрация сатмарских хасидов вместе с иранцами прошла напротив израильского консульства в Нью-Йорке во время речи Нетаньяху перед конгрессом США.
На улицах религиозных кварталов появились плакаты, где проклинались раввины, давшие разрешение голосовать. «Да сгинет имя нечестивых. Все зачинщики и ниспровергатели, подстрекающие (евреев) идти голосовать, да сотрется имя их из Книги жизни!» – звучали самые страшные проклятия из иудейского арсенала, которым обычно подвергают лишь очень больших врагов еврейства.
Во время кампании знакомый сотрудник штаба «Ликуда» рассказал мне, что там серьезно опасаются, что харедим будут бойкотировать выборы, и это может плохо отразиться на окончательном балансе сил. Предварительные оценки показывают рост религиозного населения на периферии, особенно в таких городах на юге Израиля, как Арад и Беэр-Шева, считавшихся когда-то образцами современного Израиля.
Мир израильской политики никогда не отличался гармонией, но раньше политики умели сесть за стол переговоров и найти общий язык. Сегодня мультикультурное, многообщинное и полиэтническое израильское общество все больше и больше полагается на силовые приемы. Израиль хоть и кажется себе страной первого мира, но во многих аспектах это типично ближневосточная страна. И как повсюду на Ближнем Востоке, не только география, но и демография – это судьба. В 2010 году уже каждый второй первоклассник в Израиле пошел в религиозную школу. А это обещает, что скоро мы увидим совсем другой Израиль, более восточный, более религиозный и куда менее открытый. Символично, что уже на следующий день после выборов у Стены Плача было объявлено, что впредь в шабат здесь запрещается пользоваться смартфонами и фотографировать.
Однако в израильской политике, в том числе религиозной, футурологическими категориями не мыслят, и ее горизонты – это следующая предвыборная кампания.