0
4749
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

04.02.2015 00:01:00

«Похитители» Рождества

Роман Силантьев

Об авторе: Роман Анатольевич Силантьев – заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, доцент МГЛУ.

Тэги: мусульмане, гайнутдин, муфтий, рпц, совет муфтиев, дум рф, рождество, пророк мухаммед, мавлид


мусульмане, гайнутдин, муфтий, рпц, совет муфтиев, дум рф, рождество, пророк мухаммед, мавлид Недавняя демонстрация в Москве волоса пророка Мухаммеда имеет очевидные параллели с устоявшейся традицией привозить в столицу православные святыни. Фото предоставлено пресс-службой ДУМ Москвы

Убийство карикатуристов Charlie Hebdo, многомиллионные митинги в поддержку права на антиклерикальную сатиру и новая волна карикатур на пророка Мухаммеда вызвали самую живую реакцию в российской умме. Крупнейшие мусульманские центры страны выступили с адекватными, на мой взгляд , заявлениями, а мусульмане Северного Кавказа начали массовые акции в поддержку пророка. Среди них вне конкуренции оказался глава Чечни Рамзан Кадыров, собравший в Грозном около миллиона человек, включая православную делегацию во главе с епископом Махачкалинским и Грозненским Варлаамом (Пономаревым). Акция Кадырова получила поддержку и представителей центрального аппарата Церкви, что определенно укрепило межрелигиозные отношения и дополнительно понизило и без того идущую на спад кавказофобию.

На этом фоне было особенно интересно наблюдать за эволюцией команды муфтия Равиля Гайнутдина, которая после переименования ДУМ европейской части России в ДУМ Российской Федерации резко изменила свой курс. Если раньше от имени Совета муфтиев России (СМР) в адрес Русской православной церкви раздавалась в основном критика, то теперь определенно взят курс на сближение с Церковью и подражание ей, которое местами больше напоминает пародию. Риторика представителей СМР заметно поменялась: теперь они уже прямо цитируют главных спикеров Церкви, высказываясь в последовательно прогосударственном ключе. Недавняя акция СМР по экспонированию в Москве мусульманской святыни – волоса пророка Мухаммеда, чем эта организация озаботилась впервые, имеет очевидные параллели с устоявшейся традицией привозить в столицу православные святыни.

21 января сайты Совета муфтиев опубликовали документ с поразительным названием «Рождественское послание муфтия России Гайнутдина», посвященное, правда, не православному Рождеству, а празднику Мавлид ан-Наби – Дню рождения пророка Мухаммеда. Аллюзии на «Рождественское послание патриарха Московского и всея Руси» здесь видны невооруженным глазом, что уже вызвало ожесточенные споры на мусульманских сайтах. Многие мусульмане резонно заметили, что Рождество является сугубо христианским понятием и привязывать его к основателю ислама некорректно, однако им ответил член Экспертного совета при Совете муфтиев России и соавтор оппозиционной «Исламской гражданской хартии» 2012 года Абдулла-Ринат Мухамметов, который отметил резкое усиление СМР благодаря ударному X мусульманскому форуму в декабре 2014 года и предположил, что теперь эта организация сможет составить конкуренцию слабеющей из-за конфликта в Украине Православной церкви. По мнению Мухамметова, Равилю Гайнутдину в подражание патриарху Кириллу пришло время требовать проведения в Государственной думе мусульманских «Рождественских чтений». «Рождество пророка (мир ему) должно быть таким же важным поводом для парламентских чтений, как Рождество православное. Под этим названием оно может быть принято обществом и войти в политическую практику, со временем стать событием, вполне для всех естественным и удивляющим разве только тех, кого удивляют выступление патриарха в Думе и Рождественские парламентские слушания», – предположил эксперт СМР.

На самом деле успехи СМР немного преувеличены. Юбилейный X Мусульманский форум в Москве действительно собрал неплохой состав участников, однако в прошлом году не менее представительными стали аналогичные мероприятия в Грозном и Нальчике. Обещанные пресс-службой СМР «десять верховных муфтиев Евразии» в Москву не приехали, а среди приехавших далеко не всем водружение малого минарета на достраивающееся здание московской Соборной мечети показалось знаковым историческим событием.

Прошедший 2014 год оказался для Совета муфтиев совсем не однозначным. Ребрендинг ДУМ европейской части России не вызвал ликования в мусульманской среде, будучи раскритикован лидерами Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), ДУМ Республики Татарстан и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Российская власть на это эпохальное событие отреагировала медалью «Совет Федерации. 20 лет», врученной Равилю Гайнутдину на 55-летие вместо ожидаемого ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Переименование ДУМЕР не прибавило Равилю Гайнутдину и общин. Активная регистрация новых местных и централизованных организаций в европейской части России пока не компенсирует потери Совета в азиатской части, где он стремительно теряет влияние. В 2014 году входящее в СМР ДУМ азиатской части России потеряло все общины в стратегически важном Ямало-Ненецком автономном округе и в Республике Алтай, а также не смогло реанимировать Приморский казыят, ликвидированный органами Минюста в 2013 году. В Свердловской области ЦДУМ быстро восстанавливает свою монополию, равно как практически добилось ее в соседних регионах: Челябинской и Курганской областях, ХМАО и ЯНАО. В Тюменской области у входившего в состав СМР ДУМ Тюменской области в 2014 году ушел в отставку «пожизненный муфтий» Галимзян Бикумуллин, преемник которого в более скромном звании переизбираемого председателя предпочел блокироваться не с Равилем Гайнутдином, а с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным. Впрочем, и у самого Нафигуллы Аширова планы Гайнутдина по расширению зоны юрисдикции Московского муфтията восторга не вызывают, поскольку ДУМАЧР в них места нет.

В настоящее время ДУМ РФ, по собственному признанию, контролирует 180 мечетей из 8 тыс., которые, по мнению Равиля Гайнутдина, действуют в России. На самом деле мечетей меньше и в России, и в ДУМ Российской Федерации. Но сути это не меняет – претендовать с 2% общин на статус главного российского муфтия очень смело.

Сейчас Равиль Гайнутдин разумно пытается восстановить союз с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, который распался после неудачной попытки поглощения ЦДУМ в конце 2009 года и выпадов в адрес главы Чечни со стороны первого заместителя Гайнутдина Дамира Мухетдинова весной 2013 года. В пользу этого предположения говорит тот факт, что Равиль Гайнутдин приехал на митинг Кадырова в Грозный, а не попытался организовать аналогичную акцию в Москве, где, с его слов, мусульман проживает немногим меньше, чем на всем Северном Кавказе.

Причины смены курса СМР понятны – двадцатилетняя атака на ЦДУМ вкупе с повышенной скандальностью в других сферах успеха не принесла, зато обернулась неприятными побочными эффектами, из-за которых структура Равиля Гайнутдина опустилась на четвертое место по числу контролируемых общин. Руководитель ЦДУМ верховный муфтий Талгат Таджуддин для СМР выступает в роли наковальни, да и молот тоже начинает вырисовываться. Для структуры Равиля Гайнутдина все большую опасность представляют муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, в 2014 году ставший лидером по международной активности и получивший две благодарности МИД России за отстаивание интересов нашей страны на зарубежных площадках, и муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов, получивший монополию на представление интересов мусульман в Общественной палате и пользующийся поддержкой московской мэрии. Оба они молоды и перспективны, плюс у них есть немало амбициозных сверстников. В такой ситуации действительно нужно что-то менять, поэтому идея скопировать политику успешно развивающейся Церкви выглядит не такой уж и странной.

В сложившейся ситуации есть один несомненный плюс – новый курс СМР повышает стабильность в деликатной сфере межрелигиозного диалога и меньше нервирует государство, которое вполне серьезно относится к перспективе «аль-майдана». Сможет ли Равиль Гайнутдин стать «мусульманским патриархом всея Руси», покажет время, однако время работает против него, и следующая попытка может просто не состояться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1759
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1103
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
801
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1084

Другие новости