Римский первосвященник попросил благословения у Константинопольского Патриарха. Подобный жест почтения к духовному владыке Второго Рима уникален в истории христианства после Великой Схизмы 1054 года. Фото Reuters
Папа Римский Франциск заявил 30 ноября, что надеется на встречу с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, которая позволила бы Католической и Православной Церквам «вместе двигаться вперед». Понтифик, по его словам, готов «приехать туда, куда его позовет» РПЦ, хотя и опасается трудностей, связанных с кризисом в Украине. Сенсацией прозвучали слова Франциска, что его возможный визит получил предварительное одобрение Патриарха Кирилла. «И я, и он – мы оба желаем встречи», – сказал Папа.
Вчера глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков заявил "Интерфакс-Религия": "Тема встречи Патриарха Московского и папы Римского стоит на повестке дня в отношениях двух Церквей, и Святейший Патриарх высоко ценит взвешенную и действительно христианскую позицию Папы Франциска по многим проблемам, с которыми сталкивается современное общество", при этом взгляд Предстоятеля Римско-Католической Церкви на тяжелую ситуацию в современной Украине во многом совпадает с позицией РПЦ. "Как уже не раз отмечал Патриарх Кирилл, единственное служение, которое может осуществлять Церковь в этом конфликте, - служение миротворческое, исключающее любые политические предпочтения. И в этом смысле мы вынуждены вновь констатировать, что та линия, которой придерживается Украинская Греко-Католическая Церковь, является существенным фактором, препятствующим нормальному развитию отношений между Церквами", это и "явная поддержка одной стороны конфликта, и публичная ассоциация с раскольниками на Украине", - сказал Волков. "Хочется надеяться, что голос нашей Церкви будет услышан, и вовлеченность греко-католиков в политический конфликт на Украине будет снижаться, что создаст благоприятные условия для поддержания полноценного диалога между Русской Православной и Римо-Католической Церквами, в том числе и по теме возможной встречи Патриарха и Папы Римского", - подвел он итог.
Слова главы Католической Церкви о намерении приехать в Россию прозвучали в финале поездки Понтифика в Турцию. Папа посетил столицу страны Анкару, откуда 29 ноября отбыл в Стамбул. Целью своего визита Франциск назвал сближение с православием: «Я прибыл в Турцию как паломник. И, если быть точным, приехал на праздник святого Андрея Первозванного, к Патриарху Константинопольскому Варфоломею».
Посещение Папой Франциском Стамбула было отмечено жестом уважения по отношению к Православной Церкви, которого ранее не совершали Понтифики. Весной с.г. Франциск пропустил Патриарха Варфоломея вперед при входе в храм Гроба Господня в Иерусалиме. Теперь, посещая Константинополь, Папа попросил благословения у Патриарха, ради чего склонил перед ним голову для поцелуя. Встреча Франциска и Варфоломея продолжилась совместным богослужением в кафедральном храме Святого Георгия в Стамбуле, по завершении чего оба духовных лидера обнародовали совместную декларацию, в которой осудили исламский фундаментализм и призвали сделать все возможное для того, чтобы сохранить христианские общины на Ближнем Востоке.
Как выразились в пресс-службе Ватикана, Папа Франциск продемонстрировал в стамбульской мечети Султанахмет «молчаливое благоговение». |
Массовые убийства христиан, произошедшие в уходящем году в исламском мире, предоставили Ватикану и Константинополю возможность еще более укрепить свой союз. «Нынешние преследователи христиан не спрашивают у них, к какой Церкви они принадлежат. Единство между нами осуществляется само, при этом, к несчастью, это происходит через кровь мучеников», – заявил 30 ноября Патриарх Варфоломей. Папа Римский выразил ту же мысль похожими словами: «Христиан силой изгоняют из их домов, преследуемым приходится оставить все, чем они владеют, чтобы спасти свою жизнь и при этом не предать свою веру. Есть особый экуменизм – экуменизм крови. Когда христиан убивают, наши мученики вопиют: мы едины».
Стремление Понтифика выступить в качестве защитника христианских интересов, вполне возможно, предопределило относительный неуспех политической части его визита. В ходе встречи с президентом Турции Реджепом Эрдоганом Папа Франциск заявил о необходимости осудить исламский экстремизм, но обмен мнениями показал, что риторика обоих лидеров несходна. В то время как Папа считает мусульманский радикализм злом, Эрдоган склонен оправдывать его деятельностью Запада, подталкивающего мусульман к преступлениям. По словам лидера Турции, секрет успеха радикальных группировок, в частности «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ), в том, что «побежденные, покинутые, униженные люди дают себя эксплуатировать террористическим организациям».
В разговоре с Эрдоганом Папа призвал мусульманских лидеров совместными усилиями осудить крайние течения в их вере: «Было бы очень хорошо, если бы интеллектуалы, политики, религиозные деятели осудили радикалов. Нужно осуждение со стороны мусульман в мировом масштабе, чтобы приверженцы этой религии сказали: «Нет, Коран – он о другом!».
Неудачей при попытке найти общий язык можно назвать и итог встречи Франциска с руководителем министерства по делам религии Турции верховным муфтием Мехметом Гёрмезом. В разговоре с религиозным деятелем глава Церкви призвал осудить исламский экстремизм. В ответ Гёрмез выступил с критикой СМИ, якобы распространяющих ненависть к мусульманской религии. По словам Гёрмеза, действия Израиля в Палестине также являются причиной ожесточения мусульман, религия которых не предполагает насилия.
Несмотря на несходство позиций, Папа Франциск смог использовать встречи с мусульманским духовенством, чтобы осудить радикальные течения в этой вере: «Как религиозные лидеры мы обязаны порицать любые преступления против человеческого достоинства и прав человека. Любое насилие, предполагающее религиозное обоснование, требует абсолютного осуждения, потому что Всемогущий Бог – это Бог мира и жизни», – сказал Папа. Одновременно Понтифик заявил, что осуждает исламофобию, которая является, по его словам, результатом неправильной интерпретации мусульманской религии. «Террористические акты вызывают такую реакцию у людей: «Если это ислам, то я в ярости». Но и мусульмане в ответ чувствуют себя оскорбленными. Я осознаю все это, и я считаю, что говорить, будто все мусульмане террористы, нельзя, точно так же, как нельзя называть фундаменталистами всех христиан».
Понтифик почтил память основателя светской Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. Фото Reuters |
Помимо возможности дальнейшего сближения между православием и католицизмом, а также христианством и исламом наблюдателей визита Папы Франциска в Турцию интересовало, воспользуется ли Понтифик посещением этой страны, чтобы продолжить критику Европейского союза, начатую им в ходе выступления перед Европарламентом 25 ноября. Тогда глава Католической Церкви осудил недостаток солидарности, свойственный европейским странам, следствием которого, по его мнению, становится потеря европейцами уважения жителей других регионов мира. Понтифик заявил, что соседи Европы считают ее «постаревшей и все менее способной играть ведущую роль в мире», отдельно отметив, что страны Запада оказываются равнодушны к массовой гибели мигрантов в Средиземном море. Таким образом, Папа раскритиковал Старый Свет за отсутствие солидарности в самом широком смысле: и по отношению к менее зажиточным странам – членам союза, и по отношению к бедным внутри развитых европейских стран, и по отношению к приезжим из частей света, где живут намного беднее, чем в Европе.
По стечению обстоятельств критика ЕС Папой совпала по времени с антизападными высказываниями Эрдогана, обвинившего «иностранцев» в желании «умертвить мусульман и их детей». Непредвиденное сближение подогрело интерес к встрече Понтифика и турецкого президента, однако общение умеренного и радикального еврокритиков сходства позиций не обнаружило.
На вопрос журналистов, обсуждал ли Понтифик Европейский союз с турецким лидером, Папа Франциск ответил отрицательно и вместе с тем продолжил характерную для его выступлений мягкую критику политики Соединенных Штатов и ЕС на Ближнем Востоке. «В прошлом году говорилось, что у Сирии есть химическое оружие, но я не верю, что она в состоянии сделать его сама. Кто же продал его ей? Не те ли, кто потом обвинил Дамаск во владении этим вооружением?» Рассуждая о положении дел в международной политике, Франциск повторил свои слова о постепенном сползании мира к мировой войне: «Я убежден, что мы уже сейчас фрагментарно, по частям, но вступаем в третью мировую войну. За этим процессом можно разглядеть недоброжелательность, политические проблемы, проблемы в экономике; война оказывается необходимой, чтобы спасти эту систему, средоточием которой перестал быть человек, а деньги стали играть роль Бога».