Папе Франциску приходится преодолевать консервативный настрой многих кардиналов и епископов. Фото Reuters
В Ватикане проходит первый этап Чрезвычайной ассамблеи Синода католических епископов. Этот этап начался 5 октября и завершится 19 октября. Главная проблема, которую обсуждают епископы и представители мирян – как привести современные формы семьи в согласие с положениями Церкви.
В понедельник Синод обнародовал предварительный документ на 12 страницах, где излагает свое видение проблемы. Епископы призвали Церковь принимать геев, необвенчанные пары, разведенных, а также детей из не вполне традиционных семей. В этом отчете, составленном комитетом, избранным Папой Римским Франциском, утверждается, что священники, не отказываясь от церковного учения о таинстве брака, должны признать, что существуют «позитивные аспекты в гражданских союзах и сожительстве».
Более того, в документе говорится: «У гомосексуалистов есть таланты и качества, которые они могут предложить христианскому сообществу. В состоянии ли мы принять этих людей, гарантировать им братское место в наших общинах?» «Не отрицая моральных проблем, связанных с гомосексуальными союзами, необходимо отметить, что есть такие случаи, когда взаимная помощь, доходящая до жертвенности, обеспечивает драгоценную поддержку, необходимую в жизни партнеров», - добавляют епископы.
Комментарии иерархов РКЦ прессе по поводу этого предварительного отчета Синода представляют противоположные мнения. Архиепископ Бруно Форте, специальный секретарь Синода, заявил на пресс-конференции, что хотя Церковь не признает гей-браки, она должна «уважать достоинство каждого, независимо от его сексуальной ориентации». Кардинал Раймонд Лео Бёрк из США заявил в интервью итальянскому изданию Il Foglio о «тревожащих тенденциях» этого Синода, поскольку «поддержку оказывают возможному принятию практик, которые искажают истину веры».
Синод считается «чрезвычайным», потому что созван во внеурочное время. Очередная ассамблея епископов должна была собраться в 2015 году, но Папа Франциск счел, что обсуждение проблемы семьи не терпит отлагательств. РКЦ уже не может игнорировать тот факт, что появились новые формы совместного жительства людей, которые не входят ни в одну из схем учения католицизма. Возникли семьи, основанные не на благословении Церкви, а на свободном решении заключающих брак мужчины и женщины. С ростом числа мигрантов увеличилось количество смешанных браков, в которых муж и жена принадлежат к разным религиям. В современных католических странах появился неизвестный ранее феномен: развод, который католицизм безоговорочно осуждает, но сегодня предусматривается практически во всех законодательствах мира.
Предварительной резолюции, выпущенной до завершения работы Синода, предшествовала дискуссия. Одним из первых на Синоде слово взял председатель Конференции епископов Италии архиепископ Генуи Анджело Баньяско. «Семья изменяется, но и Церковь во времена Папы Франциска становится более открытой, – заявил архиепископ. – Папа старается давать адекватные пастырские ответы на трудные семейные ситуации, такие как «браки де-факто», то есть без венчания в церкви, случаи живущих раздельно, но еще не разведенных, разведенных и вступивших в новый брак, случаи с беспризорными детьми, одинокими матерями».
На прошлой неделе также по данному вопросу прочел доклад немецкий кардинал Вальтер Каспер. Главный тезис Каспера сводится к тому, чтобы, как общее правило, принимать разведенных и состоящих в новом браке людей без признания прежнего бракосочетания совершенным с нарушением правил и подлежащим аннулированию. Ведь, согласно нынешней доктрине, тот, кто ведет полноценную супружескую жизнь без признания Церковью предыдущего брака недействительным, находится в состоянии «непрекращающегося греха».
Последовавшая за докладом кардинала дискуссия синодальных отцов выявила скорее отрицательное отношение к тезисам Каспера. Но даже наиболее критически настроенные епископы согласны в том, что следует изменить слишком строгое отношение к тем людям, чей брак оказался неудачным. Наряду с дисциплиной Церкви следовало бы оставить больше места для милосердия, которое, как отметили некоторые участники Синода, не отменяет вероучение, как оно изложено в Священном Писании, но дополняет его.
Доклад Каспера, предлагающий «перемену парадигмы» в практике Католической Церкви, очевидно, получил поддержку Папы Франциска, который рассказал об этом в своей обычной неформальной манере. «Вчера, – поведал Понтифик с улыбкой, – прежде чем уснуть, но не для того, чтобы заснуть, я прочел, вернее, я перечел труд кардинала Каспера и хотел бы его поблагодарить, потому что нашел у него глубокую теологию, а также беспристрастную мысль в теологии. Приятно читать беспристрастную теологию».
Однако в последние годы стали реальностью формы «бракосочетания», которые в минувшие века казались невозможными и немыслимыми. Это так называемые «однополые браки». Такие союзы представляют собой особенно трудный случай для Церкви, потому что они не оставляют ей никакой лазейки: осуждение однополых сексуальных сношений в Библии безоговорочно.
«Однако и в отношении гей-союзов мы должны отвечать на большой вызов, который заключается в том, чтобы сохранить справедливое равновесие между милосердным приемом, предоставляемым этим людям, и их постепенным сопровождением к подлинной человеческой и христианской зрелости», – сказал в своем выступлении архиепископ Анджело Баньяско.
Тем не менее на Синоде звучали выступления, не дающие надежды однополым парам состоять в Церкви на равных правах с верующими традиционной сексуальной ориентации. Много было слов о «внимании», о «братской любви» к тем, кто переживает любовь в нетрадиционных формах. Но для них никогда не будет благословения Церкви. Одно дело – сострадание и уважение, другое дело – институционализация союза, который Церковь однозначно считает грехом.
Наконец, на Синоде рассматривается вопрос о целибате, то есть об обязательном безбрачии католического клира. Не только все большее число священников воспринимает этот запрет как устаревший и неоправданный с религиозных позиций, но и все больше и больше мирян считают его несовместимым с задачами священнослужителя в современном мире. Более того, многие убеждены в том, что обязательный целибат часто приводит клириков не только к гомосексуализму, но и к педофилии.
Подтверждение этой гипотезы люди усматривают в многочисленных случаях развратных действий в отношении малолетних со стороны католических священников. Число жертв «клерикальной» педофилии уже перевалило за несколько тысяч. Особое впечатление на мировую общественность произвел недавний случай с Юзефом Весоловским. Бывший польский архиепископ и папский нунций в Доминиканской республике арестован в Ватикане по обвинению в педофилии. Иски против него были возбуждены в 2013 году в Доминиканской Республике и Польше. Кроме самих пострадавших против бывшего нунция свидетельствуют четверо очевидцев, среди которых бывший помощник Юзефа Весоловского, сознавшийся, что являлся поставщиком для него «малолетних сексуальных объектов». В июне с.г. дело Весоловского расследовала Конгрегация доктрины веры, в результате чего прелат оказался «низведен до светского статуса», что на практике соответствует отзыву у него всех прав, которыми пользуются католические священнослужители. Недавно Весоловский и вовсе был арестован.
По словам пресс-секретаря Святого Престола Федерико Ломбарди, распоряжение об аресте Весоловского исходило лично от Папы Франциска. Знатоки ватиканских дел уверены, что в прошлом ничего подобного за Бронзовыми вратами не случалось. Теперь же все усматривают в аресте польского иерарха подтверждение нового курса Папы Франциска на перемены. Весоловский арестован незадолго до созыва Синода епископов, посвященного семье. Возможно, это не простое совпадение.
Недавно в беседе с журналистом итальянской газеты La Repubblica Папа Бергольо сравнил преступления в отношении детей с проказой, поразившей Католическую Церковь. Он пообещал противостоять этому со всей жесткостью, которая от него потребуется. По словам Понтифика, 2% педофилов в клире – такова цифра, названная ему советниками. «Это означает, что преступления в отношении детей совершали 8 из 414 тыс. священнослужителей Римско-Католической Церкви. Среди этих 2% педофилов – священники, епископы, кардиналы. Но гораздо больше служителей Церкви, которые об этом знают, но молчат», – сказал Папа. Он также сообщил, что уверен в существовании решения проблемы целибата, и пообещал найти его. «Проблема, конечно, существует, но не в большом объеме. Требуется время, но решения существуют, и я найду их», – сказал глава Римско-Католической Церкви.
О том, что мнение церковного истеблишмента в отношении незыблемости семейной морали подвигается, может свидетельствовать также решение нынешнего Синода объявить блаженным Папу Павла VI, который был в авангарде реформ Второго Ватиканского Собора. Церемония причисления его к лику блаженных состоится в ближайшее воскресенье, 19 октября. Как отмечают эксперты, Павел VI в энциклике Humanae vitae признал роль сексуальности в жизни человека, но при этом осудил искусственный контроль над рождаемостью и контрацепцию. В символическом акте беатификации умеренного реформатора на Святом Престоле также можно разглядеть курс Ватикана на перемены.
Рим - Москва