0
4490
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

01.10.2014 00:01:00

Широкие полномочия в узком кругу

Тэги: муфтий, рф, гайнутдин, ислам, мусульмане


муфтий, рф, гайнутдин, ислам, мусульмане Равиль Гайнутдин (стоит) распространил свое влияние за Урал, но обещал сотрудничество азиатскому муфтию Нафигулле Аширову (сидит в центре). Фото автора

В Москве 21 сентября прошел VI Междлис – съезд Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР), принявший решение о переименовании организации в ДУМ Российской Федерации. Судя по выступлению главы объединения муфтия Равиля Гайнутдина, вновь переизбранного на свой пост на пятилетний срок, «новая старая» организация будет пытаться занять лидирующее положение в российском мусульманском сообществе.

Мероприятие было приурочено к 20-летию образования муфтията под руководством Равиля Гайнутдина. 23 сентября 1994 года президиум организации, носившей тогда еще название Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР), принял решение о выходе из состава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России с центром в Уфе. Как заявил в своем докладе на съезде Гайнутдин, уже тогда создатели нового духовного управления мусульман, чьим вторым названием по сей день остается «Московский муфтият», считали, что «деятельность мусульманских организаций страны должна координироваться из столицы».

Говоря о нынешнем раскладе сил в умме России, Гайнутдин предпочел уйти от цифр, связанных с числом общин в разных муфтиятах, сосредоточившись на том, что «по количеству и качеству издаваемой литературы, периодики, медийных ресурсов Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман европейской части России являются бесспорными лидерами». Это объяснимо. Как было указано в анонсе съезда на сайте ДУМЕР,  оно «объединяет несколько сотен мусульманских общин» страны, в то время как сам Гайнутдин указал, что в России в настоящий момент действует около 8 тыс. мечетей, каждая из которых является центром местной исламской общины. За несколько дней до VI Меджлиса ДУМЕР Верховный муфтий России Талгат Таджуддин не преминул указать, оспаривая претензии Гайнутдина на лидерство, что в состав ЦДУМ «входит около 2 тыс. общин».

Сам съезд не производил впечатления всероссийского собрания мусульман, чего можно было ожидать, исходя из смысла переименования объединения в ДУМ РФ. Присутствовали делегаты от региональных духовных управлений ДУМЕР и лидеры муфтиятов, входящих в состав созданного в 1996 году на его базе Совета муфтиев России, – Хаджимурат Гацалов (Северная Осетия), Мукаддас Бибарсов (Саратовская область) и Нурмухаммад Нигматуллин (Башкирия), а также руководитель Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигулла Аширов. Стоит заметить, что когда Аширов поднялся на трибуну для выступления, лицо Равиля Гайнутдина словно окаменело – возможно, существовала обеспокоенность, что глава ДУМАЧР будет протестовать против расширения юрисдикции ДУМЕР на азиатскую часть России. Но этого не произошло. Выглядевший подавленным Аширов многословно поминал свою «давнюю дружбу и сотрудничество» с Гайнутдином, затем заявил, что «все мусульмане братья между собой, и если между братьями возникают разногласия», то Коран советует им смиряться (сура «Аль-Худжурат», 49:10). В конце выступления Аширов сказал, что все верующие хотят, «чтобы исламская умма Российской Федерации консолидировалась… стала цельным ядром исламской проповеди и цельным ядром всей российской нации», и что он «надеется на продолжение сотрудничества» с муфтиятом Гайнутдина. «Каждый региональный муфтий будет вам поддержкой и опорой в ваших делах», – обратился он к лидеру ДУМ РФ.

В президиуме пустовало одно из кресел. Возможно, не приехал кто-то из тех, кого здесь желали видеть. Не исключено, что один из региональных муфтиев, вышедших из подчинения Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), критике которой много места уделил Равиль Гайнутдин в своем докладе. На то, что бывшие «раисовцы» могут присутствовать в президиуме съезда в качестве почетных гостей, ранее сообщал «НГР» первый зампредседателя ДУМЕР Дамир Мухетдинов.

Не было представителей и приветствий ни от прочих российских муфтиятов, ни от зарубежных исламских организаций. Присутствовал лишь заместитель главы Духовного управления мусульман Крыма Эсадуллах Баиров и председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, обратившийся к собравшимся с речью на татарском языке. На этот же язык то и дело переходили и сам Гайнутдин, и выступавшие с трибуны региональные муфтии. «Я хотел бы подчеркнуть, – сказал глава ДУМЕР, – что мы – татарские имамы, коих большинство в Центрально-Европейской части России, Поволжье, Урале и Сибири». Этот момент сложно связать с претензиями на всероссийский масштаб, ведь в одном только Дагестане больше тысячи мечетей.

Отталкиваясь от татарской самоидентификации, Гайнутдин заявил, что «считает Россию и Украину единой цивилизацией, общей цивилизацией славян и тюрок, православных и мусульман». Это известный тезис, озвученный в 2005 году тогдашним лидером «Родины» Дмитрием Рогозиным: «Россия – это русско-татарская, православно-мусульманская страна». Но попытка как-то привязать тюрок к истории Украины в обращении о ситуации в Донбассе, которое также принял съезд ДУМЕР, приобрела довольно-таки странный характер. «Великий Тюркский каганат, Великая Булгария, Хазарский каганат, печенеги  и половцы, Золотая Орда, Крымское ханство вписали свои страницы в историю Украины, – говорится в документе. – Сегодня кровавое противостояние охватило эти земли». Судя по летописям, набеги печенегов, половцев и ордынцев были не менее кровавыми, от нашествия Батыя Южная Русь вообще не могла оправиться несколько столетий, а Киев лежал в развалинах.

Несколько натянутым получилось обращение к теме интервенций Запада в исламские страны – как заявил Гайнутдин, «государств, которые несут народам «демократию» на крыльях бомбардировщиков, при этом оставляя сиротами миллионы детей». «Многие наши братья, – добавил он, – помнят, какой процветающей страной была Ливия, глава которой Муаммар Каддафи поддерживал братьев по вере во всем мире и многое сделал для религии в своей стране». Однако непосредственно во время конфликта в Ливии Гайнутдин говорил совершенно иное. «Принятие резолюции ООН (о закрытии воздушного пространства над Ливией, давшей возможность для авиаударов западных стран. – «НГР») отвечает интересам исламского мира», – заявлял он на пресс-конференции 22 марта 2011 года в Интерфаксе. И оценки правления Каддафи тогда Гайнутдин давал иные, по сути, поддержав революцию против ливийского лидера: «Если кто-то руководит страной более 30 лет, не создавая социальных или каких-либо других благ, то естественно, что население само вышло на улицу, чтобы произвести демократические, экономические и политические преобразования».

Нынешняя смена позиции выглядит попыткой Равиля Гайнутдина переиграть Талгата Таджуддина, также заявившего 18 сентября с.г. об угрозе России со стороны Запада: «Учения НАТО проходят в нескольких сотнях километров от нашей границы… Это утверждение монополизма со стороны США». Но Таджуддин со всей своей эксцентричностью – в 2003 году он «объявил джихад» Штатам за вторжение в Ирак – хотя бы последователен. Попытка Гайнутдина «забыть» период конца 2010 – начала 2011 года, когда он резко критиковал Кремль за «ущемление прав мусульман в России» и приветствовал революцию в Ливии, выглядит менее удачной. Точно так же можно было бы указать, что военные действия в Украине, которые сейчас озаботили ДУМЕР и его председателя, на протяжении многих месяцев не вызывали какой-либо их реакции – даже когда в середине августа снаряд украинской артиллерии разворотил купол Соборной мечети в Донецке.

Как отметил в своем докладе на съезде Равиль Гайнутдин, умма России вновь вернулась к той ситуации, когда, как и в нулевые годы, в ней доминировали три федеральных муфтията (ДУМЕР, ЦДУМ и Координационный центр мусульман Северного Кавказа). По сути, так оно и есть, несмотря на то что одно из объединений сменило название, сделав заявку на всероссийский статус и особое внимание власти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1788
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1820
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1537
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
954

Другие новости