0
14177
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

16.07.2014 00:01:00

«Аль-Каида» превращается в «Халифат»

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Тэги: конфликты, исламисты, ирак, сирия, алькаида, исламское государство


конфликты, исламисты, ирак, сирия, аль-каида, исламское государство Сеть вербовочных пунктов по всему миру обеспечила мобилизацию в армию под черным знамем в Ираке и Сирии десятков тысяч боевиков. Фото Reuters

Провозглашение организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» Халифата в захваченных ими регионах Северо-Западного Ирака и Северо-Восточной Сирии вызвало широкие дискуссии в самых разных странах о том, на какие же людские ресурсы и теологические обоснования опирается новоявленный глава мусульман всего мира.

«Зонтичное» квазигосударство джихадистов

«Зародышем» этого «Халифата» в конце 90-х годов прошлого, XX века стала группировка, действовавшая в Иордании и называвшаяся «Единобожие и джихад» (араб. ат-Таухид ва-ль-Джихад). Она планировала заявить о себе серией террористических актов в начале третьего тысячелетия. Но иорданские спецслужбы нанесли по ней превентивный удар, и многие террористы попали в тюрьмы. Среди них – Абу-Мусаб аз-Заркави, который после выхода из тюрьмы переместился в Ирак, где стал создавать филиал «Единобожия и джихада» с целью борьбы против режима Саддама Хусейна и, не исключено, воссоздания Хашимитского королевства из территорий Иордании и Ирака, в котором Хашимитская династия была свергнута в 1958 году.

Вторжение США в Ирак в 2003 году ввергло Ирак в хаос, что привело к активизации аз-Заркави, который принес байат (клятву верности) Усаме бен Ладену. И его группировка стала региональным (иракским) филиалом «Аль-Каиды» под названием «Аль-Каида в Стране Двух Великих Рек» (араб. Аль-Каида фи-Биляд ар-Рафидайн, подразумеваются Тигр и Евфрат).

12-4-3_t.jpg
О присяге новоявленному главе мусульман сообщили прихожане
одной из мечетей индонезийского города Бама (справа)
и повстанцы-исламисты с филиппинского острова Минданао (слева).
Скриншот пропагандистского ролика исламистов и фото с сайта www.twitter.com/abualbawi

В последующем «Аль-Каида в Стране Двух Великих Рек», приняв в себя ряд суннитских группировок, создала в 2006 году после убийства аз-Заркави американцами «зонтичную организацию» – «Исламское государство Ирака» (ИГИ, араб. Дауля аль-Ирак аль-Исламийя), которое сразу стало квазигосударственным образованием в «суннитском треугольнике» Ирака, на что указывало слово «государство» в названии и вся его последующая активность. С этого момента в оборот было введено знамя ИГИ, которое в документах ИГИ, в его литературе и в речевом обиходе его моджахедов называется «Знамя Единобожия» (араб. Рая ат-Таухид).

В разных концах света стали возникать филиалы ИГИ, которые маркировали свое присоединение к «Исламскому государству Ирака» принятием «Знамени Единобожия», – «Сторонники шариата» (араб. Ансар аш-Шариа) в Тунисе, Ливии, Йемене, Египте, «Партизаны Иерусалима» (араб. Ансар Байт аль-Макдис) в Египте. В России, на территории Дагестана, тоже возникло по меньшей мере два филиала ИГИ – «Ансару аш-Шариа», что значит по-арабски «Сторонники шариата», и «Ансар ас-Сунна», то есть «Сторонники Сунны». Под знамя ИГИ переходили филиалы старой, или «исторической», «Аль-Каиды», как это произошло с «Аш-Шабаб» в Сомали, «Боко Харам» в Нигерии и т.д.

Там, где это было возможно, группировки, ассоциированные с ИГИ, создавали квазигосударственные образования – «исламские эмираты», которые были своего рода эксклавами «Исламского государства Ирака», – в городах Бенгази, Дерна, Эль-Бейда, Эль-Марадж, Шихат в Ливии; в городах Зинджибар, Аззан, Джиар (переименован в Вакар), Ридаа в Йемене, также в Йемене целых три провинции – Абйян, Шабва и Хадрамаут – были объявлены «исламскими эмиратами»; «Исламский эмират Шабелле» в Сомали; «Исламский эмират Туниса» в деревне Сежнан в Тунисе; «Исламский эмират Синая» в Египте и т.д.

По мере экспансии ИГИ на иракской территории, а в последующем на сирийской территории и после превращения ИГИ в 2013 году в «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, араб. Ад-Дауля аль-исламийя фи-ль-Ирак ва-ш-Шам) «исламские эмираты» были созданы в сирийских Эр-Ракке, Джарабулусе и в иракской Эль-Феллудже и ряде других сирийских и иракских городов. Примечательно, что «исламские эмираты» создавались в зонах добычи нефти (ИГИЛ контролирует 60% нефтяных источников Сирии и контрабандно торгует нефтью с Турцией, Иорданией и Дамаском), а также по течению Тигра (Мосул, Тикрит в Ираке) и Евфрата (Джараблус, Эр-Ракка в Сирии, Эль-Феллуджа, Хадита в Ираке), что дало ИГИЛ возможность контролировать водные ресурсы двух государств, пожалуй, более дорогие, чем нефть.

12-4-4_t.jpg
На своих интернет-ресурсах боевики подчеркивают
значительный размер подконтрольной «Исламскому государству» территории.
Фото с сайта www.twitter.com/doulawiya

Своего рода «ноу-хау» ИГИ – создание по всему миру своих филиалов, действовавших как агитационно-рекрутинговые центры. Они назывались, как правило, с употреблением выражения «Shariah4» («Шариат для…»): «Sharia4Spain», «Sharia4Belgium», «Sharia4EU», Shariah4America, «Sharia4France», «Shariah4Holland», «Shariah4Hind» (Индия), «Sharia4Pakistan» и даже «Sharia4Tanjungbalai» (остров Бали, Индонезия). Там, где в силу каких-то обстоятельств невозможно было использование этого названия, в ходу другие: «Islam4UK» (Великобритания), «Millatu-Ibrahim» (араб. «Община Ибрахима», по названию салафитской мечети в Золингене, Германия), «MarkazAttawhid» (араб. «Центр единобожия», салафитский «культурный» центр в Льеже, Бельгия, де-факто является филиалом «Sharia4Belgium»).

Эти агитационно-рекрутинговые центры – как действующие открыто, так и нелегально в 80 (!) странах мира, смогли сформировать вооруженное «ядро» ИГИ–ИГИЛ – корпус иностранных моджахедов численностью до 20 тыс., являющихся главной ударной силой этого квазигосударства. Это – апатриды, не имеющие «корней» в Сирии и Ираке, для которых любая территория является одинаково чужой зоной для захвата и освоения. Этим они отличаются, скажем, от сирийских и иракских курдов или арабских племен Ирака и Сирии, которые неспособны к войне за границами зоны проживания. Характерно, что они мигрируют на территорию ИГИЛ целыми семьями, «с чадами и домочадцами», включая малолетних детей. ИГИЛ очень гордится тем, что в него «совершила хиджру» семья из Китая – три поколения в количестве 150 человек.

Возвращение в эпоху «праведных халифов»

29 июня 2014 года было провозглашено превращение ИГИЛ в «Исламское государство» (ИГ, араб. ад-Дауля аль-Исламийя), которое является «Исламским Халифатом» (араб. аль-Хиляфа аль-Исламийя), а «халифом мусульман», или «халифом Ибрахимом», был провозглашен Абу Бакр аль-Багдади (он же Ибрахим аль-Хашими аль-Хусейни аль-Кураши).

Многие эксперты сразу стали говорить о том, что «восстанавливается» Халифат, упраздненный Ататюрком в 1924 году. Но замысел тех, кто продвигает «Халифат» и «халифа Ибрахима», состоит в «подключении» к эпохе «праведных халифов» (араб. аль-Хуляфа ар-Рашидун, VII век). Если верить тому, как себя называет «халиф Ибрахим», то он принадлежит к племени Пророка (аль-Кураши означает принадлежность к племени курейшитов) и даже к роду Пророка (аль-Хашими означает принадлежность к роду хашимитов). Тем самым соблюдены главные условия, которым должен удовлетворять халиф и которым удовлетворяли четыре «праведных халифа». (Есть и факультативное условие, которому «халиф Ибрахим» удовлетворяет. Аль-Хусайни должно означать, что он является потомком Хусейна, внука Пророка. И, очень вероятно, это имя должно ориентировать шиитов на принятие «халифа Ибрахима» в качестве своего главы.) Соблюдены и другие обязательные условия: Абу Бакр аль-Багдади является мусульманином, он здоров и дееспособен. (Противники «халифа Ибрахима» утверждают, что настоящий Абу Бакр аль-Багдади тяжело ранен и покалечен, что исключало бы его провозглашение халифом, а вместо него выступает двойник.) Весьма примечательно, что в первом своем обращении к мусульманам «халиф Ибрахим» призвал мусульман со всего мира – инженеров разных специальностей, врачей, учителей и т.п. – совершать «хиджру» в «Исламский Халифат».

12-4-2_t.jpg
Принесение байата новому главе мусульман в мечети
сирийского города Манбидж. На минбаре вывешено знамя «Халифата»,
присутствующие вслед за хатибом повторяют
 клятву «слушать и повиноваться» Абу Бакру аль-Багдади,
провозглашенному «халифом Ибрахимом».
Фото с сайта www.twitter.com/iamabdullaahsan

После провозглашения «Халифата» и «халифа» в соответствии с шариатской процедурой все желающие или вынужденные к этому стали приносить байат «халифу Ибрахиму» или «Халифату», что одно и то же. Напоминаем, что ранее байат в той или иной форме многочисленные группировки принесли ИГИЛ, «правопреемником» которого является «Исламский Халифат». Прежде всего в мечетях на контролируемых ИГ территориях в Ираке и Сирии стали коллективно приносить байат «халифу мусульман».

Байат аль-Багдади стали приносить и целые джихадистские группировки в других странах – «Аль-Каида в странах Исламского Магриба» (араб. Аль-Каида фи-биляд аль-Магриб аль-Ислами), действующая в Северной и Северо-Западной Африке; «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (араб. Аль-Каида фи-Джазира аль-Араб); «Джамаат сторонников ислама» (араб. Джамаа ансар аль-Ислам) в секторе Газа; «Совет сторонников шариата» (араб. Маджлис шура Ансар аш-Шариа) в Иордании; «Полк свободных людей Сунны» (Лива Ахрар ас-Сунна) в Ливане.

В начале июля 2014 года байат «Халифату» принесла мощная группировка «Сторонники ислама» (араб. Ансар аль-Ислам), действующая на севере Ирака и состоящая в основном, если не исключительно, из курдов и насчитывающая в своих рядах несколько тысяч хорошо обученных и опытных моджахедов, с начала нулевых годов воевавших против Саддама Хусейна, которые смогут повоевать против Ирана, на западные территории которого, заселенные суннитами, претендует «Халифат».

Некоторые подразделения конкурента ИГИЛ – ИГ «Фронта Ан-Нусра», участвовавшие ранее в вооруженных стычках с ИГИЛ на территории Сирии (вплоть до взаимного отрезания голов), выступили с покаянием (араб. тауба) и выразили байат ИГ. А в середине июля 2014 года командир «Фронта Ан-Нусра» аль-Джулани заявил о превращении «Фронта» в «исламский эмират». Совсем не исключено, что это подготовка к тому, что территории, контролируемые «Ан-Нусрой» в Сирии, вольются в «Халифат» в качестве одного из его «исламских эмиратов».

Из-за пределов арабского мира – из Индонезии и с Филиппин – также приходят свидетельства принесения байата «Халифату».

Есть и те, кто против «Халифата» и «халифа Ибрахима». Против выступила Партия исламского освобождения (ПИО, араб. Хизб ат-Тахрир аль-Ислами), у которой, как говорят арабы, «вырвали ковер из-под ног»: «Халифат» – это «бренд» ПИО. Протесты ПИО невнятны, они не шариатские (здесь им нечем крыть), а прагматические: мол, условия военных действий в Ираке и Сирии и разобщенность мусульман не являются благоприятными условиями для провозглашения Халифата. На это «халиф Ибрахим» мог бы ответить, что такие условия были в исламском мире всегда и нет никаких перспектив того, что тут что-то изменится к лучшему.

Международный союз мусульманских ученых (араб. аль-Маджлис аль-алями ли-ль-уляма аль-муслимин), возглавляемый Юсуфом аль-Карадави, объявил «не имеющими шариатской силы» провозглашение «Халифата» и «халифа». Основной довод: «законный» «Халифат» может быть результатом волеизъявления всех мусульман. На это Абу Бакр аль-Багдади мог бы ответить, что это – требовать невозможного: никогда в исламском мире не было единства по поводу «халифа». Даже в эпоху «Праведных Халифов». Провозглашение первым после смерти Пророка «праведным халифом» Абу Бакра привело к расколу мусульман на суннитов и шиитов, а праведных халифов Османа и Али убили мусульмане, несогласные с их выбором на этот пост. К тому же, как говорится, еще не вечер: процесс принесения байата «Халифату» и «халифу Ибрахиму» продолжается.

Практически сопротивляются «Халифату» саудиты. Они вывели на границу с Ираком 30 тыс. военнослужащих. Их опасения небеспочвенны: в Саудовской Аравии имеет место наследственная королевская власть (араб. мульк), а в исламе еще со времен «Праведных Халифов» Халифат как правильная форма государства мусульман противопоставляется неисламской власти королей (араб. мулюк, ед. ч. малик, как называется король Саудовской Аравии). Одно из направлений политической и территориальной экспансии «Исламского Халифата» – Аравийский полуостров с его монархиями. 


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1464
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1376
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1304
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1232

Другие новости