Священники будут призваны поднимать боевой дух среди военнослужащих. Фото РИА Новости
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил 2 июля на заседании кабинета министров, что считает необходимым введение в силовых структурах штатных священнослужителей. По словам премьер-министра, это необходимо для поддержки боевого духа в украинской армии. «Я обращаюсь к представителям всех конфессий поддержать украинскую армию», – призвал далее Яценюк, добавив, что если «с нами Бог – значит, с нами победа».
Ведущий научный сотрудник отделения религиоведения Института философии НАН Украины Виктор Еленский, занимающий сейчас также пост советника премьер-министра, сообщил «НГР», что в настоящий момент уже готовится соответствующее распоряжение премьер-министра.
«В распоряжении (премьер-министра. – «НГР») сказано «Создать службу военного духовенства в Вооруженных силах Украины, Национальной гвардии и пограничной службе», – процитировал «НГР» формулировку из готовящегося документа Еленский. И пояснил некоторые моменты по несению ими там службы – или служения, с какой стороны посмотреть: «Они будут направляться религиозными организациями и в случае соответствия необходимым условиям приниматься на службу как служащие Вооруженных сил – в советское время был такой институт, как «служащие Советской армии», а в украинской армии он называется «работники Вооруженных сил Украины». И как таковые они будут получать соответствующий денежный оклад».
Что касается количества уже несущих служение в силовых частях священников разных Церквей и предполагаемого будущего количества военных капелланов, Еленский сообщил, что данными на сегодняшний момент он не располагает, а после принятия распоряжения премьер-министра их число будет определяться «в соответствии с необходимостью» в частях. «Есть случаи, – добавил он, – когда офицеров рукополагают в диаконы и т.д.». Аналогичный способ пополнения рядов капелланов уже практикуется и в российской армии.
Из других источников известно примерное количество священников различных религиозных организаций, которые несут служение в рядах Вооруженных сил Украины. Их количество больше, чем в России, где таковых на май с.г. насчитывалось 132 (см. «НГР» от 21.05.14). Уже в ноябре 2008 года, по официальным данным Министерства обороны Украины, со структурами Вооруженных сил вели работу 180 священнослужителей, 72 из которых относились к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), 41 – к Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), 31 – к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, 28 – к Украинскому союзу объединений евангельских христиан-баптистов, 3 – к Духовному управлению мусульман Автономной Республики Крым, 2 – к Украинской Автокефальной Православной Церкви и т.д. С тех пор их число лишь выросло.
В ноябре 2008 года директор департамента гуманитарной политики Министерства обороны Украины Илья Тищенко заявил на ІІІ Национальной конференции Всеукраинского межконфессийного религиозного христианско-военного сообщества, что введение должностей штатных священников в войсках ожидается уже в 2009 году. Однако вместо такового института был создан лишь Совет по делам душпастырской опеки при Минобороны, который занялся неспешной разработкой нормативной документации. 22 апреля 2011 года министр обороны Украины Михаил Ежель подписал указ № 220 «Об утверждении Концепции душпастырской опеки в Вооруженных силах Украины», в котором речь шла еще о «создании в будущем института военного духовенства (капелланства) в Вооруженных силах Украины». И лишь 5 июня 2013 года в Центральном доме офицеров в Киеве был официально презентован Кодекс военного священника, а 29 августа 2013 года представитель президента Виктора Януковича в Верховной Раде депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко зарегистрировал законопроект № 3143 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно внедрения института священнослужителей (капелланов) в военных, правоохранительных органах)».
«Военнослужащие и члены их семей, – заявлялось в законопроекте 2013 года, – имеют право на душпастырскую опеку, осуществляемую в соответствии с законодательством военными священнослужителями (капелланами), уполномоченными на это соответствующими религиозными центрами и управлениями, зарегистрированными в установленном законом порядке… Министерство обороны Украины может осуществлять оплату душпастырской опеки за счет средств, включенных в состав текущих расходов Министерства».
Однако законопроект № 3143 не дошел даже до первого чтения, несмотря на поддержку со стороны Совета по делам душпастырской опеки при Минобороны. Комитет по вопросам культуры и духовности Верховной Рады в своем заключении от 23 октября счел некорректными предлагаемые Мирошниченко изменения статьи 5 закона «О свободе совести и религиозных организациях» и в связи с этим рекомендовал Раде отклонить законопроект.
6 февраля 2014 года Верховная Рада включила законопроект № 3143 в повестку своей сессии на февраль–июнь, но, как известно, уже через полторы недели произошло свержение власти Януковича, так что депутаты этот вопрос рассмотреть не успели.
Актуализировала вопрос о капелланах «антитеррористическая операция» на востоке Украины, «повышения результативности» которой потребовал от силовиков 22 апреля председатель Верховного совета Александр Турчинов. «Мы должны защищать свою землю. Церковь… призывает к этому нашу власть, чтобы она была более решительной. Ибо время уже пришло, когда нам надо показать свою силу, – заявил двумя днями ранее в выступлении на 5-м канале украинского телевидения глава Киевского Патриархата Филарет (Денисенко). – Почему мы не можем защищаться оружием? Можем, и Церковь благословляет на такую защиту!» Днем ранее на сайте «Золотые страницы Луганска» вышло интервью Филарета со словами о том, что «Церковь должна поднимать дух в народе и помогать нашей армии». «По этой причине, – сообщил Филарет, – епископы, священники Киевского Патриархата в настоящий момент находятся в военных частях в Донецкой, Херсонской, Сумской и других областях. Это вдохновляет солдат защищать границы украинского государства».
Как отметил «НГР» заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и другими военными формированиями Украины УПЦ МП архимандрит Лука (Винарчук), блокировка во власти принятия закона о военных капелланах в 2013 году «была вопросом политическим». «Мы общались тогда с Лебедевым (министр обороны Украины. – «НГР»), – рассказал он, – и его помощники говорили, что оппозиция в лице Тягнибока и Яценюка сразу же начнет протестовать (в случае принятия закона. – «НГР»)». Так как, отметил замглавы Синодального отдела, в той ситуации введение института военных капелланов давало преимущество Московскому Патриархату, который по состоянию на 2013 год имел в силовых структурах, включая МЧС, уже 280 несущих служение клириков (у Киевского Патриархата и УГКЦ – примерно по 40). «Сейчас же обсуждается лишь «патриотичность» Церквей, – считает он. – Что есть якобы «патриотические» Церкви, которые были на майдане (протестующих поддерживали Киевский Патриархат и УГКЦ. – «НГР»), и «непатриотическая». Наша Церковь, по их логике, «непатриотическая», так как во время майдана мы только молились и призывали к миру».
«Теперь эти «патриотические» Церкви смогут освоить большой общественный сектор, ведь только армия у нас составляет около 170 тыс. человек, а с Национальной гвардией – уже более 200 тыс., и добавим к этому МЧС и пограничников, и еще и членов их семей, – отметил «НГР» архимандрит Лука (Винарчук). – Это очень большая социальная группа, которую ранее они освоить не могли». Имеет значение, по его словам, и то, что премьер-министр является греко-католиком, а УГКЦ очень активно действует в армии, хотя, например, по данным, озвученным в 2011 году председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и другими военными формированиями Украины УПЦ МП архиепископом Августином (Маркевичем), лишь 3,85% из числа верующих офицеров относились к данной конфессии, тогда как 89,07% определяли себя как православных. Сейчас же, по словам архимандрита Луки, уже есть случаи, когда в отправляемые на «антитеррористическую операцию» части присылают для духовного окормления греко-католических священников, что вызывает возмущение преимущественно православных военнослужащих.
В обстановке противостояния с Москвой и «пророссийскими сепаратистами» на востоке Украины соотношение представленности различных религиозных организаций в силовых структурах может заметно измениться.