0
5768
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

18.06.2014 00:01:07

Самодержец духовной Ассирии

Тэги: мар дынха IV, Ассирийская Церковь Востока, патриарх, христианство


мар дынха IV, Ассирийская Церковь Востока, патриарх, христианство Ассирийский Патриарх (слева) почувствовал со стороны РПЦ огромную симпатию. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Россию с визитом посетил Патриарх-Католикос Ассирийской Церкви Востока (АЦВ) Мар ДЫНХА IV Ханания. Духовный лидер побывал в общинах ассирийцев в нескольких городах нашей страны, а в Москве был принят Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ встретился с Мар Дынхой IV, чтобы расспросить Патриарха о том, чем сегодня живет эта древняя восточно-христианская Церковь и что ее связывает с Россией.

– Ваше Святейшество, насколько известно, это ваш четвертый визит в нашу страну. Впервые вы посетили СССР во времена патриаршества Пимена, потом участвовали в праздновании 1000-летия крещения Руси. Какие цели на этот раз вы ставили перед собой, отправляясь в Москву?

– Этот визит для нас особенно значим, потому что Русская Православная Церковь выказала нам огромную симпатию. То же самое касается российского правительства, у нас были встречи с представителями МИДа и Совета Федерации. На встрече с Патриархом Кириллом мы договорились, что будет создана межцерковная богословская комиссия. В ходе пастырского визита я освятил новый храм Георгия Победоносца (Мар Геваргис) в Краснодаре, а также закладной камень храма Иоанна Крестителя (Мар Юханна Мамдана) в Ростове-на-Дону. В Ростове – это будет уже третий храм Ассирийской Церкви Востока в России. В Москве у нас есть храм Девы Марии (Мат Марьям). Мы надеемся, что еще и в других местах, где есть общины ассирийцев, в будущем будут построены наши церкви. В существующих приходах служат священники. Огромное желание ассирийцев в России состоит в том, чтобы у них здесь был епископ. Мы надеемся, что в будущем кто-нибудь из ассирийцев – уроженцев России вырастет в духовном звании и сможет стать епископом. В настоящее время общинами на территории России управляет епископ Северного Ирака.

– Мы все знаем, в каком сложном положении оказались христиане на Ближнем Востоке. Чем РПЦ и Россия могут помочь им в этой ситуации?

– На мой взгляд, Россия как держава, которая всегда была миролюбивой, была страной верующих, всегда стремилась к тому, чтобы установился мир во всем мире, может помочь нам. В особенности это касается ассирийцев, которые живут в Ираке и Сирии. Да и не только ассирийцев – всех христиан этих стран, которые оказались в тяжелейшем положении в наши дни. Главная проблема ассирийцев состоит в том, что, хотя мы граждане стран своего исторического проживания – еще остается наше население на исторической родине в Ираке, Иране, Сирии, Турции и Ливане, – мы хотим, чтобы нас там признавали официально народом, этносом. В особенности это касается Ирака, потому что мы являемся коренным народом этой страны. Ассирийцы жили там еще до принятия христианства, до того, как туда пришли другие народы. Мы твердо верим, что происходим от тех самых ассирийцев, у которых в древности было Ассирийское царство. Сейчас на нас, к сожалению, смотрят исключительно как на религиозную общность – христиан. Например, сейчас в иракском парламенте есть пять депутатов-ассирийцев, но прошли они туда не от народа, а по так называемой христианской квоте и относятся к разным Церквам.

Более того, поскольку нас считают прежде всего христианами, то связывают с современным Западом, с его политикой и переносят на нас свое отношение к Западу. Однако это не так, мы коренные жители Ирака, мы приняли христианство в I веке, наш патриарший престол был основан в Месопотамии в 48 году от Рождества Христова. Мы требуем, чтобы к нам относились не просто как к религиозной общине, а как к самостоятельному этносу, народу, который должен иметь равные права в Ираке наряду с арабами, курдами, туркменами и другими национальностями. Мы должны быть законодательно признаны, и в политическом дискурсе к нам должны обращаться не как к христианам, а прежде всего как к ассирийцам. Когда нас сейчас ошибочно связывают с христианским Западом, хочется заметить этим людям, что наш Патриархат в истории Церкви известен как Селевкидско-Ктесифонский Патриархат, он находился в так называемых царских городах Селевкии и Ктесифоне, но впоследствии с образованием Арабского халифата патриарший престол был перенесен в Багдад. Так продолжалось до начала XX века, когда в результате трагедии, резни 1933 года, наш Патриарх был изгнан из Ирака. Патриарший престол в настоящее время находится за рубежом, в изгнании. Но мы не имеем отношения к другим Патриархатам, которые находились на территории Римской и Византийской империй. Например, не имеем отношения к Ватикану.

В своих обращениях к сыновьям и дочерям нашего народа мы пишем, чтобы они сохраняли верность странам своего проживания и при этом продолжали быть носителями нашей ассирийской и христианской идентичности.

<< ОКОНЧАНИЕ НАЧАЛО НА СТР. 1

Ассирийцы, живущие в России, говорили мне, что не чувствуют какой-то дискриминации или ущемления своих прав. Нам хочется, чтобы такое же равноправие было не только в России, но и в мусульманских странах, где проживают представители нашего народа. К сожалению, в некоторых странах есть дискриминация, есть разница между положением мусульман и христиан. Это является одной из причин эмиграции из этих стран. А нам всего лишь хочется сохранять свой язык и свою культуру.

Несколько лет назад я поставил перед президентом и премьер-министром Ирака вопрос о создании отдельной ассирийской провинции. Это могла бы быть Ниневийская равнина к востоку от города Мосул, где компактно проживает ассирийское христианское население. Здесь можно было бы в рамках единого Ирака создать автономию, 

где мы могли бы сохраниться и как народ, и как Церковь. 

В этом плане политическая поддержка России нам очень важна.

– Получает ли ваша Церковь поддержку подобных идей от близких ей религиозных общин?

– Есть ассирийцы, которые в силу исторических причин стали униатами, перешли в так называемую Халдейскую Церковь. Несмотря на то, что мы говорим на одном языке и у нас общая культура, у них нет такого чувства политического самосознания, как у сынов нашей Церкви, и мало кто из них верит, что обладает этим национальным чувством. Это касается и халдеев, и так называемой Сиро-Яковитской Церкви, и сиро-католиков. Так получилось, что эти конфессии пожертвовали национальными чувствами в угоду религиозным чувствам, и религиозное самосознание у них превалирует над национальным. Наша численность возросла бы как минимум до двух миллионов человек, если бы представители этих конфессий также считали себя ассирийцами.

Отсутствие своей государственности на протяжении многих веков приводило к тому, что Патриарх Ассирийской Церкви выполнял функции не только духовного, но и политического лидера, «светского владыки». Это положение сохранялось вплоть до времен Османской империи. Другие религиозные ответвления от нашей Церкви привели к тому, что у них задача сохранения народа оказалась на втором месте. Но для нашей Церкви это приоритет.

– Проявляет ли интерес к церковной жизни ассирийская молодежь, особенно живущая в странах Запада?

– Наша молодежь, даже на Западе, стремится поддерживать родную Церковь. Молодые люди собираются на приходах, получают там основы духовного образования, изучают родной ассирийский язык. Много хороших инициатив исходит от молодежи, которая понимает, что Церковь – ее родной дом.

– Насколько активно АЦВ участвует в межцерковном диалоге?

– Мы участвуем во Всемирном совете Церквей. Мой предшественник, Патриарх Мар Ишай Шимон XXIII, принимал активное участие в создании ВСЦ. У нас также есть определенные взаимоотношения с Ватиканом. В 1984 году я встречался с тогдашним Римским Папой Иоанном Павлом II. У нас была создана комиссия по диалогу, она работала 10 лет, и в 1994 году нами была подписана христологическая декларация, которая сняла многие вопросы, связанные с богословскими спорами середины V века, и во многом была снята напряженность между нашими Церквами. Мы также участвуем в Ближневосточном совете Церквей и в межхристианском богословском диалоге в рамках программ фонда Pro oriente.

– Папа Римский Франциск большое внимание уделяет Ближнему Востоку. Планируется ли ваша встреча с Понтификом?

– Мы всегда стараемся поддерживать взаимоотношения с лидерами других Церквей. Наша встреча с Папой Франциском запланирована на 2 октября текущего года.

Из досье «НГР»

Ассирийская Церковь Востока наследует христианской восточной Церкви, не признавшей решения Вселенского Собора в Эфесе в 431 году. С IX по XIV век восточная Церковь располагала наиболее протяженной сетью приходов во всем христианском мире: от Средиземного моря до Дальнего Востока. Среди прозелитов восточной Церкви, иногда неточно называемой несторианской, были ближайшие родственники Чингисхана.

Суть вероучения религиозного объединения была сформулирована в VII веке Бавваем Великим. По утверждению богослова, Иисус Христос имел «две природы и две конкретные реализации этих природ», другими словами, между божественным и человеческим в Спасителе человечества существовал драматический разрыв, нашедший выражение в том, что Иисус просил Отца Небесного «пронести чашу сию» мимо себя.

Начиная с XVI века для Церкви Востока наступила эпоха расколов. Приверженцы учения о двух природах спорили по вопросу о праве Патриархов передавать свой сан по наследству. Одновременно дебатировался и вопрос о примирении с Католической Церковью.

После геноцида ассирийцев в Османской империи в начале XX века представители этого народа рассеялись по миру. Ассирийская Церковь Востока, одна из главных наследниц прежней Восточной Церкви, перенесла центр своей деятельности на американский континент. В наши дни религиозное объединение возглавляет Патриарх-Католикос Мар Дынха IV. Его резиденция находится в штате Иллинойс, США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
831
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
775
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
535
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
432

Другие новости