Britain First сосредоточились на «защите христианской цивилизации» от иммигрантов. Фото с сайта www.britainfirst.org
Прошедшие 22–25 мая выборы в Европарламент показали резкий рост популярности партий, в своей агитации делающих упор на борьбу с иммиграцией. Во Франции первое место с большим отрывом от правящих социалистов (13,97%) и консерваторов-голлистов (20,77%) занял «Национальный фронт», получив 25,41% голосов. На предыдущих выборах в 2009 году партия Марин Ле Пен набрала лишь 6,3%. Эти выборы, как и недавние местные голосования во Франции, показали рост влияния партии, лидер которой назвала уличные молебны мусульман-мигрантов «оккупацией, как при нацистах». Похожего успеха в Великобритании добилась Партия независимости Соединенного Королевства (UK Independence Party, UKIP) – 27,49% голосов при 25,40% у консерваторов и 23,92% у лейбористов. Пять лет назад UKIP получила почти вдвое меньше – 16,50%.
UKIP во главе с Найджелом Фараджем – типичные правые популисты, взявшие на вооружение тему борьбы с диктатом Брюсселя, якобы лишающим Великобританию самостоятельности, и миграцией, в том числе из стран бывшего социалистического блока. На этих выборах партии удалось перехватить голоса и у Британской национальной партии (БНП), занимающей крайний правый фланг на выборах в Соединенном Королевстве: если в 2009 году БНП получила на выборах в Европарламент 943 598, или 6,2%, голосов, то в этом – лишь 179 694, или 1,14%, голосов. Эти почти 764 тыс. «убытка» БНП явно стали одной из составляющих успеха UKIP, прибавившей на этих выборах 1 млн 850 тыс. голосов.
Политтехнолог крайне прав
Одна из причин неудачи БНП – разрыв с ней в 2010 году Джеймса Доусона, который годом ранее выступал главным советником партии по избранию в Европарламент (тогда ей единственный раз удалось провести двух своих депутатов), и поиск средств для этого. Доусон – «темная фигура из числа евангелических христиан», так его охарактеризовал антифашистский сайт www.hopenothate.org.uk. Как писала 3 июня 2009 года шотландская газета Daily Record, «Доусон позиционирует себя верующим христианином и даже утверждает, что был проповедником в собственной церкви». Эту информацию, впрочем, проверить не удалось. «О нем мало что известно, – отметила 27 октября 2007 года Guardian. – Говорят, что он живет в Шотландии и является протестантским священником. Но, как выяснилось, это не так. Доусон никогда не рукополагался на служение».
Daily Record в 2009 году процитировала признание Доусона о том, что у него «очень пестрое прошлое», в котором «целый перечень судимостей, в том числе за нарушение общественного порядка в 1986 году, владение оружием и нарушение общественного порядка в 1991 году и преступное причинение ущерба в 1992 году». «Он вышел из местной Оранжистской ложи и принимал участие в выступлениях против ее членов, нападая на них как на «атеистов и пьяниц» после того, как стал евангеликом», – уточнялось далее.
Согласно публикациям в СМИ, в 1990-е годы помимо Оранжистской ложи Шотландии, связанной с радикальным крылом лоялистов в Северной Ирландии, Доусон был членом еще одного лоялистского объединения – Abronhill Protestant Boys Flute Band, действовавшего в шотландском городе Камбернолд (близ Глазго). «Но тогда там состояли тысячи людей, – цитирует Доусона Guardian. – Мои враги пытались на этом основании заявить, что я поддерживал военизированные формирования. Это полная ерунда». С другой стороны, Daily Record отмечала, что это протестантское объединение выпускало музыкальные записи с одобрением участника «Обороны Ольстера» Майкла Стоуна, 16 марта 1988 года устроившего в Белфасте бойню на Мидлтаунском кладбище во время похорон трех членов Временной Ирландской республиканской армии. Используя ручной пулемет и гранаты, Стоун убил тогда трех и ранил более 60 человек.
Доусон был создателем и лидером двух действовавших в Шотландии и Северной Ирландии организаций, протестующих против проведения абортов – Precious Life Scotland и UK LifeLeague. Последнюю Guardian охарактеризовала как «боевую (militant) группу». Создал ее Доусон, как уточнялось в уже процитированной выше статье Daily Record, «в 1999 году после встречи с ирландской Молодежной обороной, которая ранее штурмовала дома в Дублине в ходе «крестового похода против права женщины на выбор» (то есть возможности совершить аборт). В качестве главы UK LifeLeague Доусон регулярно появлялся на телевидении с речами о том, что аборт – грех, попутно осуществляя сбор денег на счета своей организации. Однако в 2007 году он получил судебный иск (из-за плагиата материалов) от другой антиабортной организации и, очевидно, решил сменить поле деятельности.
Еще в 2006 году Доусон пригласил в Белфаст лидера БНП Ника Гриффина, якобы для обмена мнениями по поводу борьбы с абортами. А в следующем году, как утверждается в публикации на сайте www.hopenothate.org.uk, он предложил этой ультраправой партии свои услуги – по контракту, как позже уточняли представители партии, – для организации быстрого сбора больших сумм денег. В июне 2009 года Daily Record описала Доусона как «ключевого помощника лидера БНП Ника Гриффина». По данным газеты, «Гриффин назначил Доусона сборщиком денег для партии и организатором кампании на выборах в Европарламент». Доусон сделал Белфаст центром всех операций ультраправой партии. 14 июня 2009 года (как раз накануне выборов в Европарламент) газета Belfast Telegraph писала, что под агитацию и сбор денег путем пожертвований был оборудован бункер в промышленной зоне Дундональд в городе Каслри. «Человек, который управляет им, – живущий в Бэллиговане Джим Доусон, высокопоставленный член БНП, занимающийся сбором средств, а также яростной кампанией против абортов, – сообщила газета. – В эфире интернет-телеканала BNPtv, на кадрах, снятых в штаб-квартире партии в Белфасте, Доусон хвастается, что база в этом городе собирает 1,5 тыс. фунтов в день – более 500 тыс. фунтов стерлингов в год, имея всего 12 сотрудников… работающих в call-центре». Там же, по данным газеты, были складированы миллионы листовок БНП, отпечатанных на собранные деньги. Кроме того, как упоминала ранее Daily Record, Гриффин поблагодарил в своем блоге Доусона за то, что тот организовал размещение партийной агитации на Пятом телеканале. Причем агитация, по настоянию Доусона, изображала БНП как умеренную партию патриотов.
Ввиду этого не удивительно, что два кандидата от БПН – сам Гриффин и Эндрю Бронс, ранее состоявший в британском Национал-социалистическом движении, а затем в Британском национальном фронте, из которого в начале 1980-х годов выделилась БНП, – стали депутатами Европарламента. Правда, в 2012 году Бронс разругался с Гриффином и вышел из партии, основав затем вместе с Эндрю Моффатом (в начале нулевых – кандидатом от UKIP в депутаты на местном уровне, а в прошлом также состоявшим в Британском национальном фронте) новую организацию националистов – Британскую демократическую партию. На выборах в Европарламент в этом году она не участвовала.
|
«Патриоты» нашли цель
В свою очередь, Доусон, который в октябре 2010 года был с позором (обвинен в сексуальных домогательствах) изгнан из БНП, которую пытался переделать под себя, в 2011 году вместе с экс-редактором главного печатного издания БПН Полом Голдингом основал Партию национально мыслящих людей (National People's Party). Голдинг, кстати, по информации www.hopenothate.org.uk, также новообращенный рьяный христианин. Источники антифашистского сайта отмечали, что в новое движение сразу же пожелали вступить тысячи членов БНП, однако было «очевидно, что организация не заинтересована в том, чтобы превратиться в аналог партии Гриффина», только с другим вождем. У нее были иные планы и позиционирование, нужно было выждать лишь удобный момент.
Несколько лет новая партия была в тени, и вышла из нее в 2013 году, когда Британию потрясло зверское убийство британского солдата Ли Ригби, совершенное 22 мая 2013 года средь бела дня на лондонской улице двумя чернокожими мусульманами, кричавшими про джихад. К этому времени закатилась звезда Лиги обороны Англии, шумно дебютировавшей в 2009 году массовыми маршами по иммигрантским кварталам английских городов (см. «НГР» от 21.10.09). Партия Доусона, сменив название на «Британия прежде всего» (Britain First), начала активно набирать в свои ряды футбольных фанатов, составлявших основной контингент акций Лиги. Точно так же как и Лига обороны Англии, Britain First подчеркнуто отмежевывалась от расизма, пропагандируя британский ура-патриотизм с культом «Юнион Джека» и армии и подчеркивая, что борется лишь с «исламистами», подразумевая под таковыми рьяных поклонников установлений Пророка Мухаммеда. При этом партия регулярно заявляла об опасности иммиграции из стран третьего мира.
Накопив силы, «патриоты» перешли к действиям. 31 января с.г. 15 мужчин во главе с Голдингом на трех бронированных джипах Land Rover армейского образца прибыли к мечети Восточного Лондона, чтобы провести «нравоучительную беседу» с прихожанами. «Это наша страна, и если вы хотите жить в ней, то должны соблюдать наши законы», – заявили националисты и напоказ выпили пива у входа в мечеть. На снятом участниками рейда и выложенном на YouTube видеоролике в руках у Голдинга мы видим листовку с огромным крестом и надписью «Христианский патруль», а затем – развернутый активистами у входа в мечеть баннер «Мы – британское сопротивление».
В конце марта Britain First провела кампанию «по поиску педофилов» среди мусульман, посетив мечети в городах Болтон, Бернли, Олдхэм и Рочдейл. Все эти города характеризуются высокой долей мусульман, Олдхэм и Бернли в 2001 году пережили массовые беспорядки, устроенные иммигрантской молодежью. Во время одной из акций националисты развернули баннер: «Больше никаких мечетей!»
Новые крестоносцы
на марше
Полномасштабная активизация Britain First произошла в середине мая с.г. Только в течение одной недели в Лондоне было проведено три таких «христианских патруля». Все они осуществлялись по одному сценарию: несколько человек в партийной униформе (зеленая куртка типа «бомбер» и кепка – скинхедский облик, принятый с 60-х годов) заходили в мечеть Восточного Лондона. Одновременно такие же патрули появились в Брэдфорде – промышленном городе в Ланкашире с большой долей индо-пакистанских иммигрантов, ставшем в 2001 году ареной межрасовых столкновений, – и в шотландских городах Глазго и Камбернолд. В Брэдфорде «патруль» из 10 человек посетил сначала дом главы местной исламской общины, а затем, в течение дня 10 мая, десять мечетей, где вели «беседы» и раздавали мусульманам Библии. Во время этого рейда в одном из исламских культовых зданий «христианский патруль» снял видеоролик, выложенный затем в Интернет, в котором мусульманин заявлял, что он «отрекается от ложного учения Мухаммеда и принимает учение Библии». 11 мая аналогичные рейды прошли в двух мечетях, находящихся в Камбернолде и Глазго. Пресса окрестила эту кампанию националистов «крестовым походом».
Одновременно Britain First начала работать в качестве службы безопасности митингов UKIP, заявлявшей об угрозах со стороны борцов с фашизмом. В заявлении, которое было опубликовано на сайте Britain First 7 мая, сказано, что партия, «располагая сотнями уличных активистов, ранее отслуживших в армии, и несколькими бронированными Land Rover’ами, отдает своих людей и свои ресурсы в распоряжение UKIP на период проведения выборов». 19 мая в Facebook были выложены фотографии десятка бойцов в партийной форме, с пояснением, что они охраняли проходившее в тот день выступление Найджела Фараджа в Восточном Кенте. UKIP, насколько известно, подобные заявления не комментировала, по сути приняв протянутую ей руку помощи уличных националистов. Все это сопровождалось вниманием со стороны СМИ, причем с конца апреля по конец мая число подписчиков страницы партии в Facebook увеличилось с 220 тыс. до 336 тыс., что больше, чем у любой партии Британии, и равно суммарному количеству «лайков» страниц Консервативной и Лейбористской партий вместе взятых!
По завершении выборов кампания Britain First не сошла на нет. 23 мая ее «христианский патруль» во главе с Голдингом провел марш по улицам иммигрантского района Брик Лейн в Восточном Лондоне, 24 мая активисты партии прибыли в Центральную мечеть Брэдфорда, раздавая там Библии и т.д.
Как отметил 10 февраля с.г. в журнале New Statesman доцент политологии в Университете Ноттингема Мэтью Гудвин, соавтор книги «Революция справа: причины поддержки ультраправых в Британии», БНП и другие подобные ультраправые группы предлагали обществу «токсичный бренд», который большинство даже ксенофобски настроенных британцев не могли принять. Тем более что на одном из первых мест в национальном сознании британцев стоит героическая оборона страны от гитлеровской Германии в 1940 году и последующая победа над нацизмом. «Экстремистский дилетантизм фашиствующей БНП и уличный бандитизм Английской лиги обороны отталкивали от них избирателей, которые могли бы быть восприимчивы к ультраправой повестке дня», – резюмировал в своей статье Гудвин. Поэтому националисты видят перспективу либо в антииммигрантском популизме UKIP, либо в ура-патриотизме и «защите христианских ценностей», что предлагает в своих политических проектах Доусон.