«Русская православная армия» и подобные явления на юго-востоке Украины портят репутацию РПЦ в глазах Киева. Фото Reuters
Чуть менее двух месяцев отделяют нас от очередного Дня Крещения Руси. Начиная с 2008 года, когда праздник, в то время исключительно церковный, был объявлен в Украине еще и государственным, существует некий устоявшийся алгоритм сопровождающих его торжеств, мероприятий и политических акций: визит в Киев главы Русской Православной Церкви; неизменно раздельные богослужения разных конфессий; подчеркивание со стороны московского первоиерарха значимости праздника и, так сказать, его символичности для концепций «Русского мира» и «Святой Руси»; и, как следствие этого, обязательные протесты общественных и политических партий, поддерживающих автокефалию Православной Церкви в Украине. Различия, конечно, были, но лишь в нюансах.
То ли дело год нынешний. После событий в Киеве прошедшей зимой, а еще в большей мере весной в Крыму и на востоке Украины, спрогнозировать, каким будет 28 июля с.г., очень сложно. Однозначно можно сказать только то, что, поскольку ни из церковного, ни из государственного календарей День Крещения Руси не вычеркнут, готовятся к нему и Церковь, и украинское государство. Как именно готовятся – мы и попробовали разобраться. Оказалось, что комментарии представителей разных конфессий, мнения экспертов и неофициальная информация разнятся.
Предметом, вызвавшим наибольшее расхождение мнений, оказалось суждение о возможном прибытии Патриарха Кирилла на торжества в Киев. Нам удалось побеседовать с управляющим делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата(УПЦ МП) митрополитом Антонием (Паканичем). По его словам, сведений, что визит Патриарха Кирилла в Киев в этом году будет отменен, в Киевской митрополии нет. «Визиты Московского Патриарха в Украину всегда проводились по согласованию с украинским государством, поскольку торжества в День Крещения Руси носили не только сугубо церковный, но и государственный характер. Государство всегда брало на себя часть обязанностей по обеспечению безопасности Патриарха, всегда помогало Церкви в подготовке визита. Поэтому приезд гостя такого ранга всегда заранее согласовывается с государственными властями. И если у государства будут возражения против такого визита, надеюсь, они будут высказаны заранее. Пока что ничего подобного мы от властей не слышали», – добавил митрополит.
Василий Анисимов – руководитель пресс-службы УПЦ МП, одной из двух структур, отвечающих за информационное освещение ее деятельности, твердо убежден, что глава РПЦ на празднования приедет. Более того, не может не приехать, ведь Церковь духовно окормляет граждан как Украины, так и России, как украинских военнослужащих, ныне ведущих боевые действия в Донбассе, так и тамошних «ополченцев». Новоизбранный президент Украины Петр Порошенко является прихожанином именно УПЦ МП, следовательно, никаких инцидентов, наподобие того, что случился недавно с председателем Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополитом Иларионом (Алфеевым), когда его не пустили на территорию Украины на пункте погранконтроля в аэропорту Днепропетровска, считает Анисимов, быть просто не может.
Однако из неофициальных источников в УПЦ МП мы получили информацию, что Служба безопасности Украины якобы попросила не впускать на территорию страны всех архиереев из России. Но даже если это не так или если через два месяца этот запрет будет отменен, в Киевской митрополии в целом очень скептически высказываются (но не под запись) о возможности приезда главы РПЦ. В Украине к России как государству после известных событий в Крыму, оценивающихся здесь не иначе как оккупация, отношение более чем прохладное. Это отношение в полной мере проецируется и на РПЦ.
А вот в Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата саркастически приветствуют возможный визит главы РПЦ. Как сообщил в комментарии «НГР» глава Информационного управления Киевской Патриархии архиепископ Евстратий (Зоря), в УПЦ КП «неоднократно говорили и можем повторить: чем больше и чаще Патриарх Кирилл приезжает в Украину и чем больше он выступает в Украине – тем больше сторонников становится у Киевского Патриархата». «За все эти годы, начиная с 2009 года, когда он впервые приехал в Украину, и вплоть до его последнего визита, это можно очень хорошо увидеть. Поэтому если он пожелает приехать – пожалуйста, пусть приезжает!» – заметил в разговоре с корреспондентом спикер Киевского Патриархата.
Что касается праздничных мероприятий, то в УПЦ КП не предвидят для себя никаких изменений по сравнению с прошлыми годами. Очевидно, объяснить раздельный протокол празднования для разных православных юрисдикций можно «буксированием» диалога по объединению украинского православия. Напомним, что еще три месяца назад, 24 февраля, на предложение Киевского Патриархата начать диалог по преодолению раскола была создана соответствующая комиссия УПЦ МП. Но, по словам представителя УПЦ КП, ни одного совместного заседания за это время не состоялось. «Очевидно, что нынешнее руководство УПЦ в лице митрополита Онуфрия (местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры. – «НГР») не имеет никакого интереса в проведении совместного заседания комиссии», – сказал архиепископ Евстратий (Зоря).
В УПЦ КП оценивают взгляды нынешнего руководства УПЦ МП как «пророссийски-консервативные», что «примерно соответствует тем взглядам, которые были в Русской Православной Церкви за границей до ее объединения с Московским Патриархатом». «Если не принимать во внимание сугубо религиозную сторону этого вопроса, то общественно-политическая – это восхищение Старомосковской Русью, временами Российской империи и тому подобным. То есть теми духовными моделями, которые были произведены в то время. Это с одной стороны. А с другой стороны, он (митрополит Онуфрий (Березовский). – «НГР») абсолютно ориентируется в своих действиях на Московского Патриарха, а Московский Патриарх категорически не желает никакого плодотворного диалога. Он официально не запретил проводить этот диалог, но такого диалога категорически не желает, потому что боится, что он приведет к успеху», – прокомментировал архиепископ Евстратий причины отсутствия прогресса в теме объединения Православной Церкви в Украине и, как следствие, возможного отделения Киевской митрополии от Москвы.
Это же подтверждается информацией из анонимных источников в УПЦ МП: «Митрополит Онуфрий три месяца назад сказал: делайте, что хотите (по поводу диалога с УПЦ КП. – «НГР»). А месяца два назад сказал, что не надо никакого объединения».
Такая позиция руководства УПЦ МП кажется в Украине несколько неожиданной. Ведь в церковно-общественных кругах на фоне эйфории после победы майдана начали было поговаривать, что Украинская Православная Церковь, находящаяся в составе Московского Патриархата, непременно, буквально чуть ли не за считанные месяцы разругается со своим церковным центром. Как тут не вспомнить отсутствие митрополита Онуфрия сразу после его избрания местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры на заседании Священного Синода РПЦ; его довольно резкие высказывания по поводу действий Российской Федерации в Крыму, по сути идущие вразрез с позицией РПЦ; наконец, уже упомянутое решение возобновить диалог об объединении с другими православными конфессиями.
Однако к нынешнему моменту все эти ожидания сошли на нет. На последнее по времени заседание Священного Синода РПЦ, состоявшееся 30 мая в Санкт-Петербурге, митрополит Онуфрий прибыл и принимал в нем участие. А перед этим побывал на праздновании тезоименитства Патриарха Кирилла, высказав очень теплые слова благодарности первоиерарху за его «духовную поддержку и за то живое соучастие в тех испытаниях, которые сегодня переживает… украинская земля».
Похоже, что статус-кво в православных делах в Украине меняется лишь после знаковых событий, а не способом прогрессирующего движения. Предыдущим событием такого рода была смена власти в Украине. Хватило ненадолго. Следующим же «толчком» может стать День Крещения Руси и связанные с ним церковно-дипломатические события.
Киев