0
13919
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

16.04.2014 00:01:00

Украина срывает встречу Папы Франциска и Патриарха Кирилла

Тэги: украина, папа римский, папа франциск, ватикан, патриарх кирилл, майдан, грекокатолики, конфликт


украина, папа римский, папа франциск, ватикан, патриарх кирилл, майдан, греко-католики, конфликт Верующие Украинской Греко-Католической Церкви воспринимают смену власти в Киеве в провиденциальном ключе. Фото Reuters

«Стало сложнее говорить о проведении в ближайшем будущем встречи Папы Римского с Патриархом Московским, – заявил в интервью американскому изданию National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). – Необходимо подождать, пока зарубцуются недавно нанесенные раны». Он пояснил, о каких и кем нанесенных «ранах» идет речь: «В нынешнем гражданском противостоянии (в Украине. – «НГР») греко-католики сразу же заняли позицию одной из сторон… По сути, речь идет об очередном крестовом походе против православия».

Как отметил в комментарии «НГР» религиовед, доцент Львовского государственного университета Андрей Юраш, «ничего неожиданного» в заявлении митрополита Илариона нет. «В отношениях Московского Патриархата и Ватикана за последние 25 лет, – говорит Юраш, – тема греко-католиков была на протяжении всего этого периода наиболее острой. Начиная с 1988–89 годов, когда греко-католики начали восстанавливать свои позиции и легализовываться, постоянно звучат заявления о том, что они являются главной угрозой Русской Православной Церкви в Украине».

Ситуацию обострила смена власти в Киеве, отношение к которой у Московского Патриархата и Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) оказалось полярным. 7 апреля Патриарх Кирилл, совершив литургию у места упокоения Патриарха времен революции и Гражданской войны Тихона (Белавина), провел исторические параллели: «Последние события в Украине, страшные картины революционного бунта в столице, убиенные люди, смятенные духом и сознанием – все это в малой степени помогает понять, что происходило в то время в России». В тот же день глава РПЦ в проповеди в Благовещенском соборе в Москве сказал, что «превращение небольшого княжества Московского в ядро великого государства от океана до океана» было богоугодным подвигом: «Освоение Великой Руси было подобно некоему духовному деланию». В этих словах украинские комментаторы услышали апологию «имперской идеи».

В то же время УГКЦ проявила едва ли не наибольшую среди украинских Церквей ревность в апологии майдана. С начала декабря 2013 года преподаватели и учащиеся греко-католических семинарий принимали участие в митингах в центре Киева, ее храмы и монастыри в столице открыли свои двери протестующим (см. «НГР» от 18.12.13). Кафедральный собор УГКЦ в дни протестов приобрел неофициальное название «Патриарша крыивка». Слово «крыивка» обычно употребляется для обозначения «схронов» Украинской повстанческой армии. Видимо, дело в том, что для ночлега митингующих были отведены подвальные помещения собора. Согласно репортажу Радио «Свобода» от 23 декабря 2013 года, в главном храме греко-католиков начиная с 1 декабря нашли приют 5 тыс. участников евромайдана, в основном – выходцев из Западной Украины, целыми поездами приезжавших тогда в Киев для участия в протестах. «Я думаю, что ежедневно до половины людей на майдане – это члены нашей Церкви», – заявил 12 декабря 2013 года в интервью украинской редакции Радио «Свобода» первый епископ епархии Святого Владимира УГКЦ в Париже, апостольский экзарх для украинских греко-католиков Швейцарии и стран Бенилюкса Борис Гудзяк. Эту роль храмы УГКЦ сохраняли до конца февраля с.г. Радио Ватикана процитировало 24 февраля слова главы УГКЦ Верховного архиепископа Галицкого Святослава Шевчука: «В эти дни наш кафедральный собор в Киеве и другие храмы превратились в больницы и даже операционные. В настоящий момент мы предоставляем приют тысячам раненых». Однако, комментируя в марте политическую активность «униатов», митрополит Иларион (Алфеев), осуждал их и говорил о возможных проблемах из-за этой активности во взаимоотношениях РПЦ и Ватикана, но о том, что именно она может стать препятствием для встречи глав Церквей, заявил лишь сейчас. Почему?

Папа Франциск принял Архиепископа Святослава Шевчука вскоре после смены власти в Киеве.	Фото с официального сайта УГКЦ
Папа Франциск принял Архиепископа Святослава Шевчука вскоре после смены власти в Киеве. Фото с официального сайта УГКЦ

Возможно, причина громкого заявления митрополита Илариона в другом. 1 апреля в проповеди в кафедральном соборе УГКЦ Архиепископ Святослав Шевчук прибег к неожиданной аналогии: «Майдан – это старт, так же как торжественный вход Христа в Иерусалим является началом Страстной недели». В проповеди, которую в дальнейшем греко-католические священники зачитывали по всей стране вплоть до Вербного воскресенья (13 апреля), Шевчук сделал намек на то, какого же продолжения Церковь ожидает от победы майдана: «В своей инаугурационной речи 1978 года Иоанн Павел II сказал: «Не бойтесь! Широко откройте двери для Христа. Откройте границы, экономические и политические системы, культуры, цивилизации и развитие Его спасительной власти». Его слова становятся подходящим призывом и для нас». В Московском Патриархате эти заявления вполне могли расценить как призыв к новой экспансии на восток Украины приверженцев Ватикана.

В пользу укрепления подобных подозрений сыграла и появившаяся днем позже на сайте УГКЦ новость: 2 апреля с.г. Ватикан «поставил в известность, что Папа Франциск, приняв во внимание решение Синода УГКЦ о разделении Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ, дал свое согласие на каноническое избрание Синодом епископа для такового». Создание Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ, охватывавшего весь восток Украины, было одобрено Ватиканом 11 января 2002 года, а месяцем позже преобразование четырех «апостольских администратур» в России в католические епархии стало причиной сильнейшего в постсоветской истории охлаждения отношений РПЦ и Ватикана. Интересно, что в предисловии к интервью митрополита Илариона на сайте National Catholic Register отмечено, что глава ОВЦС отвечал на вопросы журналистов издания именно 2 апреля.

В беседе с корреспондентом «НГР» Андрей Юраш отметил, что «организационное укрепление греко-католиков на востоке Украины может определенным образом пугать Московский Патриархат». Однако, по его мнению, за «последние 10–15 лет каких-то впечатляющих темпов развития греко-католицизма на востоке Украины мы не наблюдаем». «Новые общины возникают не так активно, как в начале 1990-х годов, – считает религиовед, – и объединяют преимущественно выходцев из Западной Украины, переселившихся в другие регионы, и их потомков. Именно для их духовного окормления образованы новые общины, епархии, экзархаты, а не для – как, возможно, думает Московская Патриархия – нового крестового похода против православия с целью прозелитического переманивания православных».

«Есть какое-то западноукраинское население на востоке Украины: те, кого переселяли в сталинскую эпоху, – сообщил «НГР» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, специалист по истории украинского греко-католицизма. – Так появились, например, поселения греко-католиков в Днепропетровской области. Но это население присутствует в таких количествах, которые явно не требуют создания отдельных иерархических структур. Это явная тенденция, чтобы эти территории за собой «застолбить» и начать миссию». «Как она осуществляется, я сам наблюдал в Донецкой области, – говорит церковный историк, – там построен греко-католический храм в традициях древнерусского деревянного зодчества, похожий на суздальские церкви. Там иконы традиционного (для Русской Церкви. – «НГР») письма, священник, которого от православного отличить невозможно, с софринским наперсным крестом и огромной бородой, служит на церковнославянском языке. Местные бабушки, которые не очень ориентируются, кто это и что это, и то посещают этот храм». «Так что прозелитизм идет», – заключил профессор православного университета.

Обострение отношений между РПЦ и Ватиканом чревато определенными потерями для УГКЦ, которая, как указывает Юраш, «заинтересована в том, чтобы наладить контакты между греко-католиками и Православными Церквами на самом высоком уровне и чтобы состоялась встреча Папы Римского и Патриарха Московского в контексте в том числе разрешения украинских проблем». «Украинские греко-католики хорошо помнят, что в начале нулевых годов именно чрезвычайно резкая позиция Московского Патриархата, с которой солидаризовались практически все Православные Церкви, стала главной причиной приостановки признания Патриархата в УГКЦ, который готовился в Ватикане», – указал религиовед. С другой стороны, 28 марта в интервью киевской газете «День» Архиепископ Святослав Шевчук заявил о ценности позиций Ватикана прежде всего в Украине. «Когда Католическая Церковь перестанет ориентироваться на мнение России, думать о ее потенциале и обратит внимание на Украину, эту «вторую Польшу» или даже «вторую Германию» Европы?» – вопрошал Архиепископ Галицкий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1955
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3981
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3027
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2468

Другие новости