0
6577
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

02.04.2014 00:01:00

Умма прирастает Крымом

Роман Силантьев

Об авторе: Роман Анатольевич Силантьев – заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, доцент МГЛУ.

Тэги: крым, татары, ислам, мусульмане


крым, татары, ислам, мусульмане Властям России будет непросто договориться с мусульманами Крыма. Фото Reuters

События в Украине вызвали серьезный интерес российских мусульман. Когда встал вопрос о присоединении Крыма, российские власти привлекли к общественной дипломатии ряд мусульманских деятелей, предсказуемо начав с Татарстана. С 1 по 3 марта делегация ДУМ Республики Татарстан в составе муфтия Камиля Самигуллина и его первого зама Рустама Батрова совершила поездку в Крым. Визит носил официальный характер, но был внеплановым и внезапным. Несмотря на заявленный культурный характер визита, его главной составляющей стали переговоры татарстанских мусульман с руководством ДУМ Крыма и Меджлиса крымско-татарского народа. Этим организациям были обещаны многие блага со стороны Татарстана – программы обмена, обучение крымских студентов в казанских медресе, инвестиции и так далее. Эти предложения не нашли понимания – ДУМ Крыма и Меджлис продолжили антироссийскую пропаганду и апелляции к мировому мусульманскому сообществу с просьбами защитить их от «агрессии нехороших русских».

По итогам визита Батров дал интересное интервью одному из казанских изданий, в котором откровенно оценил ситуацию в Крыму и указал на одного из главных виновников провоцирования антирусских настроений в среде крымских татар. По мнению Батрова, им оказался российский предприниматель Ленур Ислямов, владелец крымского телеканала АТР и главный спонсор русофобского, на наш взгляд, фильма «Хайтарма» про депортацию крымских татар. Это интервью вызвало раздражение как Меджлиса, так и Камиля Самигуллина, заявившего, что это личная точка зрения Батрова и вообще нужно умерить эмоции и не политизировать процесс.

Через две недели после визита делегации ДУМ Республики Татарстан два российских муфтия – Альбир Крганов и Равиль Панчеев – были направлены наблюдателями на референдум в Крыму, а после его успешного исхода Крганов впервые получил приглашение на выступление президента России Владимира Путина перед Федеральным собранием, где присутствовали также муфтии Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин и Исмаил Бердиев. При этом из четырех муфтиев Общественной палаты созыва 2012 года только Крганов сохранил в ней членство, оставшись там единственным представителем ислама.

Последними в крымскую тему включились представители Совета муфтиев России (СМР). 27 марта в Симферополь по приглашению главы ДУМ Крыма муфтия Эмирали Аблаева прибыла делегация СМР во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Примечательно, что в состав этой делегации был включен тот самый Ленур Ислямов, о котором нелестно отзывался Рустам Батров.

По всей видимости, обращение Аблаева за помощью к Гайнутдину вызвано боязнью за свою дальнейшую судьбу – в преддверии общекрымского референдума 16 марта и ДУМ Крыма, и Меджлис продемонстрировали России свою низкую договороспособность, в то время как в Крыму уже несколько лет действуют альтернативный им муфтият и политическое объединение крымских татар. Это Духовный центр мусульман Крыма муфтия Ридвана Валиева и «Милли Фирка» Васви Абдураимова, которые всегда защищали традиционный для крымских татар ислам и боролись с многочисленными сектами исламского происхождения, наводнившими крымские мечети. Пока их сторонники находятся в меньшинстве, но уже очень скоро ситуация может измениться – ведь именно они и должны стать новыми выразителями интересов лояльных России крымских татар.

Не исключено, что ДУМ Крыма со временем блокируется с Советом муфтиев или даже войдет в его состав – по своей идеологии эти организации достаточно близки. Так, муфтий Крыма Эмирали Аблаев с симпатией отзывается об исламистах из «Хизб ут-Тахрир», а сопредседатель СМР Нафигулла Аширов публикует официальные заявления в поддержку этой организации, которые впоследствии признаются экстремистскими. Кстати, Аширов сейчас тоже засобирался в Крым со специальным визитом – для формата основной делегации СМР он, видимо, не подошел.

Впрочем, Совет муфтиев России делал по Крыму в целом правильные заявления, равно как и по другим текущим событиям. «Законы Украины не запрещали деятельности «сектантов» – салафитов, всевозможных ваххабитов, разных радикальных течений, которые запрещены в Российской Федерации. Им, мусульманам Крыма, было тяжело  – эти течения мешали им, угрожали, можно сказать. Но наши законы, конечно, не дадут там действовать этим «сектантам», а с нормальными мусульманскими силами работать нам будет легко», – с таким заявлением недавно выступил первый зампред СМР Дамир Гизатуллин.

На фоне крымских событий нельзя не отметить рост авторитета независимого муфтия Москвы Альбира Крганова, который практически вошел в «высшую лигу» лидеров российского ислама. Федеральная власть его определенно поддерживает, выстраивая новую линию сдержек и противовесов в исламском сегменте.

В целом отношения государства и исламской общины сейчас находятся в наилучшей конфигурации за последние 25 лет. При текущем усилении вертикали власти стало очень небезопасно делать скандальные заявления и пытаться шантажировать ее представителей. Резкое повышение лояльности Совета муфтиев России властям, которое наблюдалось последние месяцы, стало следствием отнюдь не политики «пряника». Регулярные зачистки общин СМР, уголовные дела в отношении ее духовных лиц и общая нетерпимость к исламистам дали наилучший результат. Такая модель оказалась и проще, и дешевле, поэтому именно ее с высокой долей вероятности будут использовать в будущем.

На фронте противодействия агрессивному исламизму в эти месяцы наблюдалось относительное затишье. Подтвержденная смерть Доку Умарова, ряд успешных контртеррористических операций и отсутствие резонансных терактов с конца прошлого года значительно понизили уровень террористической угрозы. Дагестан в очередной раз посетил генеральный секретарь Всемирного союза исламских ученых Али аль-Карадаги, который, уловив новую конъюнктуру, безоговорочно хвалил политику России в отношении мусульман и указывал, что они чувствуют себя у нас даже лучше, чем в ряде мусульманских стран. Правоохранительные органы продолжили облавы в официальных и неофициальных мусульманских общинах, при которых особенно досталось приходам Совета муфтиев России на Урале и в Кировской области, а также нанесли еще несколько ударов по активу Национальной организации русских мусульман (НОРМ), один из представителей которой, Михаил Щучинов, очень вовремя выступил с разоблачающим ее истинные цели видеообращением. Щучинов признал, что деятельность НОРМ курировалась из-за рубежа, была нацелена на антироссийские выступления и на поддержку террористов.

Все это происходило на фоне серьезных конфликтов в среде зарубежных исламистов по осям Саудовская Аравия – Катар и Эрдоган-Гюлен, которые сопровождались показательными разоблачениями друг друга. Неожиданно выяснилось, что теперь и Саудия считает «Братьев-мусульман» террористической организацией. Для России здесь одни плюсы – громить на своей территории многочисленных пантюркистов и малочисленных «Братьев-мусульман» теперь будет гораздо проще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1156
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1328
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
789
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
642

Другие новости