Властям России будет непросто договориться с мусульманами Крыма. Фото Reuters
События в Украине вызвали серьезный интерес российских мусульман. Когда встал вопрос о присоединении Крыма, российские власти привлекли к общественной дипломатии ряд мусульманских деятелей, предсказуемо начав с Татарстана. С 1 по 3 марта делегация ДУМ Республики Татарстан в составе муфтия Камиля Самигуллина и его первого зама Рустама Батрова совершила поездку в Крым. Визит носил официальный характер, но был внеплановым и внезапным. Несмотря на заявленный культурный характер визита, его главной составляющей стали переговоры татарстанских мусульман с руководством ДУМ Крыма и Меджлиса крымско-татарского народа. Этим организациям были обещаны многие блага со стороны Татарстана – программы обмена, обучение крымских студентов в казанских медресе, инвестиции и так далее. Эти предложения не нашли понимания – ДУМ Крыма и Меджлис продолжили антироссийскую пропаганду и апелляции к мировому мусульманскому сообществу с просьбами защитить их от «агрессии нехороших русских».
По итогам визита Батров дал интересное интервью одному из казанских изданий, в котором откровенно оценил ситуацию в Крыму и указал на одного из главных виновников провоцирования антирусских настроений в среде крымских татар. По мнению Батрова, им оказался российский предприниматель Ленур Ислямов, владелец крымского телеканала АТР и главный спонсор русофобского, на наш взгляд, фильма «Хайтарма» про депортацию крымских татар. Это интервью вызвало раздражение как Меджлиса, так и Камиля Самигуллина, заявившего, что это личная точка зрения Батрова и вообще нужно умерить эмоции и не политизировать процесс.
Через две недели после визита делегации ДУМ Республики Татарстан два российских муфтия – Альбир Крганов и Равиль Панчеев – были направлены наблюдателями на референдум в Крыму, а после его успешного исхода Крганов впервые получил приглашение на выступление президента России Владимира Путина перед Федеральным собранием, где присутствовали также муфтии Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин и Исмаил Бердиев. При этом из четырех муфтиев Общественной палаты созыва 2012 года только Крганов сохранил в ней членство, оставшись там единственным представителем ислама.
Последними в крымскую тему включились представители Совета муфтиев России (СМР). 27 марта в Симферополь по приглашению главы ДУМ Крыма муфтия Эмирали Аблаева прибыла делегация СМР во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Примечательно, что в состав этой делегации был включен тот самый Ленур Ислямов, о котором нелестно отзывался Рустам Батров.
По всей видимости, обращение Аблаева за помощью к Гайнутдину вызвано боязнью за свою дальнейшую судьбу – в преддверии общекрымского референдума 16 марта и ДУМ Крыма, и Меджлис продемонстрировали России свою низкую договороспособность, в то время как в Крыму уже несколько лет действуют альтернативный им муфтият и политическое объединение крымских татар. Это Духовный центр мусульман Крыма муфтия Ридвана Валиева и «Милли Фирка» Васви Абдураимова, которые всегда защищали традиционный для крымских татар ислам и боролись с многочисленными сектами исламского происхождения, наводнившими крымские мечети. Пока их сторонники находятся в меньшинстве, но уже очень скоро ситуация может измениться – ведь именно они и должны стать новыми выразителями интересов лояльных России крымских татар.
Не исключено, что ДУМ Крыма со временем блокируется с Советом муфтиев или даже войдет в его состав – по своей идеологии эти организации достаточно близки. Так, муфтий Крыма Эмирали Аблаев с симпатией отзывается об исламистах из «Хизб ут-Тахрир», а сопредседатель СМР Нафигулла Аширов публикует официальные заявления в поддержку этой организации, которые впоследствии признаются экстремистскими. Кстати, Аширов сейчас тоже засобирался в Крым со специальным визитом – для формата основной делегации СМР он, видимо, не подошел.
Впрочем, Совет муфтиев России делал по Крыму в целом правильные заявления, равно как и по другим текущим событиям. «Законы Украины не запрещали деятельности «сектантов» – салафитов, всевозможных ваххабитов, разных радикальных течений, которые запрещены в Российской Федерации. Им, мусульманам Крыма, было тяжело – эти течения мешали им, угрожали, можно сказать. Но наши законы, конечно, не дадут там действовать этим «сектантам», а с нормальными мусульманскими силами работать нам будет легко», – с таким заявлением недавно выступил первый зампред СМР Дамир Гизатуллин.
На фоне крымских событий нельзя не отметить рост авторитета независимого муфтия Москвы Альбира Крганова, который практически вошел в «высшую лигу» лидеров российского ислама. Федеральная власть его определенно поддерживает, выстраивая новую линию сдержек и противовесов в исламском сегменте.
В целом отношения государства и исламской общины сейчас находятся в наилучшей конфигурации за последние 25 лет. При текущем усилении вертикали власти стало очень небезопасно делать скандальные заявления и пытаться шантажировать ее представителей. Резкое повышение лояльности Совета муфтиев России властям, которое наблюдалось последние месяцы, стало следствием отнюдь не политики «пряника». Регулярные зачистки общин СМР, уголовные дела в отношении ее духовных лиц и общая нетерпимость к исламистам дали наилучший результат. Такая модель оказалась и проще, и дешевле, поэтому именно ее с высокой долей вероятности будут использовать в будущем.
На фронте противодействия агрессивному исламизму в эти месяцы наблюдалось относительное затишье. Подтвержденная смерть Доку Умарова, ряд успешных контртеррористических операций и отсутствие резонансных терактов с конца прошлого года значительно понизили уровень террористической угрозы. Дагестан в очередной раз посетил генеральный секретарь Всемирного союза исламских ученых Али аль-Карадаги, который, уловив новую конъюнктуру, безоговорочно хвалил политику России в отношении мусульман и указывал, что они чувствуют себя у нас даже лучше, чем в ряде мусульманских стран. Правоохранительные органы продолжили облавы в официальных и неофициальных мусульманских общинах, при которых особенно досталось приходам Совета муфтиев России на Урале и в Кировской области, а также нанесли еще несколько ударов по активу Национальной организации русских мусульман (НОРМ), один из представителей которой, Михаил Щучинов, очень вовремя выступил с разоблачающим ее истинные цели видеообращением. Щучинов признал, что деятельность НОРМ курировалась из-за рубежа, была нацелена на антироссийские выступления и на поддержку террористов.
Все это происходило на фоне серьезных конфликтов в среде зарубежных исламистов по осям Саудовская Аравия – Катар и Эрдоган-Гюлен, которые сопровождались показательными разоблачениями друг друга. Неожиданно выяснилось, что теперь и Саудия считает «Братьев-мусульман» террористической организацией. Для России здесь одни плюсы – громить на своей территории многочисленных пантюркистов и малочисленных «Братьев-мусульман» теперь будет гораздо проще.