Митрополит Онуфрий (в центре) попросил временного главу Украины Александра Турчинова не допустить религиозной войны в стране. Кадр из видеоролика УПЦ на YouTube
Майдан, будучи политико-социальным мейнстримом последнего времени в Украине, в церковных делах также выступает как определяющий фактор. Во время силовой фазы противостояния в Киеве и Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), и каждая организация отдельно постоянно призывали к мирному разрешению конфликта, не поддерживая всецело ни власть, ни митингующих, осуждая насилие как таковое и предлагая себя в качестве посредников и гарантов соблюдения договоренностей. Да, кое-чего духовные лидеры добились, но если говорить глобально, то религиозная миротворческая миссия провалилась (хоть и не из-за позиции Церквей): была пролита кровь десятков людей.
Новый виток стремительных событий начался 22 февраля, когда действующий на то время президент Украины Виктор Янукович сразу вслед за отрядами «Беркута» и других правоохранителей покинул Киев, что дало повод Верховной Раде провозгласить его отстранение, мотивируя такое решение самоустранением главы государства от исполнения своих обязанностей. В украинской столице парламент начал формировать новые органы власти. И в тот же день ВСЦиРО под руководством управделами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополита Антония (Паканича) обнародовал заявление против сепаратизма. 26 февраля Совет, еще раз осудив любую дискуссию относительно возможного раздела Украины, выразил готовность к дальнейшему сотрудничеству с обновленной и легитимной государственной властью.
Время между этими двумя заявлениями также было богато на события. Следует особо остановиться на заседании Священного Синода УПЦ МП, которое состоялось 24 февраля, то есть лишь два дня спустя после формирования новой власти. Началось оно под председательством митрополита Одесского Агафангела (Саввина). Первым вопросом слушали информацию митрополита Антония по рапорту митрополита Александра (Драбинко), ответственного перед Синодом УПЦ за контроль над лечением Предстоятеля Церкви митрополита Владимира (Сабодана). На основе изложенного в рапорте было решено, что состояние здоровья митрополита Владимира дает основания для выбора местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры.
Официально избрание местоблюстителя мотивируется, по словам митрополита Антония, необходимостью «консолидации и слаженной работы центрального управления Церковью». Но в то же время из неофициальных источников УПЦ МП поступает информация, что выборы местоблюстителя проходили не так уж гладко. Якобы митрополит Агафангел, еще несколько месяцев назад сам выступавший за отстранение митрополита Владимира от власти, был против выборов, в крайнем случае предлагал свою кандидатуру как безальтернативную на правах «первенствующего члена Священного Синода». В конце концов под давлением «украинофильской» партии удалось добиться проведения тайного голосования, перед которым управделами митрополит Антоний заявил о самоотводе. «С результатом в 90% победил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский)», – подытожил источник. Веяния майдана сыграли здесь ключевую роль, ведь случилось это, по словам источника, после прекращения прямого давления со стороны Виктора Януковича на руководство УПЦ МП, якобы имевшее место долгое время.
Несколько слов о митрополите Онуфрии. Нужно заметить, что, судя по всему, он человек, на сегодняшний день полностью удовлетворяющий Москву (архиерей 19 лет пребывал в Троице-Сергиевой лавре, был одним из ревностных противников Патриарха Киевского Филарета, не подписал в 1992 году обращение о предоставлении автокефалии).
В то же время на местоблюстителя его выдвинуло именно «украинофильское» крыло УПЦ МП.
После выборов местоблюстителя Синод принял заявление, где, в частности, осудил «преступные действия той государственной власти, которая спровоцировала кровопролитие на улицах и площадях златоверхого Киева». Далее была создана комиссия для диалога с представителями Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) как ответ на «Обращение Священного Синода УПЦ КП к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата о необходимости безотлагательного преодоления разделения Православной Церкви в Украине» от 22 февраля. И тут, поговаривают, митрополит Агафангел был против, дескать, позиция УПЦ МП (или скорее РПЦ) ясна: пусть «раскольники» возвращаются в лоно «каноничной» Церкви. Но большинство епископов сошлись во мнении: майдан расценит отказ от диалога исключительно негативно, что подорвет авторитет УПЦ МП.
В Киевском Патриархате не скрывают, что новый призыв к объединению с их стороны – веяние майдана. Глава Информационного управления Киевской Патриархии архиепископ Евстратий (Зоря) в комментарии для «НГР», в частности, отметил: «Сейчас мы значительно ближе к объединению, чем даже несколько месяцев тому назад. Я вижу, как многие прихожане Московского Патриархата под воздействием прошедших событий, негативной роли Кремля в них и всего того, что сейчас происходит в отношениях Украины и России, уже становятся нашими сторонниками». При этом архиепископ отметил, что на сегодняшний день нет алгоритма объединения. «Мы для этого и настаиваем на диалоге, чтобы разработать алгоритм. У нас будут свои предложения, у наших братьев – свои. Будем искать точки соприкосновения. То, с чем мы не согласимся ни при каких условиях, – это наше вхождение в состав Московского Патриархата. Входить под власть Московского Патриарха мы не будем, что бы он нам ни обещал. А обещал он уже и раньше немало – нашему Патриарху Филарету несколько раз предлагали вернуть все звания и должности в РПЦ, если он согласится вернуться в Московский Патриархат. Он категорически отказался», – заключил спикер Киевского Патриархата.
Стоит отметить, что майдан, запустивший очередную попытку диалога об объединении, в то же время может стать камнем преткновения для этого процесса. Дело в том, что в УПЦ МП, по словам митрополита Антония, уверены, что «вопросы церковные не являются политическими» и что «нельзя использовать в этом диалоге сложную политическую ситуацию, чтобы оказать давление на своего оппонента», а сам диалог с Киевским Патриархатом «требует спокойствия и мира».
Стоит двумя словами затронуть и позицию УАПЦ – еще одной православной Церкви в Украине. Призыв к диалогу со стороны УПЦ КП был не к самой Церкви, а лишь к некоторым ее архиереям, поскольку «деятельность митрополита Мефодия во главе УАПЦ привела ее к глубокому кризису» (имеется в виду митрополит Мефодий (Кудряков). – «НГР»). Так что, похоже, реальный диалог если и будет развиваться, то только между УПЦ МП и Киевским Патриархатом.
Перед новыми вызовами поставило Церкви решение Совета Федерации поддержать обращение президента России Владимира Путина и дать согласие на использование российских Вооруженных сил на территории Крыма. В частности, местоблюститель Киевской кафедры митрополит Онуфрий буквально за несколько часов после появления этой новости направил письмо Патриарху Кириллу, оценив саму возможность ввода российских войск как «без преувеличения самый тяжелый момент в… новейшей истории» Украины и призвав главу РПЦ «возвысить свой голос о сохранении целостности территории украинского государства». Чуть позже было обнародовано письмо митрополита президенту Владимиру Путину с призывом «не допустить кровопролития и братоубийства народов, вышедших из единой днепровской купели». Похоже, на данный момент майдан и его последствия в полной мере влияют на вектор движения религиозной жизни в Украине.
Киев