0
3478
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

19.02.2014 00:01:00

Пастырская интифада Папы Франциска

Наталья Мельникова

Об авторе: Наталья Сергеевна Мельникова – переводчик.

Тэги: израиль, католики, палестина, папа франциск


израиль, католики, палестина, папа франциск Сторонники палестинцев на Западе уподобляют страдания жителей автономии страстям Христа. Кадр из фильма «Страсти Христовы»

Израильская пресса обсуждает предстоящий визит Папы Римского Франциска на Святую землю. Понтифик посетит территорию Израиля, Палестинской автономии (ПА) и Королевства Иордания. Визит главы Римско-Католической Церкви (РКЦ) начнется 24 мая с.г.

Еще недавно израильские СМИ представляли Папу Франциска другом евреев. Сам Понтифик дает к этому поводы. Например, 13 февраля с.г. он принял делегацию «Американского еврейского комитета». Папа назвал отношения иудеев и католиков «братскими».

Тем не менее в СМИ появились публикации о том, что Папа собирается предпринять некоторые недружественные действия по отношению к еврейскому государству. Газета «Макор ришон», близкая к правым кругам Израиля и поселенческому движению, даже утверждает, что Папа даст повод палестинцам использовать свой визит как рычаг политического давления на израильскую администрацию. Газета высказалась в том смысле, что Папа из Аргентины предстанет в образе «палестинского Че Гевары».

«Макор ришон» ссылается на слова раввина Сергио Бергмана, депутата парламента Аргентины и близкого друга Папы Бергольо. Понтифик якобы поддерживает борьбу палестинцев за свои права и проводит аналогию между страданиями палестинцев, как их описывают на Западе сторонники Палестинской автономии, и страстями Иисуса Христа. Возможно, Папа готовит какие-то заявления на эту тему.

Похожие новости поступили из другого источника – газеты «Едиот ахронот». Это издание более сбалансировано в своей редакционной политике, чем «Макор ришон», поэтому дает более сдержанную информацию. Тем не менее газета сделала достоянием общественности предполагаемые планы Понтифика совершить торжественное богослужение в Вифлееме, то есть на территории Палестины. Правда, объявляя 5 января о своих планах посетить Святую землю, Папа ничего не говорил про мессу в Вифлееме. Газета ссылается на свои источники в Католической Церкви. «Едиот ахронот» также сообщает, что руководство Израиля расстроено этим фактом, а также тем, что Папа проведет на территории еврейского государства очень короткое время.

С тех пор как Хорхе Мария Бергольо в марте 2013 года был избран Папой Римским, израильские и палестинские официальные лица соревновались в любезности по отношению к новому Понтифику. Президенту Израиля Шимону Пересу первому – еще в апреле – удалось пригласить в свою страну Франциска. «В эти дни появляется новый шанс для мирного сосуществования, и ваш приезд мог бы стать значительным вкладом в дело мира», – сказал президент. В октябре Папу в Ватикане с промежутком в неделю посетили глава Палестинской автономии Махмуд Аббас и спикер Кнессета Юлий Эдельштейн. 2 декабря Папа принял на аудиенции премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. От всех троих Понтифик также получил приглашения на Святую землю.

Пока неизвестна реакция указанных израильских политиков на публикации в прессе по поводу возможных заявлений Папы Франциска в духе Че Гевары. Свой комментарий дал замминистра иностранных дел Израиля Зеэв Элькин, принадлежащий к правой коалиции «Ликуд-Бейтейну». В интервью «7-му каналу» дипломат рассказал, что правительство следит за переговорами Ватикана и Палестинской администрации. Однако заявления раввина Бергмана кажутся ему «чрезмерными». «Наша работа заключается как раз в том, чтобы убедиться, что там не будет никаких экстравагантных жестов и чрезмерно громких фраз, и у нас есть инструменты для этого», – сказал Элькин. По словам чиновника, Ватикан имеет на Ближнем Востоке довольно важные интересы, которые будут тщательно оберегать, чтобы они не пострадали из-за острой пропалестинской риторики Папы, как ее представляет раввин Бергман. «В Ватикане не хотят ставить под угрозу свои интересы на Ближнем Востоке», – заверил замминистра.

На упоминавшейся выше встрече с делегацией «Американского еврейского комитета» Папа Франциск рассказал о своих планах посетить Иерусалим и выразил надежду, что «результатом этого паломничества станут плоды литургического общения, надежды и мира».

В этой связи израильская общественность также опасается  некоторых сделок между правительством и Католической Церковью. По некоторым данным, во время визита Папы в мае могут быть достигнуты договоренности о передаче под контроль РКЦ Сионской горницы, где расположены христианская святыня – горница Тайной вечери и усыпальница царя Давида, являющаяся местом поклонения иудеев.

Что касается палестинской стороны, то она высказала свое отношение к визиту еще 5 января, как только Папа с балкона собора Святого Петра объявил, что поедет на Святую землю. Палестинское новостное агентство WAFA сообщило: глава ПА Махмуд Аббас надеется, что этот визит «поможет облегчить страдания палестинского народа, мечтающего о свободе, справедливости и независимости».

Как уже было сказано выше, Папа Франциск и представители Ватикана не сообщали подробностей предстоящего визита, тем более таких, которые позволили бы говорить, что Понтифик становится на чью-либо сторону в конфликтах на Ближнем Востоке. Папа Бергольо с самого начала своего понтификата говорит о достижении мира между мусульманами и христианами, о необходимости прекращения конфликтов в регионе, прежде всего в Сирии. Кстати, в одной из публикаций промелькнуло сообщение, что Папа намерен посетить в Иордании лагерь беженцев из Сирии. Представители королевской канцелярии Иордании заявили, что часть визита, которая будет проходить в Аммане, станет «значительным этапом на пути к братству и всепрощению между мусульманами и христианами».

Пишут, что Папа не понаслышке знает жестокие реалии ближневосточных конфликтов. Молодой иезуит Бергольо приезжал в Израиль в 1973 году, в самом начале войны Судного дня. Согласно публикации в Times of Israel, священник из-за конфликта вынужден был провести шесть дней затворником в иерусалимском отеле.

Случайно или сознательно Папа наполнил символическим смыслом даже дату, когда он сделал объявление о предстоящем визите. 5 января исполнилось 50 лет с того дня, как в Иерусалиме встретились Папа Римский Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор, чтобы дать начало историческому примирению двух ветвей христианства.

Все остальные размышления о политике Папы Франциска выводят нас в область конспирологии. Можно, конечно, предположить, что взятая на себя Франциском задача примирить мусульманский и христианский мир предполагает «ритуальную жертву» в виде еврейского государства. Нынешнему Понтифику политически легче это сделать, чем его предшественнику. Еврейский мир относился к Бенедикту XVI с подозрением из-за его «гитлерюгендовского» прошлого. Бергольо же был с самого начала объявлен «другом еврейского народа», и с этих позиций ему легче критиковать Израиль. К этому его подталкивает и дискурс борьбы за права развивающихся стран и угнетаемых народов, в который Папа старательно вписывается, начиная с первых своих публичных выступлений с высоты Святого Престола.

В этом смысле любопытная публикация появилась в июле 2013 года в левой аргентинской газете Miradas al Sur. Богослов Рубен Дри рассказал в интервью про Бергольо, которого хорошо знает по службе в Буэнос-Айресе. По версии Дри, образ Папы Франциска как защитника бедных в странах третьего мира направлен против влияния современных левых идеологий Латинской Америки вроде чавизма. «Церковную иерархию и Папу волнует, что эти движения являются политическими, что они тоже «за народ», но за участие народа в политике, в сущности, за установление народной власти, а это отбирает власть у Церкви», – предполагает собеседник газеты. «Вы заметили, что Бергольо все время улыбается? – обращается Дри к журналисту. – Мы в Аргентине к этому не привыкли, здесь он не улыбался никогда. Он долго учился этому, все его жесты тщательно отрепетированы. Прямо сценическая постановка. В вопросе бедности он даже переигрывает. Все это политически продумано, чтобы обратиться к народу привлекательным лицом, чтобы оторвать бедных от политических проектов, которые я упомянул, и от пятидесятнических Церквей».

Если продолжить эту мысль в отношении Ближнего Востока, можно предположить, что явление Папы этому неспокойному региону должно означать его стремление заняться проблемами бедных и угнетенных и в этой части света. Возможно, Католическая Церковь готова предложить альтернативу тем исламистам, которые разыгрывают в арабском мире карту социального недовольства. Тем более сейчас, когда исламисты вовсю используют народное возмущение в ходе арабской весны. С другой стороны, арабы устали от фанатизма «Аль-Каиды» и ее приспешников.

Нельзя сбрасывать со счетов интеллектуальный фактор христианской части арабского сообщества. Как пишет политолог Дауд Куттаб в издании Al-monitor, «несмотря на то, что число арабских христиан стремительно сокращается, они все равно оказывают сильное влияние на национальное самосознание и мышление в арабском мире». «В таких странах, как Ливан, Ирак и Палестина, очень озабочены тем, что Католическая Церковь под руководством Папы Франциска предпримет, чтобы остановить масштабную миграцию и вдохновить оставшихся христиан на то, чтобы они не покидали свои страны. Палестинские христианские лидеры утверждают, что эмиграционная проблема приводит к тому, что святые места превращаются в мертвые камни. Удельный вес арабских христиан очень мал, но усилия по их поддержке требуются колоссальные», – пишет арабский аналитик.

Возможно, в замыслы Святого Престола как раз входит вдохновить Ближний Восток на движение по отстаиванию социальной справедливости, но не на основе исламизма или арабского национализма, что арабы уже проходили, а на базе неких общерелигиозных политических ценностей. Это движение, по замыслу, могло бы сплотить мусульман и христиан. В этой связи подошел бы даже образ латиноамериканского революционера Че Гевары, который в юности, уподобившись христианским святым, работал в колонии для прокаженных.

Кстати, еще в начале нулевых в СМИ отмечалась популярность среди палестинцев образа Че, опять же в связи с усталостью от монополии исламистов на социальный протест. «В последнее время наряду с традиционными граффити-лозунгами «Исламского джихада» и «Хамаса», украшающими стены зданий в Газе и других городах Палестинской автономии, – говорилось в одной такой публикации, – все чаще стали появляться написанные на стенах огромные портреты кубинского революционера Че Гевары. «Че Гевара был настоящим революционером, и мы, палестинцы, в общем, занимаемся тем же», – объяснил журналистам один из палестинцев. Таким образом, латиноамериканский революционер становится символом интифады для тех арабов, которые не идентифицируют себя с мусульманскими идеалами».

Неудивительно, что на таком фоне появляются предположения о революционном шествии по Святой земле Папы, прибывшего с Пылающего континента. Однако, как это обычно бывает в ватиканской политике, реальные итоги визита Понтифика скорее всего окажутся умеренными и охладят горячие головы как среди израильтян, так и палестинцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1382
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1328
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2268
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
3234

Другие новости