Альбир Крганов решению ЦДУМ не подчинился, но и открыто против Уфы не выступает. Фото с сайта www.tatartime.com
Последние два месяца минувшего года внесли новые коррективы в расклад сил на мусульманском поле России. Самым важным событием этого периода стал прошедший 19 ноября в татарстанском Булгаре пленум Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), на котором был заключен договор о сотрудничестве между ЦДУМ и ДУМ Республики Татарстан.
Главной интригой пленума стало смещение со всех должностей муфтия Чувашии и Москвы, а также члена Общественной палаты Альбира Крганова, которому было инкриминировано нежелание подчиняться начальству и принимать согласованный с президиумом ЦДУМ устав Московского муфтията. Со своей стороны Крганов отказался подчиниться решениям пленума, однако воздержался и от резкой критики в адрес руководства ЦДУМ, уточнив, что продолжает сохранять с ним каноническое единство.
Таким образом, в России появился еще один мусульманский центр на базе чувашских и московских общин ЦДУМ, которые остались под контролем Крганова. Пока у сторон еще остаются возможности для примирения, которое необходимо в первую очередь опальному муфтию. В противном случае без поддержки ЦДУМ он не сможет составить конкуренцию муфтию Равилю Гайнутдину, а Региональное ДУМ Чувашской Республики ожидает неизбежный раскол, который там уже наметился.
7 ноября глава Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин прибыл в Нижний Новгород, где провел внеочередной съезд ДУМ Нижегородской области. Действующий председатель этого управления Гаяз Закиров был переизбран на следующий срок, а в устав ДУМ НО внесен пункт о вхождении в Совет муфтиев России. Таким образом, конфликт между бывшим главой ДУМ НО Умаром Идрисовым и Советом муфтиев России разрешился в пользу сторонников Равиля Гайнутдина, хотя нанес серьезные репутационные потери СМР.
Декабрь начался с двух мусульманских конференций – 4 декабря в Общественной палате муфтий Альбир Крганов провел круглый стол для обсуждения «уфимских тезисов» Владимира Путина (высказанных главой государства на встрече с лидерами крупнейших мусульманских центров 22 октября), который посетили замглавы Главного управления внутренней политики администрации президента РФ Михаил Белоусов и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. На следующий день Крганов подписал с Самигуллиным соглашение о сотрудничестве между своим муфтиятом и ДУМ Республики Татарстан, что продемонстрировало желание нового татарстанского муфтия не занимать чью-либо сторону во внутримусульманских конфликтах.
9 декабря Совет муфтиев России созвал IX Мусульманский форум «Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества», который был обозначен как альтернатива мероприятиям в честь 225-летия ЦДУМ в Уфе, однако собрал рекордно малое число значимых гостей. Присутствовал только муфтий Казахстана Ержан Маямеров, в то время как посетившие мероприятие Крганова Самигуллин и Белоусов направили на форум своих представителей. Таким образом, в декабре муфтий Гайнутдин проиграл соревнование по уровню приглашенных гостей не только юбилейной конференции ЦДУМ, но и обычному круглому столу Альбира Крганова, которого ЦДУМ больше не поддерживает.
17 декабря Краснодарский краевой суд отменил решение Новороссийского суда о признании «Перевода смыслов Корана» Эльмира Кулиева экстремистским. Апелляцию на решение подала группа юристов во главе с чеченским адвокатом Мурадом Мусаевым. Вердикт вышестоящей инстанции вызвал ликование Совета муфтиев России, который громче всех добивался отмены решения Новороссийского суда.
Параллельно с этим суды в Нижегородской области, наоборот, нанесли очередной удар по позициям СМР. Так, 4 декабря Нижегородский районный суд принял решение о ликвидации негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский исламский институт имени Хусаина Фаизханова» – одного из двух вузов Совета муфтиев России. Причиной для ликвидации стали неустранимые замечания Минюста – например, у института отсутствовала лицензия на осуществление образовательной деятельности. Руководство вуза в лице первого зампреда ДУМЕР Дамира Мухетдинова в мае прошлого года успело зарегистрировать новое юрлицо с почти таким же названием, как НКО, однако перспективы продолжить работу у института невелики. Проблемы судебного характера возникли и у подконтрольного Мухетдинову издательского дома «Медина».
20 декабря в своем выступлении на Епархиальном собрании Московской городской епархии Патриарх Московский и всея Руси Кирилл затронул тему исламистов, упомянув о том, что в Москве их насчитывается несколько десятков тысяч и они представляют серьезную угрозу. Предстоятель Церкви особо коснулся темы вербовки новых экстремистов и террористов среди славян, актуальность которой дополнительно повысилась после организованных новообращенными ваххабитами терактов в Волгограде. После терактов на повестку дня вновь встал вопрос о законодательном запрете ваххабитской идеологии, который подняли депутат Государственной думы Шамсаил Саралиев и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
В целом на фронте борьбы с исламистским терроризмом за 2013 год произошли серьезные изменения, выразившиеся в увеличении числа превентивных ударов по радикалам и более жесткому противодействию их деятельности. Особенно сильные удары были нанесены по группам новообращенных ваххабитов, что привело к выезду из страны активистов, однако, как показали теракты в Волгограде, предпринятые меры оказались либо недостаточными, либо не позволили достаточно быстро улучшить ситуацию в этой сфере.
Последние два месяца года были отмечены серией терактов в Татарстане, в результате которых было сожжено четыре православных храма (всего за последние полгода таких случаев было зафиксировано девять), произведен ракетный обстрел цистерн с химическими препаратами и заложено несколько бомб. Правоохранителям удалось задержать часть террористов, которые оказались активистами партии «Хизб-ут-Тахрир».
Прошедший год стал, пожалуй, самым неудачным для Совета муфтиев России за всю историю этой организации. И не только из-за триумфа ЦДУМ, сумевшего провести свой 225-летний юбилей при поддержке и участии первого лица государства. В 2013 году семь представителей СМР в духовном звании были привлечены к уголовной ответственности за разжигание религиозной розни, пособничество террористам и хищение бюджетных средств, причем впервые среди них оказалось два муфтия – тюменский и ульяновский. Форумы и конференции, проводившиеся под эгидой Равиля Гайнутдина, в минувшем году отличались низким статусом гостей и минимальным вниманием со стороны властных структур. СМР потеряло целый ряд общин и две централизованные организации – Кировскую и Приморскую, а также пережило неприятный скандал в Нижегородской области.
Особенно не задался год у первого заместителя Равиля Гайнутдина – Дамира Мухетдинова, который сначала изрядно пострадал за оскорбление лидера Чечни Рамзана Кадырова, затем удостоился крайне нелестных эпитетов от своего учителя Умара Идрисова, а под самый конец года стал фигурантом скандалов вокруг Института имени Хусаина Фаизханова и издательского дома «Медина». На фоне неудач Мухетдинова весьма выигрышно проявил себя другой заместитель главы СМР и по совместительству муфтий Московской области Рушан Аббясов, к концу года став вторым по публичности представителем СМР и новым претендентом на пост преемника Равиля Гайнутдина.
ЦДУМ, напротив, встретило 2014 год в полной силе, и даже ситуация с отстранением Альбира Крганова не сильно подорвала позиции этого мусульманского центра. В 2013 году старшинство Верховного муфтия Талгата Таджуддина среди мусульманских лидеров страны было неоднократно подтверждено, он усилил вертикаль власти в своем управлении.
В Координационном центре мусульман Северного Кавказа за 2013 год особых изменений не произошло, а вот Российская ассоциация исламского согласия (РАИС) после выхода их нее крупнейших муфтиятов – ДУМ Ставропольского края и ДУМ Пермского края – завершила свою историю. Мусульманское сообщество России вернулось к четырехполярной схеме, в которой РАИС заменило ДУМ Республики Татарстан.