Новым Предстоятелем Церкви избран Ростислав (Гонт). Фото с сайта www.orthodoxia.cz
Поместный Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧЗС) состоялся 11 января в городе Прешов на востоке Словакии. На повестке дня был единственный пункт – выборы Митрополита, Предстоятеля Церкви. По Уставу ПЦЧЗС митрополит выбирается из двух кандидатов – архиепископа Пражского и архиепископа Прешовского. Поскольку кафедра Пражского архиепископа оставалась из-за безрезультатных выборов в этой епархии вакантной, Синод до Собора назначил на эту должность Иоакима (Грдого), епископа Годонинского и викария Оломоуцко-Брненской епархии. Выборы прошли достаточно гладко, без конфликтов и криков, которыми ранее были отмечены некоторые епархиальные собрания в Праге.
Уже вскоре после обеда были объявлены результаты. Из 65 делегатов Собора присутствовали 49, что составляет 75%. Из 49 присутствующих 43 (87%) отдали свой голос архиепископу Ростиславу (Гонту), который был провозглашен Митрополитом ПЦЧЗС. Новый Митрополит, таким образом, набрал не только подавляющее большинство голосов присутствующих, но и большинство голосов всех членов Собора. Собор сразу же обратился с посланиями, в которых сообщались результаты выборов, к Патриархам Константинопольскому и Московскому, к мировым СМИ, а также к бывшему местоблюстителю архиепископу Симеону (Симеону), который на Собор не приехал. Сразу же после выборов новоизбранный глава поместной Церкви обратился к представителям ведущих словацких СМИ и, помимо прочего, сказал: «Мы находимся в рожденственском периоде и готовимся к празднику Богоявления. Слово «мир» часто звучит в литургических текстах. Я от всего сердца желаю, чтобы в нашей Церкви наступил долгожданный мир».
Главная проблема ПЦЧЗС – отсутствие главы Церкви – таким образом разрешилась. Интронизация нового Митрополита состоится в ближайшее время в кафедральном соборе святого Александра Невского в Прешове. Таким образом, будет соблюдена еще одна традиция ПЦЧЗС – чередование кафедры митрополита в Праге с кафедрой в Прешове. Дата интронизации нового архиепископа Пражского уже известна, это событие состоится 1 февраля в кафедральном соборе святителей Кирилла и Мефодия в Праге.
В Чехии в течение последнего полугода произошли небывалые вещи. Почти не известная ранее маленькая Церковь оказалась на пике «популярности». О ней в прайм-тайме говорят по телевизору, статьи о ней можно увидеть на первой полосе ежедневной газеты с самой большой читательской аудиторией в Чехии Mlada fronta и самого распространенного еженедельного журнала Tyden. В стороне не остаются и русскоязычные СМИ. Однако православные верующие не очень рады такой «популярности». Дело в том, что речь идет почти исключительно о скандализации проблем, с которыми сталкивается Церковь.
Для общественности все началось с добровольным уходом в отставку Митрополита Христофора (Пулеца) 12 апреля 2013 года (см. «НГР» от 17.04.13). Сейчас уже очевидно, что кроме доказательств о неканоническом поведении бывшего главы поместной Церкви на заднем плане стоял долговременный конфликт между духовными лицами, некоторые из них в настоящий момент уже не служат в Церкви. Однако эта борьба за власть развивалась совсем не так, как представляли себе ее участники изначально. Их карты смешало кроме прочего то обстоятельство, что на место исполняющего обязанности управляющего вдовствующей Пражской епархией был назначен энергичный архимандрит Марк (Крупица). К первоначальному конфликту он не имел отношения, и правомочия, предоставленные ему пражским епархиальным советом, использовал для очищения Церкви от явлений, от которых она уже долгое время страдала. Местоблюстителем митрополичьего престола был назначен архиепископ Симеон. Две функции, которые бывший митрополит соединял в одном лице – глава Церкви и Пражский архиепископ, были таким образом административно разделены между двумя лицами. 18 мая 2013 года состоялось епархиальное собрание, целью которого были выборы Пражского архиепископа. Несмотря на то что в этот день прошли три тура выборов, ни один из двух кандидатов, которыми были архимандрит Марк (Крупица) и игумен Михаил (Дандар), не набрал необходимых двух третей голосов и не был избран.
В ответ на это стартовала кампания в интернет-СМИ, направленная прежде всего против архимандрита Марка и управляющего делами Пражской епархии протоиерея Ярослава Шуварского. Дальнейшее напоминало скорее стихийные события начала девяностых в России, чем центральноевропейскую идиллию: архимандриту Марку приходили смс-сообщения с угрозами, ему подожгли машину, в дом бросили бутылку с зажигательной жидкостью. Шуварскому угрожали смертью детей и внуков. Стабилизирующим фактором в тот момент была прежде всего позиция Синода, который поддерживал законных представителей Церкви и игнорировал вышеупомянутую кампанию.
Наступление осени накал страстей не снизило. 19 октября состоялось епархиальное собрание – вторая попытка избрать Пражского архиепископа. Повторился тот же сценарий, как и в мае. Ни один из двух кандидатов, которыми были иеромонах Дорофей (Рапцун) и архиепископ Георгий (Странский), не был даже в результате пяти туров выборов избран на этот пост. Как и на предыдущем собрании, около трети присутствующих решили не отдавать свой голос ни одному из кандидатов. Абсолютное большинство голосов получил архиепископ Георгий, однако этого, согласно уставу Церкви, недостаточно для того, чтобы быть избранным. В условиях напряженной ситуации было невозможно осуществить то, что делали раньше, – удовольствоваться абсолютным большинством и не настаивать на предписанных уставом двух третях голосов.
Однако епархиальное собрание принесло новые сюрпризы. На нем выступили представители Константинопольского и Московского Патриархатов. Митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), представитель Константинопольского Патриархата, перед шокированными членами собрания объявил, что оба кандидата не подлежат избранию. В качестве причины у одного из кандидатов был назван слишком короткий срок монашества, а другой был обвинен в том, что якобы является гомосексуалистом. В то же время представитель Московского Патриархата протоиерей Николай Лищенюк говорил о том, что РПЦ с уважением отнесется к выбору Пражской епархии. Появились даже слухи о том, что Константинополь собирается отозвать свой томос о даровании автокефалии ПЦЧЗС. С канонической точки зрения это проблематично, тем более что автокефалия этой поместной Церкви была предоставлена дважды: Русской Православной Церковью в 1951 году и Константинополем в 1998 году.
Ситуация начала усложняться и в самом Синоде. Росло напряжение между местоблюстителем митрополичьего престола архиепископом Симеоном и ответственными лицами Пражской епархии. В самом Синоде, состоящем из четырех епископов (двух из Чехии и двух из Словакии), напряженность также усиливалась: в то время как архиепископ Симеон критиковал действия представителей Пражской епархии, остальные три члена были с ними согласны. Спорные шаги архиепископа Симеона, вмешивающегося в компетенцию Пражской епархии, в конце концов привели к тому, что 9 декабря 2013 года на заседании Синода решением большинства его членов он был отстранен от должности местоблюстителя, и на этот пост был назначен архиепископ Прешовский и Словацкий Ростислав (Гонт). Архиепископ Симеон не принял это решение и призывал к непоминанию на литургии остальных членов Синода. Если бы этот шаг нашел отклик в Церкви, он мог бы привести к расколу. Однако Церковь не настроена на раскол: на карту поставлено слишком много, а польза от этого сомнительна. К тому же споры о компетенции могут поставить под угрозу положение Церкви в Чешской республике – и это в ситуации, когда Церковь становится получателем первой части государством обещанной компенсации за имущество, конфискованное коммунистическим режимом. Вот почему события в Православной Церкви попали в заголовки чешских СМИ.
В создавшихся условиях Русская Православная Церковь сыграла свою роль лучше, чем Константинопольский Патриархат: она не выступала открыто ни на чьей стороне и была готова поддержать законность, а не личные амбиции. В Чехии, которая не хочет вернуть былое влияние России на свои внутренние дела и с возрастающими опасениями следит за увеличивающейся русской диаспорой, эта политика была, пожалуй, единственно возможным решением.
Прага