На фотографиях Ново-Иерусалимского монастыря пока трудно разглядеть будущее великолепие новой позолоты куполов и ландшафтного дизайна. Фото с сайта www.ierusalimfond.ru
В Ново-Иерусалимском монастыре в Истринском районе Подмосковья полным ходом идут восстановительные и реставрационные работы. Главный, Воскресенский, собор обители весь покрыт защитными щитами, как панцирем или саркофагом. На стройке трудятся 600 рабочих-строителей, реставраторов и других специалистов.Лепта к лепте – миллион
Эта впечатляющая картина стала результатом особого внимания государства к восстановлению памятника архитектуры федерального значения. Хотя монастырь передан Русской Православной Церкви – в начале года располагавшийся здесь ранее музей освободил последние помещения обители, государство оказывает мощную финансовую поддержку проекту. Для этих целей в 2008 году был создан специальный фонд. Как сообщается, с 2009 по 2012 год на восстановление монастыря государство выделило 4 млрд. руб. Причем с каждым годом стоимость работ растет. Если в 2011 году их общая стоимость составила 843 млн. руб., то в 2012 году на ремонтно-строительные работы потратили более 2 млрд. руб. и еще 400 млн. руб. заплатили за проектные и исследовательские изыскания. В прошлом августе замминистра культуры Константин Черепенников сообщил, что в 2013 году государство планирует выделить еще 1 млрд. руб.
При этом сайт Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря приводит длинный, в сотни названий, список организаций, которые на протяжении нескольких лет жертвуют деньги на реставрацию обители. Казалось бы, в этом нет ничего удивительного, и более того, отзывчивость организаций и их сотрудников можно было бы только приветствовать – вслед за премьер-министром Дмитрием Медведевым, который, побывав в сентябре 2012 года в Новом Иерусалиме, выразил благодарность жертвователям. «Помогают обычные граждане, за 2011–2012 годы привлечено пожертвований на сумму около 300 миллионов рублей. А всего с 2008 года от жертвователей поступил 821 миллион рублей», – сообщил председатель правительства.
Удивительно другое. Когда Дмитрий Медведев благодарил жертвователей, он, по сообщениям информационных агентств, упоминал не только частных лиц, но и некие «крупные компании». Однако при изучении списка организаций, которые выделили деньги на восстановление переданного РПЦ памятника архитектуры, выясняется, что немногочисленные банки, фабрики, торговые и другие коммерческие предприятия теряются на фоне бюджетных и социальных учреждений, которые занимают почти весь список. Причем подавляющее большинство из них располагается в Подмосковье.
Среди учреждений, не пожалевших на монастырь своих кровных, можно найти такие организации, которые язык не поворачивается назвать спонсорами или меценатами. По определению эти учреждения сами должны быть объектами благотворительности. Несколько примеров. Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Черкизовский психоневрологический диспансер». Воскресенский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Воскресенский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Коробовский психоневрологический диспансер». Коломенский городской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.
Это лишь малая часть домов призрения и медучреждений для тех, кто находится в отчаянном положении. Кроме того, в списке множество детских садиков, средних школ, районных и городских библиотек. И обращает на себя внимание длинный перечень учреждений Федеральной системы исполнения наказаний, расположенных в Подмосковье. Нельзя не отметить пространный список подмосковных, районных и областных, – финансовых управлений.
По закону или по совести
Первый вопрос, который возникает, когда знакомишься с этим перечнем: а могут ли бюджетные учреждения выступать в роли благотворителей? Тем более в отношении негосударственных организаций, к которым относятся Русская Православная Церковь и ее монастыри. За разъяснениями мы обратились к юристам, которые специализируются на вопросах, связанных с регулированием деятельности религиозных объединений.
Вот что нам ответил адвокат, доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев: «За счет бюджета, из средств, выделенных из госбюджета на функционирование данных учреждений, жертвовать ничего нельзя. Потому что это нецелевое использование бюджетных средств, то есть уголовно наказуемое деяние».
Поскольку трудно предположить, что Фонд по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря и его благотворители нарушают закон, мы обзвонили некоторые из бюджетных организаций, перечисленных в списке. Как удалось выяснить «НГР», в Подмосковье ежегодно проходят так называемые «дни благотворительного труда». Это означает, что в один из дней года сотрудники различных муниципальных учреждений работают внеурочно, а полученные средства перечисляют на благотворительные цели. В этом году «день благотворительного труда» в Подмосковье стартовал 1 апреля, и разные учреждения будут участвовать в нем до 20-го числа месяца. Так, руководитель социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наш дом» в Егорьевске (ранее Егорьевский социальный приют для детей и подростков) Наталья Леликова сообщила, что инициатива сбора средств принадлежит Министерству социальной защиты населения Московской области, которое объединило для этих целей все соцучреждения, но пожертвование было передано коллективом центра добровольно, в рамках «дня благотворительного труда».
В ответ на запрос, направленный в другое учреждение соцобеспечения – Жуковский центр реабилитации инвалидов «Радуга», «НГР» получила скупую информацию: «В соответствии с законом Московской области № 25/2007 – ОЗ «О празднике труда в Московской области» и распоряжением губернатора Московской области от 22.03.2013 г. № 129-РГ «О проведении праздника труда в Московской области» есть приказ министра социальной защиты населения Московской области от 28.03.2013 г. № 74 «О проведении мероприятий, посвященных празднику труда».
Заведующая детским садом № 3 «Ивушка» города Лосино-Петровский, в свою очередь, уверяет: «Это добровольное пожертвование. Никакого приказа я не получала». Для получения более подробной информации в учреждениях отсылают к вышестоящим инстанциям, в частности к Министерству социальной защиты населения Московской области.
Между тем многие наши собеседники отмечали, что переданные в благотворительный Фонд по восстановлению монастыря средства были собраны с членов коллектива, но перечислены от имени юридического лица. Ведь на сайте фонда эти благотворители указаны как юридические лица. По мнению Пчелинцева, это допустимо, поскольку средства не бюджетные, а их перечисление – чисто техническая функция.
На ремонт и реставрацию монастыря уже потратили миллиарды рублей. Фото РИА Новости |
Разнарядка на добро
По итогам бесед с сотрудниками социальных учреждений – участников благотворительной кампании в пользу Ново-Иерусалимского монастыря журналисты «НГР» выдвигают следующее предположение. Министерство социальной защиты населения Московской области ежегодно, в рамках «дней благотворительного труда», издает приказы, в которые включает подведомственные региональные учреждения соцзащиты и соцобеспечения. Их просят «добровольно» собрать средства на те или иные цели, которые определяет администрация того или иного подмосковного города или района. Так, на официальном сайте администрации Талдомского муниципального района Московской области размещено обращение с призывом поддержать «благотворительное движение, имеющее славные отечественные традиции». В тексте говорится, что «благотворительные отчисления будут направлены в Комитет по образованию на прохождение медицинских осмотров работниками образовательных учреждений в больницах района» (http://талдом-район.рф/news/497).
А вот информация с сайта администрации города Жуковский о таком «дне благотворительного труда»: собранные средства будут перечислены на «укрепление социально-реабилитационных центров для инвалидов и другие благотворительные цели (курсив наш. – «НГР»). В частности, в ГБУСО МО «Жуковский центр реабилитации инвалидов «Радуга» (http://www.zhukovskiy.ru/109-aktualnaya-informatsiya/515-den-blagotvoritelnogo-truda). Примечательно, что тот же центр «Радуга» указан в списке благотворителей на сайте Фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря.
Из публикации на сайте администрации города Подольска удалось получить представление о механизме передачи пожертвований на этот монастырь. В 2009 году в рамках «дня благотворительного труда» администрация подмосковного города призвала всех работающих провести «такой день на предприятиях, в организациях и перечислить 80% заработанных в этот день средств на благотворительные цели; 20% заработанных средств на восстановление Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря» (http://www.admpodolsk.ru/index.php?categoryid=17&p2_articleid=2385). Что касается перечисления денежных средств на благотворительные цели, эти суммы направляются региональным управлениям Федерального казначейства, которые, в свою очередь, как мы знаем из списка благотворителей фонда, выступают в роли доноров средств на восстановление Ново-Иерусалимского монастыря.
Из бесед с представителями учреждений журналисты «НГР» вынесли впечатление, что в днях благотворительности принимают участие практически все муниципальные учреждения региона. В частности, Министерство соцзащиты населения Московской области, по нашим предположениям, включает в списки участников подведомственные учреждения. Таким образом, учреждения соцзащиты принимают участие в днях благотворительного труда наравне с другими муниципальными организациями, а собранные в результате средства могут быть и целевыми (например, на помощь другому приюту), и использоваться на другие благотворительные нужды. Возможно, среди «других целей» не последнее место занимает опять же проект восстановления Ново-Иерусалимского монастыря.
Иными словами, учреждение соцзащиты, на нужды которого перечисляются средства, полученные в ходе благотворительных мероприятий, само выступает в роли мецената. Зачем же такая сложная схема? Ведь можно было бы ограничиться теми средствами, которые выделяет на проект по восстановлению монастыря федеральное правительство. Остается только предположить, что делается это из пропагандистских соображений, чтобы показать, что в деле церковного возрождения участвует не только государство, но и общество.
В том случае, если все сказанное выше верно, то прямого нарушения закона нет. «Эти учреждения могут выступать меценатами только в том случае, если сотрудники этих учреждений взяли и скинулись от своего имени, – поясняет адвокат Анатолий Пчелинцев. – Скажем, педагогический коллектив, коллектив больницы или диспансера скинулись по 100 рублей из своих личных средств и перечислили их на восстановление монастыря». «Возможно, в этих учреждениях был проведен благотворительный день: они отработали в воскресенье внеурочно и деньги, которые были заработаны таким образом, были перечислены на монастырь», – подтверждает он, собственно, информацию «НГР».
«Законодательного запрета, чтобы учреждения социального обслуживания делали взносы на реставрацию памятника истории и культуры, нет, – в свою очередь, говорит профессор кафедры конституционного и муниципального права РГТЭУ Михаил Шахов. – Другое дело, что в каждом конкретном случае можно задаться вопросом, насколько оправданны такие денежные взносы. В списке указаны детские дома и детские учреждения. Трудно со стороны оценить, насколько соразмерны их бюджету и уместны такие расходы на другие цели, в том числе на реставрацию монастыря. Известно, что у нас большинство таких учреждений живет относительно небогато». «В 90-е годы, когда восстанавливали храм Христа Спасителя, – приводит пример Шахов, – московские власти давали рекомендации московским предприятиям о пожертвовании на эти цели». «Формально они были добровольными, но, учитывая необходимость для организаций иметь хорошие отношения с администрацией, это было не то что равносильно принуждению, но определенный элемент использования административного ресурса здесь можно проследить», – заключает юрист.
Действительно, кроме правовых вопросов, возникает еще тема моральной правоты тех, кто организует подобные благотворительные кампании, да еще с использованием административного ресурса. Оставим в стороне щедрых на подаяния врачей, сотрудников ФСИН и районных бухгалтеров. Возьмем воспитательниц детских домов и приютов. Вспомним, что в последнее время РПЦ, откликаясь на политическую тенденцию, активно участвует в устройстве судьбы сирот. Недавно состоялось заседание Межрелигиозного совета России, на котором обсуждалась проблема сиротства и пути ее решения, в том числе силами религиозных организаций. Звучали разные, в том числе достаточно курьезные, прожекты и идеи, например объединения детских домов и домов престарелых. Для взаимной опеки и связи поколений. А представитель РПЦ привел в пример православные монастыри, где якобы в мире и любви живут престарелые монахини и малолетние сироты.
Однако в Ново-Иерусалимский монастырь после восстановления планируют заселиться не беспризорные детки, а взрослые, крепкие душой и телом мужчины, решившие посвятить себя не мирскому труду, а уединенной молитве. Ну и, наверное, приему многочисленных паломников. «В монастыре пока не очень много монахов, но желание в монашеской среде нести здесь послушание есть, – рассказывала журналистам еще в 2009 году глава Истринского района Анна Щерба. – Поэтому мы по просьбе настоятеля приняли решение здание возле монастыря, где была вечерняя муниципальная школа, передать обители. Настоятель планирует сделать там кельи».
Возникает странная ситуация, когда этим взрослым мужчинам перечисляют свои трудовые гроши сотрудники домов призрения и детских садов. Вместо того чтобы самой помогать малым и слабым, Церковь с благодарностью принимает их лепту. Как-то не по-божески получается...