Московский Патриархат и Ватикан дальше друг от друга, чем кажется. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Митрополит Иларион (Алфеев), побывав на аудиенции у Папы Франциска после интронизации главы католиков, рассказывал российским журналистам, что из окна Апостольского дворца в Ватикане, где живут Понтифики, открывается вид на русский храм. «Каждое утро, когда Папа Римский просыпается и подходит к окну, он видит Вечный город, но видит и нашу колокольню. Об этом я ему сказал», – сообщил глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата.Правда, вскоре выяснилось, что Папа Франциск пока не будет жить в роскошных покоях дворца и останется в скромной двухкомнатной квартирке в гостевой резиденции Святой Марты. Папские покои Франциску, сделавшему свою личную скромность idee fixe, показались слишком просторными и роскошными. Число комнат должны уменьшить, и неизвестно, сможет ли Папа после уплотнения жилплощади любоваться видами Вечного города именно из того окна, откуда видна крохотная русская церквушка.
Зато точно можно сказать, что из храма Святой Екатерины отлично виден огромный купол Сан-Пьетро – символ всемирного могущества и авторитета Католической Церкви, каким его задумывал в далеком 1546 году гениальный Микеланджело. От Екатерининской церкви, единственного храма Московского Патриархата в Риме, рукой подать до Ватикана. Во всяком случае, в декабре 2007 года будущий Патриарх Московский и всея Руси, а тогда еще глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев) легко преодолел этот путь. Совершив чин освящения храма Святых равноапостольных Константина и Елены, расположенного в цокольном этаже строящейся еще тогда Екатерининской церкви, митрополит Кирилл отправился в Ватикан. Здесь он встретился с Папой Бенедиктом XVI, а затем побывал в том самом соборе Святого Петра, который так хорошо виден из русского духовного центра в Риме. Русский митрополит поклонился месту захоронения первого Римского Понтифика.
Главу ОВЦС во время визита к католическим братьям сопровождал молодой сотрудник «внешнеполитического ведомства» РПЦ Антон Севрюк. На тот момент ему было 23 года, но за плечами молодой человек имел уже интересный опыт церковной работы и учебы в духовных учреждениях, в том числе за границей. В июне 2007 года он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в сентябре устроился стажером в ОВЦС, а в октябре уже стал референтом митрополита Кирилла. Взойдя на патриарший престол в феврале 2009 года, Кирилл тут же сделал Антона Севрюка своим личным секретарем. Через месяц Патриарх постриг своего секретаря в иноки, а уже в апреле новопоставленный иеродиакон Антоний возглавил личный секретариат главы РПЦ.
Пока Антоний вникал в суть дел патриаршей канцелярии, в мае 2009 года в Риме совершилось освящение храма Святой Екатерины. На масштаб события и придаваемое ему значение указывает состав почетных гостей церемонии, среди которых были супруга тогдашнего президента России Светлана Медведева и мэр Москвы Юрий Лужков.
Севрюк еще продолжал быть руководителем секретариата Патриарха, когда Синод РПЦ в марте 2011 года направил его в Рим. В мае иеромонах Антоний был назначен настоятелем храма Святой Екатерины. С тех пор молодой священник служит на важном церковном посту, где у него есть возможность показать себя в самостоятельной роли церковного дипломата. Особенно это важно теперь, когда прошли выборы нового Понтифика, предшествуемые и сопровождаемые небывалыми обстоятельствами.
За последним конклавом, избравшим Папу Франциска, внимательно следили не только иеромонах Антоний и его паства с холма Джаниколо, на котором расположен русский храм, но и вся православная общественность России. Следили со смешанными чувствами пиетета, ревности и тревожных ожиданий. Интересно следить за тем, как первые шаги нового Папы комментируют либеральные публицисты от православия. Здесь и восхищение популистскими жестами «чужого» первосвященника, и едкие намеки в адрес «своих» архиереев. Конечно, особый восторг этой части православной общественности вызывает установившийся уже обычай Папы Франциска проезжать мимо толпы верующих не в прозрачной броне, а в открытом автомобиле. В Великий четверг Страстной недели, 28 марта, Папа в очередной раз потряс публику, отправившись в тюрьму и омыв ноги 12 несовершеннолетним заключенным, в том числе двум девушкам. Помнится, в первый год своего патриаршества глава РПЦ тоже пытался возродить евангельский обычай омывать ноги в Великий пост – правда, не зэкам, а священникам в храме Христа Спасителя.
Первое «великопостное искушение», косвенно, возможно, связанное с обаянием личности нового Папы, уже случилось. Тамбовский диакон РПЦ Сергей Баранов, лишенный сана в прошлом году за поддержку Pussy Riot, бежал в Чехию и объявил, что принимает католичество и постриг в монастыре. При этом он обратился за помощью в обращении к грекокатолическим священнослужителям украинского происхождения, что должно быть особенно болезненно для его оппонентов в Московском Патриархате.
Позиция официальных структур РПЦ по отношению к избранию нового Папы, естественно, более сдержанная, чем у церковной интеллигенции. Митрополит Иларион выражает сдержанные надежды, что новый Понтифик продолжит политику своего предшественника в отношении Московского Патриархата.
Однако и результаты межцерковного диалога последних лет глава ОВЦС не называет превосходными. «Это связано не с ходом официального богословского диалога между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, потому что как раз в официальном богословском диалоге, который сосредоточен на разделяющих нас вопросах, мы столкнулись с очень многими проблемами и трудностями, в особенности когда стали обсуждать проблему примата римского епископа, мы обнаружили очень серьезные и глубокие расхождения в понимании служения первому епископу во вселенской Церкви не только между православными и католиками, но и внутри семьи Православных Церквей», – заявил митрополит Иларион.
Это было сказано сразу после избрания Папы Франциска. Вскоре правота слов главы ОВЦС подтвердилась. На интронизацию Понтифика 19 марта неожиданно приехал Константинопольский Патриарх Варфоломей. Визит властителя Фанара на католическое торжество прогремел как гром среди ясного неба. Это случилось впервые после тысячелетней Великой схизмы и спустя почти полвека после того, как Папа Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор сняли друг с друга в 1965 году взаимную анафему. Как известно, других православных Патриархов, в том числе Московского, на интронизации Папы не было.
Патриарх Варфоломей не только почтил своим присутствием центр папства, но и пригласил Франциска к себе – на Фанар в Стамбуле. Папа обещал приехать в Стамбул в январе 2014 года (правда, еще неизвестно мнение турецкого правительства).
Более того, православная общественность России узнала 27 марта от «Радио Ватикана», что Варфоломей приедет в середине мая в Милан, чтобы принять участие в празднованиях 1700-летия Миланского эдикта, которым император Константин провозгласил веротерпимость в Римской империи. Напомним, что Сербская Православная Церковь тоже запланировала свои торжества – в городе Ниш, где родился Константин. В Сербию приглашали Бенедикта XVI, однако в начале февраля католическая сторона объявила, что Понтифик не приедет «из-за напряженной ситуации в отношении экуменизма» в этой балканской стране. Интересно, пересмотрит ли это решение новый Папа. Раз уж он готов ехать в мусульманскую Турцию, почему бы ему не побывать с экуменическими целями в православной Сербии?
Не менее напряженной в отношении экуменизма остается обстановка в Украине. Глава Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) Верховный архиепископ Святослав Шевчук заявил недавно, что «надо уже готовиться» к тому, что Папа Франциск посетит Украину. Приглашение от униатов Понтифик, дескать, уже получил. Ватикан не торопится с комментарием, а Украинская Православная Церковь Московского Патриархата через СМИ уже выразила свою озабоченность информационным вбросом от деятельного Предстоятеля УГКЦ.
Вот такое сочетание фактов, инициатив и впечатлений предстоит пристально рассматривать и оценивать в ближайшие месяцы из резиденции ОВЦС в московском Даниловом монастыре и из его передового форпоста в отношениях с Ватиканом – храма Святой Екатерины в Риме.
Продолжение темы