0
4773
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

06.02.2013 00:00:00

Между строк библиотеки Шнеерсона

Тэги: хасиды, сша, суд, шнеерсон, библиотека, хабад, евреи, иудаизм


хасиды, сша, суд, шнеерсон, библиотека, хабад, евреи, иудаизм В хранилище РГБ допускают только по заявкам организаций, в том числе религиозных.
Фото с сайта www.chabadinfo.com

Поговаривают о новой холодной войне между Россией и Америкой, и опять сюда замешался «еврейский вопрос», как и несколько десятилетий назад. Едва успели отменить закон Джексона–Вэника, как возникло решение окружного судьи Вашингтона, что за каждый день просрочки возврата библиотеки Шнеерсона Россия должна платить организации любавических хасидов «Агудас хасидей Хабад» в США по 50 тыс. долл. В противостояние по воле судьи Ройса Ламберта оказались втянуты высшие инстанции нашей страны и Соединенных Штатов. Библиотечный казус некоторые приравнивают к «Закону Магнитского», только в случае с претензиями хасидов под угрозой ареста оказываются не интересы отдельных российских чиновников, а государственное имущество, в том числе имущество госкомпаний, и культурные ценности России, если они окажутся на территории Штатов.

О чем эти книги

Когда заходит речь о книгах Любавических Ребе, в первую очередь вспоминают Российскую государственную библиотеку. Справочная РГБ указывает в качестве места хранения коллекции Центр восточной литературы. Это старинный особняк на Моховой улице, напротив дома Пашкова. Тут хранится та часть собрания пятого Любавического Ребе Шолома Дов Бера Шнеерсона, которая была национализирована в 1918 году. Особо ценные экземпляры хранятся в Музее книги, а рукописи и документы – в отделе рукописей, который находится в доме Пашкова. Другую часть коллекции шестой Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон в 1927 году вывез в Польшу, ее реквизировали нацисты, а после войны Красная армия в качестве трофея доставила в СССР. Эти книги и документы содержатся в Центральном военном архиве.

В Центре восточной литературы красиво, светло и… пусто. Совсем нет читателей. Иду по залам в совершенном одиночестве, встречаю только сотрудников библиотеки. На выдаче литературы мое желание познакомиться с собранием Шнеерсонов не вызывает удивления. «На днях происходил ажиотаж вокруг этих книг. Накануне была толпа журналистов. Но интерес схлынул, и снова никого», – рассказывают библиотекари. По их словам, отечественные специалисты-востоковеды коллекцией не особо интересуются. Приезжают иногда хасиды и заграничные исследователи иудаики.

Меня проводят в каталог. Здесь учетные карточки книг Ребе собраны в отдельном ящичке. Но… где же 12 тыс. томов, о которых все говорят? То ли не все книги каталогизированы, то ли значительная часть коллекции все-таки недоступна для всеобщего пользования.

Перебираю карточки, написанные от руки на иврите и с транскрипцией кириллицей. Некоторые из них имеют пояснения на русском языке. Самые старинные из указанных в этом каталоге изданий увидели свет в середине XVI века. В основном это каббалистические сочинения раввинов-сефардов – выходцев из стран Средиземноморья. Трактаты о каббалистическом понимании мироздания, мистические комментарии к богослужебным книгам, сочинения о толковании снов и все в таком роде. Книги отпечатаны в Италии, Голландии, Стамбуле.

Американские хабадники, когда хотят аргументировать свои утверждения, что России эти книги ни к чему, говорят, что все эти сочинения много раз изданы и их можно купить в любом магазине иудейской литературы. Действительно, среди книг Ребе много молитвенников на разные случаи жизни, издания Торы, Талмуда, Шулхан Аруха, основополагающих трудов еврейских законоучителей Средневековья. Стандартный набор соблюдающего предписания религии еврея, и в позапрошлом столетии, и в наши дни. Только изданы эти книги 300-400 лет назад. Добавляет ли древность этим томам цену? Пусть специалисты скажут свое слово…

Удивительно количество книг из коллекции Любавических Ребе, посвященных загробной жизни и вообще теме смерти. Интересно, что даже среди молитвенников, по крайней мере на первый взгляд, много специальных требников для совершения ритуалов похорон и дней траура и покаяния. Довольно необычно для представителей хасидизма – течения, которое главной ценностью провозгласило ощущение радостей жизни в этом мире.

Еще одно любопытное открытие. Духовных лидеров любавического хасидизма, оказывается, интересовали точные науки. Среди книг Ребе оказались переведенные на иврит пособия по арифметике и астрономии.

Я заказал несколько книг. Одновременно можно затребовать не более пяти изданий. Выбрал книги разных годов издания и разнообразного содержания. Самая старинная из них – первое издание (Венеция, 1587 год) мистико-исторического сочинения Гедальи Ибн-Яхьи «Шалшелет га-каббала» («Цепь предания»).

Минут через двадцать мне выдали старинные тома и посадили в зал. Там, в одиночестве, если не считать постоянного присутствия служительницы библиотеки, я листал пожелтевшие страницы, пытаясь найти признаки того, что они когда-то принадлежали хасидским лидерам. Действительно, на полях мне попадались редкие пометки. Одни были сделаны печатными, а другие письменными еврейскими буквами. Сильно подчеркнута и исписана была только «Шалшелет га-каббала». На титуле другого тома я обнаружил надпись гусиным пером по-русски: «Одобрено цензурою бобруйского рабанута декабря 21 дня 1837 года». Еще на одной книжке, кажется, кто-то упражнялся в дореволюционном чистописании, выводя пером свою фамилию (не Шнеерсон). Другой том имеет глубокую пробоину, сделанную острым узким предметом. «Уж не штыком ли?» – подумал я, вспоминая трудный путь коллекции, которую она проделала, прежде чем попасть в хранилище бывшей Ленинки.

Наследие и наследники

В недавнем интервью «Эху Москвы» специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что в России проживают «физиологические наследники» Йосефа Шнеерсона, но они на коллекцию не претендуют. Чиновник, как и другие представители российской стороны, строит свою позицию на правовых нормах нашей страны. Однако противная сторона опирается на совершенно иные – религиозные – мировоззренческие и правовые представления. Американские хасиды привыкли, что суды в США часто принимают во внимание специфическую аргументацию религиозных общин. Позиция движения «Агудас хасидей Хабад» состоит в том, что книги Ребе принадлежат не потомкам духовных лидеров, а «духовным наследникам», то есть общине любавических хасидов. Согласно учению Хабада, хасидские Ребе, или цадики («праведники»), не просто люди из плоти и крови, но персоны, наделенные сакральным статусом. В Америке в середине 1980-х годов им это в некотором смысле удалось доказать в суде.


Картотека коллекции Шнеерсона умещается в один ящик.
Фото автора

Часть книг, которые шестой Ребе Йосеф Шнеерсон в 1927 году вывез из Страны Советов, после 1945 года при помощи американского правительства удалось переправить из Польши в США (остальное, как уже было сказано, попало в руки советских солдат и в качестве трофея перемещено в СССР, в военный архив). Некоторые из этих книг попали в распоряжение человека, который был внуком шестого Ребе и принадлежал к движению. Хасиды утверждают, что он похитил около 400 томов из общинной библиотеки и затем начал продавать особо ценные экземпляры на аукционах.

В 1986 году хасиды подали иск против внука Ребе в Федеральный суд Бруклина, чтобы решить вопрос о наследии династии Шнеерсона в свою пользу. Дело рассматривал федеральный судья Чарльз Сифтон, прославившийся своими вердиктами, направленными против мафии и наркоторговцев в США. Свою доказательную базу хасиды основывали на одном письме Йосефа Шнеерсона, в котором тот писал, что его книги принадлежат всей общине его последователей.

Во время заседаний хасиды заполоняли зал федерального суда, распевая псалмы Давида и совершая молитвы. Дело рассматривалось полгода. Зимой 1987 года судья Сифтон постановил, что Ребе Йосеф Шнеерсон признал общественные, а не частные права на владение своей библиотекой, когда привлек правительство США к поискам и вызволению коллекции из послевоенной Польши. Впоследствии это решение трижды подтверждалось в американских судах, и в результате похищенные книги вернулись в центр движения, который называют «Севен Севенти» (770 Estern Parkway, Brooklyn). В честь этого события последователи Хабада установили особый памятный день, название которого можно перевести с арамейского языка идиомой «Наша взяла!».

Хабадники пытаются повторить свой триумф 1987 года, не обращая внимания на разницу в обстоятельствах, при которых были вынесены тогдашнее решение судьи Сифтона и нынешнее судьи Ламберта. Кроме того, теперь хасиды судятся не с частными лицами, а с огромной страной.

Спор раввинов между собой

Сторонние наблюдатели удивляются: зачем американские хабадники объявили России судебную войну, если в нашей стране позиции этого движения, вообще-то не самого влиятельного в еврейском мире, сильны как нигде больше? Однако Хабад не столь монолитен, как кажется.

В 1994 году в Нью-Йорке умер седьмой Ребе Менахем Мендл Шнеерсон. Он был бездетен, и на нем прервалась потомственная линия любавических вождей. Теперь у хабадников нет единственного лидера, чье мнение ставит точку в любом вопросе. Движение управляется коллегиально собранием раввинов. При этом неизбежны разногласия в толковании заветов Ребе, и вполне естественно, что эти разногласия используются в борьбе за влияние в международной организации. История с библиотекой, вероятно, имеет отношение к этому соперничеству раввинов.

Считается, что инициаторы нынешней тяжбы в вашингтонском суде – раввины Шломо Кунин и Шолом Дов Бер Левин. Первый служит руководителем отделения Хабада в Калифорнии, а второй заведует библиотекой «Агудас хасидей Хабад» в Нью-Йорке, куда хасиды и намерены переместить из РГБ коллекцию книг своих Ребе. В начале 1990-х годов деятельность обоих раввинов была связана с Россией.

Чтобы попытаться понять истоки разногласий штаб-квартиры движения в США и московского руководства Хабада, необходимо обратиться к истории воссоздания любавической общины в России. Существует версия этих событий, которую записал раввин Левин. Согласно этой версии, еще во времена СССР главной целью Хабада в нашей стране стало «вызволение из плена» библиотеки Любавических Ребе. Менахем Мендл Шнеерсон направил в Москву для этого специальных посланников. Было создано отделение «Агудас хасидей Хабад» в Москве, которое возглавил раввин Йосеф Аронов (кроме того он руководит молодежным движением Хабада в Израиле). Кроме уже упомянутых Кунина и Левина в руководство этой организации вошел раввин Ицхак Коган, бывший советский гражданин.

В настоящее время эта организация продолжает существовать, ее возглавляет Коган. Его община на Большой Бронной улице в Москве вошла в Федерацию еврейских общин России (ФЕОР), которая была зарегистрирована в 1999 году, но формироваться начала за несколько лет до того. Однако московское отделение «Агудас хасидей Хабад» продолжает держаться особняком, а его глава своей персональной задачей по-прежнему считает возврат библиотеки Шнеерсона хасидам. Только местом пребывания коллекции, как сообщают СМИ, он в последнее время видит духовный центр на Большой Бронной, а не любавическую библиотеку в Нью-Йорке.

Именно с формированием Федерации еврейских общин России в конце 90-х годов связывает посланник Ребе Шолом Левин возникновение раскола между американскими и российскими хабадниками. Он рассказывает, как к финансовой поддержке российской общины Хабада в России присоединился израильский бизнесмен и меценат Лев Леваев, и с тех пор стал возвышаться еще один посланник Ребе, молодой Берл Лазар. Судя по всему, когда Менахем Мендл Шнеерсон отправлял на служение в Москву Берл Лазара, он уже предполагал, что цели хасидов должны измениться. Их миссия больше не ограничивалась эвакуацией еврейских духовных ценностей. Предстояли воссоздание в России еврейской общины хабадского толка и завоевание лидирующих позиций движения в противовес уже существующей общине в синагоге на Китай-городе, которую возглавляли раввины Адольф Шаевич и Пинхас Гольдшмидт.


Движение "Агудас хасидей Хабад" хочет переместить книги из России в свою библиотеку в Нью-Йорке.
Фото с сайта www.chabad.org

Как говорит предание, Ребе напутствовал Берла Лазара так: «Пока в России нет крепкого хабадника, от природы способного заниматься общественными делами и делать это энергично, как может Хабад взять на себя какую-либо ответственность?» Видимо, раввину Лазару удалось стать таким «крепким хабадником» при помощи Льва Леваева, в интересы которого, о чем уже много написано, входило установление доверительных и стабильных отношений с российскими властями.

Финансовая самостоятельность российской общины стала основой ее административной и политической самостоятельности. Раньше эмиссары еврейского религиозного возрождения ездили в США за пожертвованиями меценатов и соответственно строили общину по заокеанским лекалам.

Шолом Левин описывает, как развивалось соперничество между структурами Лазара и ориентированными на эмиграцию письменного наследия Хабада другими посланниками Шнеерсона. Американский раввин говорит о «борьбе «совета шлухим в СНГ (прообраз ФЕОР, «шлухим» – посланники Ребе на иврите. – «НГР»), который сам себя создал и который поддерживается фондом Ор Авнер (Льва Леваева. – «НГР») против «Агудас хабад» в СНГ, которая была создана нашим Ребе, нашим главой, который также назначил лично членов правления с целью организации Хабада в России» (www. chassidus. ru/nispachim/aguch. htm).

Прошло несколько лет, посланники Ребе, отправленные за библиотекой – Кунин, Левин и Аронов, – уехали из страны. Берл Лазар добился количественного превосходства хабадских общин в регионах России, что дало ему возможность быть избранным главным раввином России (но не избавило от примечания «по версии ФЕОР»). Его федерация имеет тесные связи с политическим руководством страны и благодаря этому завоевала привилегированное положение. Видимо, поэтому ФЕОР теперь заявляет, что эта организация и ее администрация не «сторона» в библиотечном деле.

Можно предположить, что этот «патриотический» еврейский проект кое-кто за рубежом считает не соответствующим воле Ребе, которую теперь можно трактовать по-разному. Возможно, нынешняя судебная война как раз связана с тем, что существующее положение в российском Хабаде, да и во всем движении, не устраивает некоторые круги любавических хасидов. Тут и пригодилось «похолодание» между Америкой и Россией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
709
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
682
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
464
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
372

Другие новости