Муфтий Равиль Гайнутдин восстановил отношения с властью, но утратил позиции в среде оппозиционно настроенных мусульман.
Фото РИА Новости
2012 год был наполнен серьезными испытаниями для мусульманского сообщества России еще больше, чем два предыдущих года. Самой негативной тенденцией стали катастрофические потери в рядах духовных лидеров традиционного ислама, большую часть из которых убили террористы. При этом география убийств заметно расширилась, охватив ранее не затронутые такого рода событиями Татарстан и Северную Осетию.
Вновь изменился расклад сил среди ведущих централизованных мусульманских организаций. Если 2010 и 2011 годы для Совета муфтиев России (СМР) были полностью провальными, то в 2012 году эта организация частично отыгралась за прошлые неудачи. Главной причиной усиления команды муфтия Равиля Гайнутдина стали кадровые перестановки в администрации президента России и в ФСБ, а также целая череда неприятностей, обрушившихся на других ключевых игроков в высшей лиге мусульманских структур.
Первым из них пострадал Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), из состава которого в апреле со скандалом вышло ДУМ Чеченской Республики. Произошедший раскол не порадовал никого, поэтому обе стороны конфликта сейчас ищут пути примирения и восстановления единства КЦМСК. Важные кадровые перестановки произошли в ДУМ Дагестана, где действующий муфтий Ахмад Абдуллаев не только не ушел в отставку, но и принял на себя обязанности своего наставника шейха Саида Чиркейского, погибшего от рук террористов в конце лета. Абдуллаев стал одновременно и административным, и духовным лидером традиционных мусульман Дагестана.
Российская ассоциация исламского согласия (РАИС) летом 2012 года де-факто прекратила свое существование после выхода из нее духовных управлений мусульман Пермского края и Урала, объединявших 75% юрлиц. Руководство РАИС постаралось компенсировать потери за счет создания новых общин – например, в Пензенской области, однако пока не очень в этом преуспело. Сильно попортил нервы ее руководству и «хиджабный» скандал на Ставрополье (где муфтием служит председатель РАИС Мухаммед Рахимов), который определенно был спровоцирован местными ревнителями «чистого» ислама.
ДУМ Республики Татарстан, едва отметив годовщину своей полной независимости от Равиля Гайнутдина, подверглось сильнейшей за всю свою историю атаке. Сначала власти Татарстана не оказали муфтию Ильдусу Файзову достаточной помощи в его конфликте с настоятелем мечети «Кул-Шариф» Рамилем Юнусовым, а затем террористы едва не обезглавили муфтият, тяжело ранив муфтия и убив его сподвижника Валиуллу Якупова. После июльских терактов Татарстан пополнил перечень регионов с повышенной террористической угрозой, тем более что республиканский министр внутренних дел Артем Хохорин признал факт сращивания ваххабитов с местной бюрократией (http: //www. regnum. ru/news/polit/1561229. html), а члены запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир» вышли из подполья и стали регулярно проводить массовые мероприятия в Казани. В качестве «помощи» пострадавшему татарстанскому муфтияту СМР принял решение взять под свою юрисдикцию ряд общин ДУМ РТ в Казани и Кировской области. Таким образом, пошли прахом все усилия экс-президента республики Минтимера Шаймиева, который еще в 1998 году ратовал за единство татарстанской уммы и настаивал, что в пределах Татарстана должен быть только один муфтият.
Менее всего в минувшем году пострадало Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), отделавшееся ноябрьским обыском в московском представительстве, который не выявил ничего противозаконного. В октябре прошел IX съезд ЦДУМ, на котором было решено оптимизировать иерархическую структуру организации по следующему принципу: местная религиозная организация (махалля) – мухтасибат (совокупность МРО в пределах района) – ахундство (объединение нескольких мухтасибатов) – региональное ДУМ. Решено также впредь воздерживаться от регистрации новых централизованных организаций в статусе муфтията, если в них входит менее 30 общин. Был вдвое увеличен президиум ЦДУМ (с 6 до 12 человек) и проведены перестановки в рядах заместителей Верховного муфтия Таталгата Таджуддина, которых после смерти в декабре петербургского муфтия Джафара Пончаева осталось трое – ростовский муфтий Джафар Бикмаев, глава администрации ЦДУМ и муфтий Башкортостана Мухаммад Таджуддинов и муфтий Челябинской области, куратор учебных заведений Ринат Раев.
В региональных муфтиятах ЦДУМ продолжилась смена поколений – уже в четырех ДУМах (удмуртском, самарском, пензенском и северо-западном) отцы передали власть своим сыновьям, которые продолжили их политику.
Как уже упоминалось выше, 2012 год оказался для Совета муфтиев в целом удачным. Испорченные в конце 2010 года отношения с властями, обидевшимися на заявления муфтия Равиля Гайнутдина о государственной исламофобии, удалось полностью восстановить. Побочным эффектом этого, правда, стало резкое падение авторитета Гайнутдина в среде оппозиционно настроенных мусульман. СМР оказалось трудно объяснить им следующие два «прокола». Во-первых, прошедший год оказался особенно богат на запреты мусульманской литературы, в перечень которой на этот раз попало сочинение Шамиля Аляутдинова «Путь к вере и совершенству», при том что Аляутдинов давно занимает пост заместителя Гайнутдина по богословским вопросам. Функционеры Совета муфтиев пообещали оперативно разрешить эту проблему, намекнув на некоторые позитивные договоренности с властями, однако сделать ничего не смогли. Во-вторых, еще более болезненным для Гайнутдина стало развитие ситуации с мечетями в Москве. Мэр столицы Сергей Собянин прямо заявил, что подавляющее большинство приезжающих на мусульманские праздники людей никакого отношения к Москве не имеют. Он также резко опроверг распространяемую Советом муфтиев информацию о якобы достигнутых договоренностях по строительству новых мечетей в столице. Равиль Гайнутдин, оказавшись заложником взятого курса на дружбу с властями, возражать не стал и получил от мэра «утешительную» медаль «За безупречную службу городу Москве».
В минувшем году опустившийся на четвертое место по количеству общин (16% от общего числа на конец года) Совет муфтиев России стал энергично создавать новые общины и возвращать старые. В конце августа на очередном съезде организации было объявлено о грядущем удвоении числа централизованных организаций в его составе, при этом по их числу (тридцать) СМР и так является абсолютным рекордсменом. Пока же главным успехом Совета муфтиев на данном направлении стало «триумфальное» возвращение четырех общин в Забайкальском крае, в свое время ушедших из СМР в свободное плавание.
В 2012 году началась реализация интересной инициативы по идеологическому противодействию терроризму, в рамках которой мусульманские богословы с международным авторитетом должны были выбить богословскую почву из-под ног чрезмерно расплодившихся «лесных братьев». Сама по себе идея выглядела удачной и проверенной временем – в советское время именно посредством приглашения зарубежных духовных лидеров на конференции в Москву, Загорск или Бухару улучшался имидж СССР в странах третьего мира, однако сейчас для ее успешной реализации явно не хватило советской дисциплины и бдительности.
Первая конференция – «Исламская доктрина против радикализма» – была созвана в Москве при активном участии Международного союза исламских ученых во главе с одиозным деятелем Юсуфом Кардави, благодаря СМИ Катара и Саудовской Аравии ставшим самым распиаренным мусульманским богословом в суннитском сегменте исламского мира. Несмотря на мощную рекламу и административный ресурс, «Исламскую доктрину» проигнорировала половина ключевых российских муфтиев, а ее итоговый документ неясного богословского статуса получился настолько неконкретным и общепримиряющим, что даже самые матерые радикалы подписались бы под его текстом. Ни слова об актуальных для современной России проблемах в нем не оказалось, поэтому данное упущение было решено исправить посредством отдельного приглашения на Северный Кавказ генерального секретаря Международного союза исламских ученых Али Карадаги. Вторая попытка оказалась в чем-то удачней первой. Так, Карадаги сконцентрировался на российских реалиях, осудил терроризм и объявил Дагестан «территорией мира». С другой стороны, заявления Карадаги о пользе «цветных революций», благих целях террористов и особенно антироссийские эскапады его шефа Юсуфа Кардави, незадолго до этого назвавшего Россию врагом ислама номер один, полностью уничтожили весь положительный эффект от проведенного мероприятия. Таким образом, целесообразность продолжения сотрудничества с Международным союзом исламских ученых была поставлена под большой вопрос.
Подводя итог, можно констатировать, что в целом 2012 год стал удачным для радикалов и неудачным для их оппонентов. Мусульмане нетрадиционной религиозной ориентации заметно усилились во всем мире, не исключая и Россию. А это означает, что наступивший год может стать еще более неблагоприятным для политики нашей страны на исламском направлении.