Все решения по строительству храмов в будущем, возможно, будут приниматься только волей «сверху».
Фото с сайта www.patriarchia.ru
В ближайшее время в Мосгордуме должно пройти второе слушание по изменениям в действующем Градостроительном кодексе столицы. 26 декабря 2012 года депутаты уже одобрили в первом чтении поправки, внесенные депутатом-единороссом Михаилом Москвиным-Тархановым, возглавляющим комиссию Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству. Поправки предлагают убрать из Градостроительного кодекса пункт о том, что «результаты публичных слушаний являются основанием для... принятия решений о нецелесообразности утверждения указанных проектов» (ст. 4 ч. 1 п. 2). Иначе говоря, мнение жителей, заявленное на публичных слушаниях, перестанет быть решающим в вопросе: быть ли строительству того или иного объекта в их районе или нет. Новый закон сможет облегчить в том числе согласование выделения участков под строительство культовых зданий, которое уже не раз в последние годы наталкивалось на протесты москвичей.
В настоящее время выделение участков под строительство культовых зданий и сами проекты сооружений проходят согласование на публичных слушаниях с участием местных жителей и часто встречают там сопротивление. Как сообщил СМИ в июле 2012 года Игорь Каневский, пресс-секретарь Владимира Ресина, советника Патриарха Кирилла по проекту строительства храмов РПЦ «Программа-200», из прошедших к тому времени слушаний по 70 предложенным участкам для строительства церквей, на 35 участках, то есть в половине случаев, проекты были отклонены ввиду возражений со стороны местных жителей.
Остро стоит этот вопрос и для мусульман. В сентябре 2010 года в Текстильщиках и в сентябре 2012 года в Митине они столкнулись с массовыми протестами жителей против выделения участков под строительство мечетей. В декабре 2012 года заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов сообщил СМИ, что муфтият планирует в будущем вести разъяснительную работу с жителями и проводить общественные слушания с их участием по вопросу строительства мусульманских культовых зданий. Однако это можно считать скорее вынужденным жестом, целью которого было как-то разрядить обстановку, так как если жители митингуют против строительства мечетей, то скорее всего они в массе своей также проголосовали бы против на слушаниях.
Актуальна эта проблема и для протестантов, испытывающих определенные трудности при открытии новых культовых зданий в Москве, и для буддистов. Попытка последних получить участок под строительство своего первого храма в Москве столкнулась в декабре 2012 года с протестами жителей района Отрадное. Новый закон смог бы разом избавить религиозные организации от необходимости согласовывать с москвичами строительство своих культовых объектов.
Выгодной для религиозных организаций может оказаться и другая поправка к Градостроительному кодексу – исключение проведения публичных слушаний «по проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах, – в районах города Москвы, территории которых входят в границы разработки указанных проектов» (ст. 68 ч. 1 п. 3). Благодаря этому можно будет добиваться выделения участков под строительство культовых зданий в охраняемых парковых зонах, которые являются одним из немногих резервов свободного земельного фонда в Москве.
Стоит напомнить, что в последние годы в Москве конфликты вокруг строительства культовых зданий часто происходили именно из-за выделения под них участков в природоохранных зонах. В 2010 году москвичи протестовали из-за строительства храмов в парках «Москворецкий» (Строгино) и «Северные Дубки» (Восточное Дегунино), а в 2012 году – в парках «Олонецкий» (Медведково), «У Кронштадтского бульвара» (Головинский район) и на Ходынском поле (Хорошевский район).
«Попытка отказаться от слушаний касается прежде всего коммерческих объектов, но попутно коснется и культовых зданий», – сказал «НГР» профессор РГГУ, редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. По его мнению, последствия нового закона будут позитивными для перспектив храмового строительства в Москве. Он отметил, что, как юрист, «имеет в своей практике несколько случаев, когда органы власти давали разрешение на строительство, а потом жители возражали против этого и на слушаниях строительство запрещалось». Так неоднократно происходило с протестантскими храмами в Москве. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин заявил нашему изданию, что «этот закон соответствует требованиям времени». По его мнению, «городская власть вправе брать на себя такие инициативы, как выделение земельного участка религиозным организациям», и его религиозная организация «поддерживает такие планы». В Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата, занимающемся в числе прочего строительством храмов, куда обратились журналисты «НГР» с вопросами об отношении к принятию нового закона, на момент сдачи номера в печать со своей позицией так и не определились.
Анатолий Пчелинцев отметил и такие возможные последствия принятия нового закона, как радикализация протеста (как против культовых зданий, так и против других резонансных строек в Москве), ведь новый закон отнимает у жителей рычаги легального воздействия на власть. «Конфликт здесь, безусловно, закладывается, – сказал эксперт, – так как горожане сами хотят распоряжаться той территорией, на которой они живут». В свою очередь, Дамир Гизатуллин считает, что и при новом законе будет важно избежать конфронтации с жителями района, где будут строиться культовые здания.
«НГР» также поинтересовались мнением чиновников, отвечающих в правительстве Москвы за связи с общинами. Начальник Управления по связям с религиозными организациями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Константин Блаженов пообещал, что в любом случае «позицию жителей будут всегда учитывать».
Впрочем, в это верят не все. 10 января у здания Мосгордумы разместился омоновский автобус в ожидании анонсированной накануне в блогах акции «Оккупай Мосгордуму». Независимые депутаты муниципальных собраний московских районов, занимавшиеся на протяжении последних лет борьбой с проектами различных строек, вызывающих недовольство их избирателей, обещали прийти «штурмовать» столичный парламент, где якобы должны были в тот день рассматривать новый закон во втором чтении. Появившаяся в Интернете информация о дате рассмотрения закона оказалась ошибочной (вообще, сессия Мосгордумы начинается только сегодня). Зато в этот день состоялось организованное фракцией КПРФ заседание по поводу нового закона, собравшее несколько десятков человек из числа муниципальных депутатов и общественных активистов столицы. Среди последних были и представители общественного движения «Мой двор».
Осенью 2010 года глава этого движения Михаил Бутримов был лидером инициативной группы жителей района Текстильщики, которая вела борьбу против выделения участка под мечеть в этом районе. В 2012 году на опыт успешной кампании в Текстильщиках ориентировались и жители Митина при подготовке выступления против возведения мечети в своем районе. «Мой двор» выступал также одним из организаторов митинга 8 сентября 2012 года в Хорошевском районе против застройки Ходынского поля, проект строительства на котором включал помимо торгового центра православный храм. По размещенной на сайте «Моего двора» информации, на 19 января движением и связанными с ним инициативными группами из разных московских районов намечен общий митинг против принимаемых поправок к Градостроительному кодексу.
Возможно, какие-то группы активистов попытаются оспорить новый закон в суде, сравнивая отстранение москвичей от решения градостроительных вопросов с зафиксированным в Конституции принципом: «Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (гл. 1, ст. 3, п. 1), который в том числе «осуществляет свою власть непосредственно» (гл. 1, ст. 3, п. 2). Так, в определении Конституционного суда от 3 сентября 2010 года сказано, что проведение публичных слушаний «призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии… в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу» и связано с осуществлением конституционных прав и свобод граждан.