Молодежное движение партии власти быстро уловило тенденцию.
Фото с официального сайта ВОО «Молодая гвардия «Единой России»
Первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин заявил о том, что государство должно поддерживать традиционные для России религии. По его словам, нужно «исходить из того, что они гарант стабильности». Володин также отметил, что «секты и ответвления» могут вызвать напряжение в обществе. Ранее президент Владимир Путин предложил отслеживать деятельность «тоталитарных сект». В ноябре активисты организации «Молодая гвардия» провели пикет у офисов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) в разных городах России, призывая их членов покинуть нашу страну. Напомним, что в преамбуле Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не содержится четкого определения традиционных религий и, согласно нормативному акту, государство уважает христианство (прежде всего православие), ислам, буддизм, иудаизм и «другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». «НГР» расспросили представителей различных религиозных объединений об их реакции на заявление Володина.
Священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России
Есть все знаки того, что российские власти и общество в целом воспринимают Католическую Церковь в России как традиционную. Мы религиозное меньшинство в России, но тем не менее традиционно испокон веков здесь присутствуем. И государственные власти, и общество нас такими считают.
Сергей Ряховский, начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты РФ, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ
Наша конфессия является одной из основных конфессий в России и в мире. Пятидесятники, или, как чаще мы именуем себя в России, – христиане веры евангельской – это значительная часть мирового христианства, не менее 600 миллионов последователей, то есть четверть всех, исповедующих веру в Иисуса Христа. Что касается традиционности, то это достаточно условное понятие, и каждый политик или чиновник может судить здесь по-своему. Самое традиционное у нас на Руси вообще язычество, древнее нет ничего. Я не вижу в словах господина Володина ущемления прав нашей конфессии. В противном случае следующим шагом стал бы вывод наших священнослужителей из различных представительных, совещательных и экспертных институтов при властных структурах. Однако именно как представитель пятидесятнического движения я в свое время был приглашен на встречу тогда еще кандидата в президенты РФ Владимира Путина с представителями традиционных религий. Совсем недавно я был приглашен и присутствовал на оглашении Послания президента Федеральному собранию. Я думаю, в администрации президента и других высоких органах государственной власти рассматривают пятидесятников как одну из основных, если нравится этот термин, «традиционных» конфессий России.
Олег Гончаров, первый заместитель председателя евро-азиатского отделения Генеральной конференции Церкви христиан адвентистов седьмого дня по вопросам взаимодействия с органами власти, общественными и религиозными объединениями, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ
Мы считаем себя религией, имеющей определенную традицию в России (начиная с 1886 года) и соответственно достойную уважения со стороны общества и государства. Вместе с представителями других религий в своей деятельности адвентисты седьмого дня охватили все исторические периоды: Российской империи, Временного правительства, советской власти и новой России. Адвентисты исповедуют те же духовно-нравственные принципы, что и остальные традиционные религии, и сегодня осуществляют работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Адвентисты всегда были лояльны к действующей власти даже в трудные периоды истории России. Думаю, эти аргументы и стали причиной включения в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ официального представителя Церкви ХАСД.
Уверен, что Вячеслав Володин не имел в виду адвентистов, когда говорил о сектах. К сожалению, сегодня многие понимают под сектой, в негативном смысле этого термина, все религиозные объединения, которые не принадлежат к РПЦ, официальному исламу, иудаизму и буддизму. Но вот президент России так не считает. Когда на встрече Путина с представителями Саратовской области был поднят вопрос о негативной деятельности тоталитарных сект, он подчеркнул, что кроме четырех основных религий в России немало и других вполне законопослушных религиозных организаций, которые также достойны уважения, и нельзя их путать с вредными тоталитарными сектами. Надеюсь, это же имел в виду и Вячеслав Володин. Что же касается оценки деятельности религиозных объединений со стороны различных политических и общественных деятелей, то, на мой взгляд, это дело соответствующих органов власти, уполномоченных на то российским законодательством. Любые другие оценки из уст высокопоставленных чиновников и известных общественных деятелей, конечно же, могут косвенно или напрямую повлиять на нарушение прав верующих. Необходимо очень внимательно следить за публичными высказываниями в сфере религиозной тематики. Это очень деликатные вопросы, и любое непродуманное высказывание может привести к весьма негативным последствиям.
Андрей Филимонов, помощник директора отдела по связям с общественностью Восточно-европейского представительства Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
Деление религий на традиционные и нетрадиционные не соответствует принципам толерантности и не способствует становлению и укреплению межконфессиональных и государственно-церковных отношений. Признание исторической роли той или иной религии не должно приводить к ущемлению прав других религиозных объединений. Равенство всех религиозных объединений перед законом – незыблемое конституционное положение и главное условие стабильности гражданского общества. Религиозным организациям, как традиционным, так и нетрадиционным, следует искать пути сотрудничества, чтобы добиваться максимальной реализации нравственного и общественного потенциала различных религиозных объединений. Какие бы дополнения ни принимались к действующему законодательству и какие бы заявления ни делались официальными лицами, они не должны подчеркивать преимущество одних и ущемлять права других религиозных организаций.
Радха Дамодар Дас (Сергей Зуев), вице-президент Централизованной религиозной организации «Центр обществ сознания Кришны в России»
К традиционным для России религиям себя мы не относим. Это было бы странно, а вот для Индии это традиционно. Что касается самого термина «традиционная религия», то, по мнению ученых или просто исходя из здравого смысла, он не понятен и не соотносится с реальностью. Господин Володин, безусловно, прав в том, что традиционные религии играют важную роль гаранта стабильности. С другой стороны, всегда необычно слышать из уст первых лиц государства о противопоставлении традиционных религий всему остальному. Думаю, что из стремления к лаконичности он намеренно не стал расширять диапазон распространенных в России религий, считая, что ценность вообще любой авторитетной религии в вопросах стабильности и других вопросах так или иначе предполагается и речь идет лишь о приоритетах. Тем более что ранее на необходимость создания благоприятной атмосферы для деятельности всех религий указывал лично Владимир Путин. На мой взгляд, современная кремлевская администрация обладает довольно широким видением перспектив развития многообразного религиозного мира в нашей стране. Если уж и существует угроза межрелигиозному миру, то исходит она скорее от слабо разбирающихся в деликатной религиозной сфере чиновников и представителей правоохранительных органов на местах. Что касается сект и ответвлений, то и тут вполне можно согласиться с Вячеславом Володиным, поскольку проблема реально существует, ведь религия может быть как могущественна, так и беззащитна, если попадает в руки радикальных фанатиков или авантюристов. В любом случае деление религиозного мира на традиционное и нетрадиционное означает некое разделение на своих и чужих».