Подсчет дней до конца света. Как в каждой шутке, в этой есть доля правды.
Фото РИА Новости
Каждый раз, когда по случаю круглых или мистических дат возникает тема «конца света», общество как будто впадает в массовый психоз – все вспоминают о магии цифр, о знамениях последних времен, начинают верить даже в те приметы, какие раньше и не замечали. Большинство граждан верят в причудливый коктейль из астрологии, уфологии, теософии и фольклора. Мифы, подобные якобы аккуратно отмеченному в календаре майя дню всеобщей катастрофы, легко овладевают умами людей. Неужели суеверия заслоняют веру?
На фоне чрезвычайно низкой практической религиозности и знаний о том, что такое Церковь и жизнь в общине верующих, наиболее четкие ответы в рамках социологических опросов россияне дают именно на вопросы о степени своей суеверности. По данным Левада-Центра, с 1991 по 2011 год число верующих в приметы и вещие сны неуклонно росло и сейчас составляет больше половины опрошенных. По сравнению с 1990 годом в 2008-м почти в два раза больше респондентов стали верить в сглаз и порчу (66% по сравнению с 38%). Однако вера в такие чисто религиозные вещи, как чудеса, жизнь после смерти (31% в 1990-м и 33% в 2008-м), вечную жизнь (22% в 1998-м, 29% в 2008-м, 21% в 2011 году), выросла совсем незначительно.
Если сравнивать Россию с протестантской Америкой, то мы по многим вопросам получим противоположную картину. К примеру, в 2009 году ВЦИОМ сравнил свой опрос с опросом жителей США, проведенным каналом FoxNews. Оказалось, что американцы почти в два раза больше россиян верят в религиозные чудеса и в полтора раза меньше верят в астрологию, а также «ведьм и всякую нечисть». Это совсем не значит, что жители США менее суеверны, чем граждане России. В реинкарнацию, в НЛО и в «пятницу, 13-е» и американцы, и россияне верят примерно одинаково (только в России больше опрошенных испытывают интерес к астрологам, колдунам и магам). Дело в другом: американцы, так же как и все жители планеты, подвержены разного рода фобиям и стереотипам, но они больше осведомлены о том, что такое вера на практике (воскресные богослужения, проповеди, приходская жизнь).
Именно поэтому в России рост суеверности происходил на фоне роста числа православных верующих, для которых православие – это идеология, то есть государственность и патриотизм. Получается вполне естественная картина, когда число суеверных, как правило, больше среди православных верующих. Согласно исследованиям Дмитрия Фурмана и Киммо Каариайнена 2005 года, выделенная ими группа «традиционных верующих», которые и в Бога верят, и молятся, и в церковь ходят, оказалась самой суеверной. Они больше всех опрошенных верят в астрологию (44% по сравнению с 42%), доверяют гороскопам. 40% твердо верят, что судьба каждого предопределена. Помимо этого «традиционные» православные намного больше, чем все опрошенные, верят в то, что существуют внеземные существа, посещающие Землю, а также в то, что разбитое зеркало приносит несчастье (твердо верят 21%, считают вероятным 34%). Наряду с этим на вопросы о вере в загробную жизнь, воскрешение мертвых, причащение во время литургии выделенное социологами ядро православных верующих дает противоречивые ответы.
Уникальный портрет суеверного человека позволяет нарисовать исследование, проведенное в рамках опроса МегаФОМ фонда «Общественное мнение» (по заказу службы «Среда») летом с.г. (выборка 56 900 человек по 79 субъектам РФ) под названием АРЕНА – Атлас религий и национальностей. Опцию «Я верю в приметы, гадания и судьбу» среди других опций, посвященных религиозной практике и предписаниям, по всей России выбрало 13% (это не число всех суеверных вообще, в рамках анкеты это был скорее выбор приоритетов). Суеверных больше, чем в среднем по России среди верующих в Бога, но не исповедующих конкретную религию (17%), среди христиан, не принадлежащих ни к какой конфессии (15%), среди просто православных и старообрядцев (по 15%). Наибольший процент суеверных среди тех, кто исповедует иудаизм (26%), восточные религии (22%) и традиционные верования и язычество (19%). Меньше всего тех, кто верит в приметы, среди протестантов и мусульман.
Создается образ активного и молодого (18–30 лет) суеверного гражданина. Среди верящих в приметы и гадания больше, чем в среднем по стране, тех, кто поддерживает традиционные семейные устои, хотел бы иметь много детей, доверяет Патриарху Русской Православной Церкви, «хотел бы верить в Бога больше, чем верит сейчас», а также тех, кто верит в чудеса и счастливых людей.
Рейтинг суеверности регионов отражает по крайней мере два типа людей, которые верят в приметы: с одной стороны, это православные верующие, а с другой – безрелигиозные или просто верующие в Бога. Именно поэтому в топ-10 субъектов РФ по суеверию входят как исторически православные регионы (Брянская и Калужская области), так и традиционно слабый по степени влияния РПЦ Дальний Восток, Сибирь, частично Урал (Красноярский край, Свердловская, Иркутская, Амурская, Еврейская автономная области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа). Наименее суеверны Дагестан, а также Смоленская и Белгородская области.
Среди активных прихожан, а также тех, кто часто совершает молитвы, почти столько же тех, кто верит в приметы и гадания, сколько и по России в целом. Среди часто исповедующихся чуть больше – 15%. Однако проект АРЕНА подтвердил низкий уровень участия населения в религиозной жизни. К примеру, тех, кто молится каждый день, – 12% (среди православных – 17%), прочитавших Евангелия – 5% (среди православных – 8%), тех, кто назвал себя прихожанами, по России 3% (среди православных – 5%), исповедующихся – 2% (среди православных – 4%). В рамках опроса верующими, принадлежащими к РПЦ, себя назвали 41% по всей стране. В это число могут входить как православные по соображениям традиций и патриотизма, так и «захожане», и активные прихожане, а также те, кто делает это из суеверия, воспринимая действия священников как магию и так же относясь к святой воде, свечам и иконам. Если просто православными верующими в разных опросах себя могут назвать 60–70%, то напрямую с РПЦ себя связывают меньше людей.
Означает ли всеобщая суеверность, что православие – это скрытое язычество? Совсем нет – это также старое интеллигентское суеверие. Русского человека скорее бросает то во внерелигиозную апатию, то в магизм, но стремление увидеть в православии живую веру всегда остается. Патриарх Кирилл на заседании Высшего церковного совета 30 ноября с.г. сказал о том, что люди, возможно, и не знают элементарных вещей, но Церковь показывает пример снисходительности, пытаясь сделать «статистических православных» людьми, которые живут по законам веры. Не надо стыдиться признать, что суеверие в условиях государственного православия стало русским богоискательством и заменило веру еще задолго до советской власти.