Посещение православных святынь Косово Московским Патриархом могло бы стать эффектным жестом, но его трудно осуществить.
Фото Reuters
В конце января 2013 года российскую столицу посетит глава Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Католикос-Патриарх Илия II. В Москве Католикоса наградят премией фонда, попечительский совет которого возглавляет Патриарх Кирилл. Награждение приурочено к 80-летию Илии II и 35-летию со дня его интронизации. Но только ли дело в круглой дате? Нет ли здесь признаков того, что сближению двух Церквей дан зеленый свет? Ведь на недавнем всенародном голосовании грузины сделали «правильный», с точки зрения Москвы, политический выбор, а Церковь активно включилась в кампанию по оттеснению президента Михаила Саакашвили от власти.
Итак, Илия II едет в Москву. Ждать ли нам ответного визита Патриарха Кирилла в Грузию в ближайшее время? Этого требует как канон межправославных отношений, так и дипломатический этикет. Начиная со дня своей интронизации Патриарх Кирилл посещает, согласно традиции, автокефальные Православные Церкви. Грузинский Патриархат числится в диптихе – иерархическом списке поместных Православных Церквей – шестым, однако с этого года глава РПЦ не следует принятому порядку. Первые три Церкви Патриарх Кирилл посетил согласно диптиху: в 2009 году Константинопольский Патриархат, в 2010-м – Александрийский, в 2011-м – Антиохийский. Следующим в списке числится Иерусалимский Патриархат, но глава РПЦ сделал паузу в следовании древнему правилу и совершил визит в Болгарскую Православную Церковь (2012 год), обойдя таким образом Грузинский, Сербский и Румынский Патриархаты. После посещения Болгарии Патриарх Кирилл направился на Кипр, что должно было бы соответствовать диптиху – Кипрская Церковь занимает в нем десятое место, Болгарский Патриархат – девятое, если бы не совершенный ранее «пробел». Затем, минуя Элладскую и Албанскую Православные Церкви, осенью с.г. Предстоятель РПЦ побывал в автокефальной Польской Православной Церкви, а затем вернулся к началу диптиха и посетил пределы Иерусалимского Патриархата.
Как отметил в конце апреля с.г. глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев), «диптих не есть некий принцип, которым нужно руководствоваться во что бы то ни стало», поэтому Предстоятель РПЦ «принял решение осуществлять поездки по мере того, как поступают приглашения от ряда поместных Церквей, которые были направлены еще несколько лет назад». В 2009 году Патриарха Кирилла приглашали в Грузию представители местной общественности, однако этот визит так и не состоялся. Сам Илия II приезжал в Россию в ноябре 2011 года, чтобы принять участие в торжествах, посвященных 65-летию Московского Патриарха. Ранее, несмотря на разрыв дипломатических отношений между двумя государствами после событий августа 2008 года, делегация ГПЦ несколько раз посетила Россию и встречалась с представителями Русской Православной Церкви.
Если бы в ближайшее время состоялся визит Патриарха Кирилла в Тбилиси, Предстоятели двух Церквей не могли бы не обсудить абхазский и югоосетинский вопросы.
Напомним, что Абхазия признается всеми Православными Церквами канонической частью Грузинской Православной Церкви, но в то же время духовное окормление этой территории осуществляется священнослужителями самопровозглашенной Абхазской Церкви. Еще более конфликтная ситуация сложилась в Южной Осетии, независимость которой признается Россией, в то время как Грузия считает республику своей неотъемлемой частью.
В связи с дипломатическими планами Патриарха Кирилла возникает еще одна интрига, которая разрешится, наверное, в январе. По всем признакам планируется визит главы РПЦ в пределы Сербского Патриархата. В середине ноября с.г. Сербскую Православную Церковь (СПЦ) посетил церковный «министр иностранных дел» митрополит Иларион (Алфеев). Судя по всему, он готовит визит Московского Патриарха. Как сообщил «НГР» глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков, визит Патриарха Кирилла в пределы Сербского Патриархата ожидается, но о сроках поездки, по его словам, говорить преждевременно.
Напомним, что юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется не только на Сербию, но и на сербскую часть Боснии и Герцеговины, Македонию, Словению, Хорватию, Черногорию, а главное – на мятежный край Косово. Митрополит Иларион в ходе своего визита посетил Республику Сербскую, расположенную на территории Боснии и Герцеговины, но не побывал в Косово. Возможно, этот маршрут повторит и Патриарх Кирилл.
В беседе с корреспондентом «НГР» научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт предположил, что «шанс на посещение Республики Сербской выше, чем Косово, потому что там по крайней мере более предсказуемый политический контекст, и этот визит технически более осуществим». По мнению эксперта, визит Патриарха Кирилла в Косово организовать сложнее, потому что «очень многое будет зависеть от конкретной политической обстановки в крае». Собеседник «НГР» подчеркнул, что «многое будет зависеть от позиции албанских властей края, будут ли они чинить препоны или нет, удастся ли выстроить какую-то политическую формулу, по которой этот визит будет включать посещение сербских святынь, но без встреч, предположим, с какими-то албанскими политиками».
Энгельгардт предположил, что сроки визита Патриарха Кирилла в пределы Сербского Патриархата зависят от принимающей стороны, которая «привязана к празднованию 1700-летия Миланского эдикта». Торжества, посвященные более чем полуторатысячелетней годовщине провозглашения религиозной терпимости на территории Римской империи, должны состояться осенью будущего года. Как отметил собеседник «НГР», «Белграду было бы важнее всего видеть такого тяжеловеса, как Патриарх Кирилл, в этот момент». «Я думаю, это сейчас большая тема переговоров, потому что Сербская Патриархия очень этого хочет, – добавил Энгельгардт. – Они даже одно время хотели туда Папу Римского позвать, но с ним эта история рассасывается, потому что сербские верующие не очень готовы его видеть». Подводя итоги вероятной поездке Патриарха Кирилла в Сербский Патриархат, эксперт отметил, что наиболее яркая часть визита должна пройти в Республике Сербской в Боснии. «Всегда можно организовать так, чтобы в Сараево к мусульманам не заезжать», – добавил Энгельгардт.
Вероятно, Патриарх Кирилл уклонится и от посещения Черногории, на территории которой параллельно с епархией СПЦ действует Черногорская Православная Церковь (ЧПЦ), объявившая в 1993 году о своей автокефалии. В 2000 году ЧПЦ, не признанная другими Православными Церквами, была зарегистрирована властями Черногории. Между тем именно в этой стране находится один из паломнических центров Сербской Православной Церкви – Цетинский монастырь, в котором хранятся несколько христианских святынь. Если визит в Сербскую Православную Церковь, как и недавний визит в пределы Иерусалимского Патриархата, будет охарактеризован представителями Московского Патриархата как паломнический, игнорирование монастыря в Цетинье будет выглядеть странно.
Согласно принятому в диптихе порядку, Предстоятель РПЦ должен прежде посетить пределы Грузинского, а уже затем Сербского Патриархата. Однако сложно прогнозировать, какой из братских Церквей Патриарх Кирилл отдаст предпочтение в этот раз. Можно предположить, что после посещения Москвы Патриархом Илией II оливковая ветвь мира будет передана Предстоятелю РПЦ для ответного визита, откладывать который больше не будет возможности, тем более что посещение Сербской Православной Церкви можно отложить до осенних торжеств.
Патриарх Кирилл, очевидно, уже выбрал для себя путь на развилке перед двумя Патриархатами. Оба направления опасны дипломатическими кочками и ямами, в которые легко угодить Предстоятелю Церкви, претендующей на гегемонию в православном мире, но при этом вынужденной согласовывать свои шаги с текущим моментом в межгосударственных отношениях.