Церковь следует в фарватере власти, представляя дело так, будто на самом деле именно она формирует повестку дня.
Фото ИТАР-ТАСС
Московский Патриархат воспользовался празднованием 400-летия окончания Смутного времени, чтобы заявить свою политическую оценку времени нынешнему. Накануне Дня народного единства в своей телепередаче «Слово пастыря» на Первом канале Патриарх Кирилл сравнил современных «модернизаторов» с польско-литовскими захватчиками XVII века, угрожавшими в Смутное время самому существованию российского государства и Православной Церкви. Как известно, тема модернизации связана со временем президентства Дмитрия Медведева, которого в последнее время подвергают критике в политических кругах. Получается, Церковь включилась в идущую в верхах войну разных политических кланов.
Свое выступление в телепередаче 3 ноября Патриарх начал с рассказа о событиях, в память о которых в 2004 году и был утвержден празднуемый 4 ноября День народного единства – освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков в 1612 году. По словам главы РПЦ, 400 лет назад «произошло избавление страны, народа нашего от погибели». «Что же произошло с нашим народом, что враг дошел до Москвы, не встречая практически никакого сопротивления, и вступил в Кремль?» – продолжил он. Причина катастрофы, считает Патриарх, была в предательстве верхов: «На русскую землю пришли польские войска, но кто их пригласил в Москву? Кто перед ними открыл этот путь? Те самые бояре, элита, которая считала, что возведение на московский престол королевича Владислава будет неким модернизационным проектом для России. Мол, новая власть – западноевропейская, образованная; армия гораздо сильнее московской, лучше вооруженная; европейский уровень образования, культуры, а вместе с ним – и западная трактовка христианства». «Все это воспринималось многими как путь к модернизации страны. Но лучшие люди в России понимали, что это будет... потеря суверенитета, исчезновение страны», – продолжил глава РПЦ, добавив, что, по его мнению, «все это очень перекликается и с нашим сегодняшним днем». В нынешней России, считает Патриарх, также «многим импонирует заимствование иных образцов общественного, политического развития, отказ от своей самобытности, от своей веры, которая для тех, кто предлагает этот отказ, представляется косной, консервативной, мешающей развиваться народу и государству». С подобными умонастроениями, считает он, необходимо бороться: «Сегодня мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, смуты в умах».
Удивительный момент – в длинном видеообращении, транслированном через федеральный телеканал главой РПЦ обществу накануне праздника одной из наиболее почитаемых икон Богоматери Казанской, и икона, и Богоматерь были упомянуты лишь однажды и мельком. Это была не проповедь духовного пастыря, а скорее декларация политика, выдержанная в выработанных в нулевые годы в политической элите России терминах: «суверенитет», «потеря независимости», «консерваторы» против «либералов»... Нашлось место и для «иностранных агентов». Таковыми были весьма недвусмысленно объявлены сторонники «модернизационного проекта», который, еще раз напомним, в годы своего президентства объявил главным лейтмотивом развития России Дмитрий Медведев.
Выпады против Дмитрия Медведева со стороны представителей РПЦ начались еще в последних числах октября. 29 октября на малоизвестном «Первом антикоррупционном СМИ» появилось интервью игумена Сергия (Рыбко), входящего в состав Межсоборного присутствия. В интервью Рыбко заявил: «Как к человеку и государственному деятелю я отношусь к Путину с достаточной симпатией. А вот к Медведеву нет уважения, он какой-то чуждый мне человек». В своем интервью игумен резко прошелся и по либеральной оппозиции – участников протестов на Болотной он назвал «врагами народа». Днем позже игумен раскрыл свою мысль СМИ более полно: «Что касается «болотной» оппозиции, то их правильнее будет назвать врагами России. Сейчас та деятельность, которую ведет эта оппозиция, она просто ослабляет государство. В результате мы можем потерять вообще все». Видимо, кажущаяся близость Медведева к либералам и обусловила его неприятие игуменом. В Московским Патриархате выпад Рыбко против премьер-министра сначала не комментировали вообще, а потом устами заместителя главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерея Георгия Рощина назвали «частной позицией» Рыбко, каковая не нуждается в осуждении. Мол, у нас свободная страна – кто что хочет, тот то и говорит... Видимо, это был пробный шар, призванный проверить реакцию общества и СМИ, так как спустя всего несколько дней в том же ключе, хотя и не так прямолинейно, высказался Патриарх Кирилл.
Примечательно, что, собственно, в годы президентства Дмитрия Медведева Патриарх отзывался о предложенном главой государства «модернизационном проекте» совсем иначе. «Наша Церковь приветствует озабоченность проблемой модернизации страны, которая была так ясно выражена президентом», – сказал Патриарх, выступая 29 декабря 2009 года в Российской академии государственной службы, добавив, что «без модернизации у России нет исторического будущего». «Я с глубочайшим уважением отношусь к усилиям нашего государства по модернизации страны», – говорил он и позже, например, 25 июня 2011 года в Смоленске. 29 ноября 2010 года глава РПЦ направил приветственное письмо участникам проходившего в Брюсселе форума «Европейский союз и Россия: человеческий фактор «Партнерства для модернизации», где заявил, что «современные преобразования в России и европейское строительство являются уникальными проектами, для успешного осуществления которых необходимо творческое взаимодействие и сотрудничество жителей нашего континента». Сейчас же модернизация и ориентация на Запад стали в устах Патриарха синонимом предательства. А в ряде выступлений на прошедшем 28–31 октября в храме Христа Спасителя в Москве фестивале православных СМИ «Вера и слово» либеральная часть элит прямо обвинялась в развязывании «информационной войны» против РПЦ, а критики клерикализации именовались «антихристианами».
Любую попытку критиковать излишнее вмешательство Церкви в общественную жизнь в православной среде принято называть «информационной войной», причем ее ловко связывают с некими враждебными замыслами из-за рубежа против политического руководства России. Эта популярная в церковном сообществе мысль звучала и в связи с Днем народного единства, и на форуме «Вера и слово». Вслед за политической системой Церковь решила перейти в режим еще большей закрытости от журналистов. На форуме «Вера и слово» председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда заявил о том, что количество комментариев светским СМИ со стороны пресс-службы РПЦ надо еще снизить. «Мы очень часто сталкиваемся сегодня с тем, что нас почти ежедневно заставляют реагировать на какие-то внешние раздражители: то авария какая-то, то слухи какие-то комментировать», – пожаловался Легойда. По его мнению, комментировать что-то СМИ в принципе не нужно, ибо «такая позиция (реагирующая) – проигрышная, потому что ты всегда второй». Непонятно, правда, в чем представители РПЦ винят СМИ, которые пишут о связанных с РПЦ скандалах, если сами же отказывают журналистам в просьбах осветить события со своей точки зрения?.. Хотя поиск козней врагов – всегда более благодарная тема, нежели признание своего неумения оперативно давать информацию. Вместо этого Легойда напомнил о миссионерском характере церковных пресс-служб и призвал ширить направление этой работы в контактах со светскими СМИ. Об этом же 4 ноября в интервью ИТАР-ТАСС упомянул Патриарх Кирилл: «Очень важно, чтобы современные СМИ, желающие писать о Церкви... умели видеть в церковной жизни ее подлинное богатство и красоту, ее настоящий смысл, а не оперировать одними штампами и стереотипами». То есть писали о Церкви бы так, чтобы это нравилось в Чистом переулке.
По наблюдениям, Русская Православная Церковь копирует Большой стиль политической власти во всем – и в манере обращения с общественностью, и в следовании политическому поветрию. Однако при этом церковное начальство забегает вперед, поддерживая видимость того, что эта религиозная организация всегда находится в авангарде любых тенденций власти. В данном случае эти тенденции представляют собой пропагандистскую кампанию против «модернизации по западным лекалам» и связанную с ней борьбу элит.