0
2271
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

17.10.2012 00:00:00

Богоизбранные кандидатуры

Тэги: рпц, партии


рпц, партии На политических выборах священникам рекомендуют руководствоваться не личными предпочтениями, а интересами Церкви.
Фото РИА Новости

Священный Синод РПЦ, который прошел 4 октября в Москве, снова дал повод говорить о том, что священники готовы идти во власть. Церковные структуры вынуждены дать разъяснения, что суждения Синода по поводу участия клириков в политических выборах носят, наоборот, ограничительный характер. Архиереи в очередной раз напомнили, что участие духовенства в партиях и органах власти недопустимо, кроме специально оговоренных случаев. Однако на этот раз Синод прописал механизм «благословения на власть» в исключительных обстоятельствах.

Журналисты поспешили объявить о том, что Церковь разрешила священникам участвовать в политических выборах. Глава пресс-службы Патриарха Московского диакон Александр Волков выложил в соцсети возмущенную реплику о некорректных заголовках газет. Глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда написал на сайте своего журнала «Фома», что как преподаватель поставил бы таким журналистам двойку.

Надо сказать, что недостаточно понятливыми оказались не только журналисты. Актер и священник РПЦ Иван Охлобыстин поспешил заявить, что видит в решении Синода подтверждение права развивать свою экстравагантную политическую доктрину. Правда, затем он довольно быстро отыграл назад и даже вышел из рядов партии «Правое дело». Поспешил с выводами также блогер Кирилл Фролов, объявив сразу после оглашения постановления Синода, что теперь дан зеленый свет пропагандируемому им процессу «воцерковления политики». «Подтверждение Синодом права священнослужителей в исключительных случаях по благословению священноначалия избираться по мажоритарным округам и по партийным спискам – это очень важное решение, и оно касается именно тех государств, где есть угроза использования выборных органов власти против Церкви. На мой взгляд, это касается в первую очередь Украины, Прибалтики, Молдавии, – ликовал Фролов. – То есть это решение Синода в основном адресовано Русской Православной Церкви в ближнем зарубежье. В России же отношения Церкви и государства улучшаются». Удивительно, но в своих разъяснениях Легойда и другие официальные представители церковной канцелярии никак не вразумили и даже не упомянули околоцерковную дружину добровольцев-охранителей, а выговорили только журналистам.

Посмотрим, так ли уж преувеличен ажиотаж от оглашения синодального постановления, как об этом поспешили заверить представители церковного истеблишмента. Последние решения священноначалия не только дополняют предыдущие правила, но и придают им несколько иной смысл.

Прежде всего тема участия священников в работе органов власти в церковных документах со временем раскрывается все более полно. «Основы социальной концепции РПЦ» от 2000 года, многостраничный документ, описывали принципы взаимодействия духовенства с властью, которые зиждятся на фундаментальных основах православного вероучения. Реалии времени и места постсоветской современности там сведены к минимуму. Кроме того, из правила нет никаких исключений. Концепция однозначно говорит: «Существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это: а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров… Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления».

Однако в церковных документах последних двух лет появляется оговорка: в исключительных обстоятельствах от этого правила можно отступить. В специальном документе Архиерейского Собора 2011 года «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» формулировки приобретают более конкретный характер, привязывающий тему к реалиям сегодняшнего дня. «В данный исторический момент иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней (общегосударственные, региональные, местные)», – говорится в документе. К этому пункту следует примечание петитом: «Исключения из этого правила могут делаться только по соображениям крайней церковной необходимости». Комментируя соборное решение, Владимир Легойда тогда говорил, что речь идет не о России, но, возможно, об Украине, где, кроме Церкви Московского Патриархата, действуют еще две крупные альтернативные организации православного толка.

Теперь же появляется документ, который объясняет, какие политические обстоятельства могут считаться ситуацией «крайней церковной необходимости». Это ситуации, когда «нужно противостоять раскольническим или иноконфессиональным силам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью», читаем в журналах заседания Синода от 4 октября. Владимир Легойда поясняет на сайте «Фомы»: «Скажем, если в том или ином регионе (либо государстве) некая политическая сила объявит, что идет на выборы с целью в том числе бороться при помощи работы в местном заксобрании с православием и Русской Церковью (а именно это и было названо исключительным случаем на Архиерейском Соборе 2011 года), то тогда священник может подать рапорт в Синод и обосновать: почему, зачем и как он собирается противостоять этому посредством участия в работе заксобрания».

Возникает закономерный вопрос: почему именно сейчас потребовалось дать священникам подробные инструкции, как им действовать, если они считают, что настали опасные для Церкви времена? Дошло ли дело до опасности вхождения во власть прямых борцов с Московским Патриархатом?

Раньше указывали, что такая ситуация может сложиться прежде всего на территории Украины. Нынешние выборы в Верховную Раду, голосование на которых пройдет 28 октября, при сравнении с выборами в местные органы власти два года назад (см. «НГР» от 06.10.10) показывают резкое уменьшение числа священнослужителей разных церковных юрисдикций, участвующих в борьбе за депутатские мандаты. Еще два года назад число священников-кандидатов исчислялось десятками, епископы возглавляли региональные списки партий. На этих выборах в числе 5565 кандидатов, информация о которых размещена на сайте украинского Центризбиркома, указаны лишь три священнослужителя.

Протоиерей Киевского Патриархата Григорий Большаков, настоятель прихода Святых Петра и Павла в Киеве, уже дважды избирался депутатом Киевской городской Рады от Дарницкого района Киева (на выборах 2010 года – по списку националистической партии «Свобода»), а сейчас пытается пройти в Верховную Раду как самовыдвиженец в 212-м одномандатном округе в своем районе. Протоиерей Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Назар Кучерявый, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Черкассах, идущий на выборы 76-м номером в списке Украинской национальной ассамблеи (политическое крыло радикальной националистической организации УНА-УНСО) в Черкасской области, известен тем, что ранее не раз высказывался в духе украинского национализма. О протоиерее Киевского Патриархата Владимире Лешике, выдвинувшемся в депутаты в 124-м одномандатном округе в городе Сокаль Львовской области, мало что известно, кроме того, что он является настоятелем храма Николая Чудотворца в Киеве, хотя избираться предпочел в родной Львовской области.

Украинские журналисты нашли еще одного кандидата, хотя и не указавшего в документах свой священнический сан, но имеющего его. Это идущий на выборы в 104-м одномандатном округе в Луганске от Партии регионов Владимир Гончаров. Местный бизнесмен, в сентябре 2011 года он неожиданно для горожан оказался участником литургии, которую совершал посетивший Луганск Патриарх Кирилл, причем Гончаров был в священническом облачении. Как сообщила тогда местная епархия Московского Патриархата, бизнесмен в 2010 году был посвящен в священнический сан и служит по воскресеньям в Александровском храме Луганска.

На местах духовенство активно участвует в агитации за кандидатов, чаще всего – за спонсоров своих приходов и епархий. В украинских СМИ за последние месяцы приводится немало подобных случаев. 26 июля в Кировограде в Свято-Владимирском храме УАПЦ в честь кандидата от партии «Батькивщина» Андрея Табалова был совершен молебен «на доброе дело» по поводу его выдвижения в депутаты по одномандатному мажоритарному округу № 99. 24 августа в Богоявленском соборе города Острог Ровенской области после литургии архиепископ Ровенский Московского Патриархата Варфоломей (Ващук) предоставил слово заместителю председателя облгосадминистрации Анатолию Юхименко, который поздравил верующих, а затем архиерей поблагодарил чиновника за помощь в восстановлении храмов и проложении дороги к мужскому монастырю.

После этого архиепископ напомнил собравшимся, что Юхименко идет на выборы, и заявил, что «нам нужны такие люди, которые заботятся и о нашем государстве, и о нашей Церкви». 28 августа в селе Беловоды Роменского района при открытии ремонтировавшегося храма епископ Сумский Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) Евлогий (Гутченко) после литургии призвал прихожан поддержать на выборах бизнесмена Александра Саенко, идущего на выборы от Партии регионов по 161-му одномандатному округу, заявив, что «такие кандидаты нужны во власти». Самый громкий, пожалуй, скандал с предвыборной агитацией произошел в Киеве. «В воскресенье, 7 октября, на территории прихода парафии княгини Ольги, который находится на улице Вербицкого в Киеве, церковнослужители по окончании утренней службы вручали прихожанам агитационные материалы с призывом голосовать на будущих выборах в Верховную Раду за Юрия Полуектова, который идет на выборы по мажоритарному округу № 216 в Дарницком районе», – сообщает «Украинская правда», опубликовавшая фото этих агитационных материалов. На них настоятель храма протоиерей УПЦ МП Всеволод Рибчинский в священническом облачении и с крестом в руках стоит рядом с кандидатом, а на обороте напечатана программа Полуектова.

Подобного накала страстей во время прошедших 14 октября местных выборов в ряде регионов России не зафиксировано. Разве что в Химках тогда еще и.о. мэра и кандидат на выборах Олег Шахов 18 сентября посетил собрание местного благочиния РПЦ. Как сообщается на сайте himkiblag.ru, «Шахов ознакомился с деятельностью благочиния и получил благословение от отца Владимира (игумен Владимир (Денисов), благочинный Химкинского и Красногорского округов. – «НГР»): «Помогай Господь вам в вашей очень важной и полезной деятельности на благо нашего городского округа». На видео на сайте himkiblag.ru видно, что благословение Шахову дано уже перед городским храмом.

Мониторинг последних избирательных кампаний в Украине и России показывает, что именно сейчас опасность проникновения враждебных «иноконфессиональных и раскольнических сил» в избираемые органы власти меньше, чем даже в предыдущие годы. Зато наблюдается политическая и общественная активизация православного сообщества. Иногда эта активизация принимает достаточно радикальный характер (подробнее об этом на стр. 4).

Складывается впечатление, что Церковь сама готовит возможность наступления на органы власти, чтобы отстаивать свои интересы против тех, кто критикует ее в неполитической, общественной сфере: в блогах, на выставках современного искусства, различного рода форумах и – в меньшей степени – на митингах оппозиции. Инструкция Синода предполагает инициативу отдельных клириков. Ну так не проходит и месяца, чтобы представители духовенства не выдвигали тех или иных общественных инициатив.

Также не противоречит этой тенденции усугубление запрета на сотрудничество священников с политическими партиями. Мы знаем, что далеко не последние политики в нашей стране занимают ведущие посты, не являясь членами партии. Более того, даже управляют ведущими партиями, формально не вступая в их ряды. Для духовенства здесь маневр еще более широкий: партийцев можно окормлять и наставлять, даже не переступая порога партийных офисов.

Церковь остается принципиальной и твердой в одном пункте. Она сохраняет за собой полный контроль над клириком, который решит избираться в орган власти. Эта позиция противоречит принципам демократии, когда любой гражданин имеет право по своей воле избирать и быть избранным, невзирая на профессию. Церковь не дозволяет клирику персональную политическую деятельность. Условие его хождения во власть – защита своей религиозной корпорации, а механизм лояльности – благословение Патриарха или Синода и отзыв благословения, если избранник от Церкви решит своевольничать.

Когда избранный на государственную должность клирик лишается благословения священноначалия, он обязан оставить этот пост. Получается, что внутренние церковные правила вторгаются в ту сферу, которую должно регулировать законодательство о выборах и госслужбе. С другой стороны, формально не являясь участником политического процесса, Церковь в данном случае выступает как организация, делегирующая своего представителя во власть. То есть, по сути, замещает собой политическую организацию. В таком случае сотрудничество священников с партиями становится не только излишним, но и вредным для РПЦ в смысле конкуренции политических интересов.

Можно сделать осторожное предположение, что Московский Патриархат все больше задействован в политическом процессе. Не случайно в Церкви совсем недавно объявили, что против русского православия идет «информационная война». Вот РПЦ и готовится к обороне. Да, пока только идет работа с документами. Однако может сложиться ситуация, когда Церкви будет недостаточно имеющейся поддержки со стороны действующих политических сил и она сама ринется в бой с открытым забралом.

На этом пути РПЦ ожидает двойной риск, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. «Во-первых, те кандидаты, которые будут проходимы, то есть станут поддерживать общий курс Церкви, а значит, и общий курс власти, партии «Единая Россия», не будут так популярны, они могут и проиграть, – поясняет политолог. – Слияние Церкви и власти, участие Церкви в политических играх ей ни к чему. Во-вторых, представьте себе священника, который идет на выборы, но при этом имеет отличную от официальной позицию. И он вдруг выигрывает. Я думаю, решение это вполне понятное – поддержать власть и своих, но даже если в утопическом отношении это может принести какой-то успех, то в стратегическом Церковь на этом только потеряет», – подытоживает Малашенко.

Президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сомневается, что священники пойдут в политику, но если это произойдет, то отношение к этим отдельным фигурам будет переноситься на Церковь в еще большей степени, чем ныне. «Сейчас, когда выступает священнослужитель с какими-нибудь резкими словами, формулировками, критикуя или, наоборот, поддерживая тех или иных политиков, это часто воспринимается как позиция РПЦ, – развивает свою мысль эксперт. – РПЦ приводит аргумент, что есть разные священники, разные мнения и политические взгляды, что официальную позицию РПЦ регулирует Синод, Архиерейский или Поместный Соборы, а высказывания священнослужителей – это их частная точка зрения». Теперь же прописаны процедуры и священник должен получить согласие церковного руководства на свое участие в избирательной кампании. Получается, если церковное руководство соглашается на ту или иную кандидатуру, то выдвинутый на выборы священник выступает от имени всей Церкви, напоминает Макаркин. Такая конкретизация политических взглядов, общих для всей Церкви, нанесет урон имиджу РПЦ как общественному арбитру, стоящему над политикой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
636
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
2655
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
1533
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
688

Другие новости