Большинство родителей выбрали самый бесконфликтный модуль ОРКСЭ.
Фото РИА Новости
Четвероклассники по всей России 1 сентября начали изучать новый обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». По данным Министерства образования и науки РФ, выбор модулей ОРКСЭ по стране распределился следующим образом: 42,7% четвероклассников будут изучать «Основы светской этики», 31,7% – «Основы православной культуры», 21,2% – «Основы мировых религиозных культур», 4% – «Основы исламской культуры», 0,4% – «Основы буддийской культуры» и 0,1% – «Основы иудейской культуры». Статистику выбора модулей по регионам Минобрнауки пока не представило.
По данным Департамента образования Москвы, в столице большинство четвероклассников – 47% – будут изучать курс «Основы светской этики». 27% и 23% родителей школьников остановили свой выбор на курсах «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры» соответственно. Схожая картина сложилась в северной столице. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, «Основы светской этики» будут изучать 52,61% четвероклассников, «Основы мировых религиозных культур» – 37,74% школьников, а «Основы православной культуры» – чуть более 9% учащихся.
Официальный сайт ОРКСЭ опубликовал доклады интернет-конференции «Актуальные вопросы введения курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения», которая проходила 5–7 сентября с.г. Так, по данным президента Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуарда Никитина, в пользу светской этики сделали свой выбор родители Южного (74%), Уральского (73%) и Северо-Западного федеральных округов (62%). Кроме того, 83% школьников Чукотского автономного округа также будут изучать этот модуль. Такие цифры приводит начальник отдела государственной политики и развития образования Управления государственной политики и надзора в сфере образования Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского АО Игорь Пуртов. В Республике Хакасия, как сообщает советник отдела развития образования Министерства образования и науки республики Евгения Медведкина, 42% четвероклассников также будут изучать светскую этику, хотя «Основы православной культуры» в этом регионе выбрали 30% учащихся. Почти 60% родителей (58,9%) Ямало-Ненецкого АО также выбрали светскую этику. Об этом сообщила методист Департамента образования администрации муниципального образования Ямальского района Ирина Садовская.
В Республике Бурятия 56% школьников будут изучать «Основы светской этики». По словам заместителя министра образования республики Александра Бочева, «такой выбор родителей и учащихся… был ожидаем». «Для населения Бурятии характерно многобожие, когда люди при необходимости идут и в церковь, и в дацан, и к шаману, невзирая на название конфессии», – отметил чиновник в своем докладе. По его данным, 29,2% родителей выбрали ОПК и лишь 8,33% – «Основы буддийской культуры».
«Основы православной культуры», по данным Эдуарда Никитина, выбрали преимущественно в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Так, в Приморском крае этот модуль будут изучать 62% четвероклассников. В одном Уссурийске еще в апреле с.г. 100% родителей выбрали «Основы православной культуры».
Между тем «ОПК» решили изучать больше половины школьников Псковского региона (Северо-Западный ФО). По данным заведующей кафедрой методологии постдипломного педагогического образования ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» Натальи Федотовой, 60% четвероклассников выбрали изучение православной культуры и лишь 32% – светскую этику.
Интересные и неоднозначные данные пришли из национальных республик. Не вызывало сомнений, что в Северо-Кавказском федеральном округе выбор родителей и их детей будет сделан в пользу «Основ исламской культуры». По данным Никитина, изучать этот модуль будут 99,9% четвероклассников Ингушетии и 100% школьников Чечни. Кроме того, преподавать этот модуль в Чеченской Республике будут представители духовенства. Их примут на работу в школы в качестве завучей по воспитательной работе. Однако на днях министр образования РФ Дмитрий Ливанов заявил, что ОРКСЭ – «это светский курс, его должны преподавать учителя, которые не являются священнослужителями». А вот в Татарстане, который относится к так называемым мусульманским регионам, большинство родителей выбрали «Основы мировых религиозных культур». По сообщению Минобрнауки республики, 61,3% четвероклассников будут изучать этот модуль, остальные – 38,7% – остановили свой выбор на «Основах светской этики». Буддийский модуль вырвался вперед только в одной республике. Еще в июле с.г. стало известно, что в Туве более 70% родителей будущих четвероклассников выбрали для своих детей «Основы буддийской культуры».
В комментарии «НГР» заведующий сектором ОПК Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Герман Демидов выразил обеспокоенность ситуацией, сложившейся в ряде регионов, из показателей которых складывается общероссийский процент выбора модуля «Основы православной культуры». По словам Демидова, «показатели по Москве (ОПК 23,4%) могли бы быть значительно выше, если бы выбор того или иного модуля был бы более информированным и самостоятельным». Так, в Московской области «Основы православной культуры» выбрали 34,8% родителей четвероклассников. Еще более сложная для РПЦ ситуация, как отмечает Демидов, сложилась в Санкт-Петербурге, где «ОПК», по его данным, будут изучать 9,3% школьников, в то время как в Ленинградской области этот модуль выбрали 57,6% четвероклассников «при том, что этноконфессиональный состав населения этих административных единиц примерно одинаковый». Собеседник «НГР» также привел в качестве примера ситуацию в Республике Тыва, где «количество школьников, выбравших модуль «ОПК», уменьшилось с 29,6% (май 2012 г.) до 5% (апрель 2012 г.)». «В Самарской области тот же процент снизился с 30,7% (май 2012 г.) до 18,9% (август 2012 г.)», - отметил Демидов. По его словам, «такие изменения не могут не беспокоить Церковь, тем более что показатели отдельных регионов формируют общее процентное соотношение выбора модулей ОРКСЭ».
Как уже было сказано, в республике Татарстан и Чукотском АО, по данным Минобрнауки РФ на 1 августа с.г., «Основы православной культуры» вообще проигнорировали. «Складывается впечатление, что отсутствие выбора православной культуры, а также других конфессиональных модулей в данных регионах связано исключительно с «административным фактором», то есть с решением региональных управлений образования об упрощении процедуры выбора за счет выбора только модулей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур», – отмечает Демидов. По его мнению, в Татарстане, где проживает большое количество православных христиан и духовенства, а также много последователей ислама, «крайне сложно найти иную, кроме «административной», причину 0% по всем четырем конфессиональным модулям». Демидов напомнил, что подобная ситуация имела место в Пензе в 2009 году, однако «совместными усилиями руководства Пензенской области, органов управления образованием, руководства Пензенской епархии и Синодального отдела Русской Православной Церкви она была исправлена».
Демидов отметил, что «это только начало процесса демократизации нашей школы, в том числе в вопросах выбора модулей ОРКСЭ, и его успешность зависит от множества факторов».
Выбор школьников и их родителей также прокомментировала «НГР» заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Марианна Шахнович: «Мне кажется, что эти показатели очень интересны и для общественности, и для Министерства образования. Если мы рассматриваем этот курс как средство социального сплочения, как средство для того, чтобы дети узнали о многонациональной и многоконфессиональной культуре России, то мы можем оценивать эти результаты одним образом. Если мы этот курс рассматриваем как пропедевтику религиозного воспитания, то оценки будут другие. Главное понимать, какие цели этот курс имеет и соответствуют ли заявленные цели реальному воплощению.
Если суммировать проценты двух так называемых светских курсов – «Основ светской этики» и «Основ мировых религиозных культур», то мы получим 63,9% – этот показатель, на мой взгляд, отражает отношение родителей в стране к введению этого курса. И не нужно думать, что это выбор только неверующих семей. В этом смысле очень интересно сравнить показатели по Татарстану и по Кавказу. В Татарстане большинство выбрало «Основы мировых религиозных культур». И есть регионы Кавказа, где выбирается только ислам. Это сопоставление заставляет задуматься не только об отношении населения, но и об образовательной политике. Если мы сохраняем шесть модулей, а в школах выбирают из них только один или в лучшем случае два, то во все модули надо вводить сведения о других религиях. Если жители одних регионов будут изучать только ислам, а жители других – только основы православной культуры, то социальному сплочению это способствовать не будет. Еще в прошлом учебном году Общественный совет при Министерстве образования обратил внимание на региональную специфику выбора «конфессиональных» модулей. Экспертами было высказано опасение, что так как в отдельных областях или даже регионах в школах будут изучать только одну религию, скажем, ислам или православие, то учащиеся не получат достаточных знаний о многоконфессиональности российского государства. В результате одна из важнейших задач курса – развитие у школьников представлений о нравственных ценностях, лежащих в основе религиозных и светских традиций многонациональной культуры России – не будет выполнена. Совет выступил с предложением внести изменения в программы модулей и увеличить внутри годового курса количество уроков на темы, посвященные религиозному многообразию в России. Эта позиция нашла поддержку и на заседании Коллегии Министерства образования и науки, которая в марте с.г. приняла решение о необходимости корректировки модулей, то есть о дополнении каждого из них сведениями по основам других религиозных культур. Однако пока такая доработка модулей остается лишь благим пожеланием».