В минувшее воскресенье перед зданием суда в Казани прошел пикет против задержания подозреваемых в убийстве Валиуллы Якупова. На акции была замечена символика сепаратистов и запрещенных исламистских движений.
Фото с сайта www.azatliq.org
Убийство начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ РТ) Валиуллы Якупова и попытка взорвать в собственном автомобиле муфтия Ильдуса Файзова будоражат общественность республики, разделив ее на сторонников и противников «ваххабитской» версии терактов. Напомним, что следствие связало атаки на лидеров татарстанского муфтията с их профессиональной деятельностью, выдвинув две основные версии произошедшего – борьбу Ильдуса Файзова с радикальными исламистами в Татарстане и его столкновения с представителями коммерческих структур, которых муфтий лишил больших денег. Однако сейчас, спустя почти две недели со дня казанских терактов 19 июля, история с нападением на лидеров татарстанского муфтията получила совершенно неожиданное развитие.
27 июля муфтий Ильдус Файзов неожиданно оказался не у дел. Его отстранили в связи с состоянием здоровья (после покушения у главы ДУМ РТ повреждена нога). Сейчас функции и.о. муфтия выполняет первый заместитель Ильдуса Файзова – Абдулла Адыгамов. Эксперты, разделяющие «ваххабитскую» версию терактов 19 июля, называют Адыгамова откровенно слабым управленцем, специально поставленным республиканскими властями для того, чтобы объявить о прекращении войны с радикальными исламистами, которую муфтият, а вместе с ним и Казанский кремль, похоже, проиграли. Противники «ваххабитской» теории говорят, что отстранение муфтия вызвано совсем иными причинами. Сейчас по Казани поползли слухи о том, что между покойным Валиуллой Якуповым и Ильдусом Файзовым шла нешуточная борьба за лидерство в умме – мусульманской общине Татарстана. Конфликт был настолько серьезен, что решить его могло только устранение одного из претендентов на пост главы Духовного управления мусульман Татарстана.
Напомним, что Валиуллу Якупова застрелили в подъезде собственного дома на улице Заря. Истекающий кровью имам, в которого попали четыре пули из шести, выпущенных убийцей, сумел лишь дойти до своей машины, где и умер. Примерно через полчаса после убийства Якупова на перекрестке улиц Мусина и Четаева взорван джип Toyota Land Cruiser, за рулем которого находился Ильдус Файзов. По словам муфтия, он успел выскочить из машины буквально за секунду до взрыва. С травмой ноги Файзова отправили вначале в 15-ю горбольницу, а оттуда – в Республиканскую клиническую больницу, где ему была сделана операция. Правоохранительные органы Татарстана сразу заявили, что причиной нападения на духовных лидеров стала их профессиональная деятельность.
С момента своего прихода к власти в Духовном управлении мусульман весной 2011 года муфтий Ильдус Файзов действительно объявил войну представителям радикальных исламских течений, в первую очередь салафитам, которые распространились в Татарстане при бывшем муфтии Гусмане Исхакове. Файзову удалось очистить от радикалов аппарат ДУМ РТ, однако головной болью муфтия остались десятки так называемых частных приходов и медресе, неподконтрольных муфтияту. Центрами сопротивления деваххабизации стали города татарского Закамья Нижнекамск и Альметьевск, где весной 2011 года бывший альметьевский мухтасиб (духовный глава) Наиль Сахибзянов, лишившийся своего поста после прихода к власти Ильдуса Файзова, попытался создать свой альтернативный муфтият, объединив 32 районных мусульманских прихода. В планах Сахибзянова, по информации экспертов, был выход из состава ДУМ РТ и вступление в Совет муфтиев России. Новоизбранный мухтасиб успел даже провести собственный, альтернативный официальному съезд имамов, на котором его избрали духовным лидером района. Однако светские власти Альметьевска сорвали попытку создания альтернативного муфтията, заявив о том, что прошедший съезд имамов нелегитимен.
В Нижнекамске салафиты долгое время действовали под крышей Центральной соборной мечети города и медресе «Рисаля». Осенью 2011 года Ильдус Файзов сменил руководство медресе, назначив туда нового ректора Рафика Исламгалиева, которого ученики медресе, не говоря о духовном руководстве мечети, восприняли в штыки. По информации эмиссара муфтия, собравшего довольно внушительный материал о жизни мусульманской общины Нижнекамска, до осени 2011 года в городе параллельно официальному медресе «Рисаля» функционировало так называемое «вечернее» медресе, в котором обучались почти 200 человек (для сравнения: в официальном медресе на сентябрь 2011 года учились всего 54 человека). Эти люди были чем-то вроде группы поддержки руководства соборной мечети, которую возглавлял Юсуф Давлетшин, принявший свой пост от уехавшего в 2005 году в Казань Рамиля Юнусова (бывший имам-хатыб соборной мечети Татарстана «Кул Шариф», бежавший после нынешних событий в Лондон). Например, когда в 2007 году совет нижнекамской мечети постановил снять Юсуфа Давлетшина со своего поста, тот – цитирую письменные свидетельства Рафика Исламгалиева – «сразу же обратился к преподавателям «вечернего» медресе за помощью. Те срочно организовали общее собрание прихожан и сместили неугодную Юсуфу старую Шуру (совет. – «НГР») и тут же избрали новую, управляемую… которая подтвердила полномочия Юсуфа Давлетшина». Преподаватели, среди которых, по свидетельству Рафика Исламгалиева, были люди, прошедшие обучение в лагере «Кавказ», и выходцы из рядов одной из криминальных бригад Нижнекамска «машовские», пропагандировали среди учащихся идеи средневекового богослова Ибн Таймийи, идущие вразрез с традиционным для татар исламом ханафитского мазхаба. Когда Рафик Исламгалиев принял руководство медресе «Рисаля» и ввел новую учебную программу, включающую преподавание традиционного для татарских мусульман-ханафитов вероучения Ашария Матурдия, студенты стали в спешном порядке покидать медресе и уезжать из Нижнекамска. Впоследствии Рафик Исламгалиев на собственном опыте испытал, что такое сопротивление объявленной Ильдусом Файзовым деваххабизации. Его подчиненные саботировали работу медресе, выставляли пикеты и даже не пускали нового ректора на службу.
В Казани представители радикальных исламских течений собрались под крышами так называемых частных мечетей (офисное помещение, переделанное под молельную комнату, или коттедж, превращенный в мечеть), разбросанных по всей Казани. Эксперты называют более десятка казанских приходов, неподконтрольных муфтияту, где пропагандируется нетрадиционный ислам. Однако поистине взрывоопасным, причем в буквальном смысле этого слова, анклавом религиозных экстремистов стали отнюдь не частные казанские приходы, а райцентр Высокая Гора, расположенный всего в 20 километрах от города. Здесь до недавнего времени активную проповедническую работу вел 41-летний Айрат Шакиров, называющий себя «шейх Умар» (в настоящее время арестован по подозрению в причастности к покушению на муфтия Ильдуса Файзова). Самопровозглашенный шейх создал в районе собственный джамаат (общину), в который входили примерно 20 крепких ребят и еще 50 сочувствующих. Прокуратура Татарстана неоднократно выносила «шейху Умару» предупреждения за распространение запрещенной в России книги Мухаммада Али Аль-Хашими «Личность мусульманина», а также за проповедническую деятельность, которую тот вел в казанских мечетях «Ихлас», «Рамазан», в мусульманском доме «Жемчужина веры» (офисное помещение, переоборудованное под молельный зал) и в мечети Высокой Горы. В ходе своих лекций-проповедей, как ясно из прокурорских предостережений, «шейх Умар» противопоставлял салафитов приверженцам традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и рассуждал о джихаде.
Впервые со своими противниками муфтий Ильдус Файзов столкнулся в апреле с.г. после того, как предпринял попытку убрать со своего поста уже упоминавшегося Рамиля Юнусова. В ответ сотни сторонников уже бывшего имам-хатыба мечети «Кул Шариф» потребовали от муфтия вернуть статус-кво. В ситуацию вмешались чиновники администрации президента Татарстана, при посредничестве которых конфликт был улажен.
Муфтий был вынужден восстановить Рамиля Юнусова на своем посту, а его сторонники с подачи имама казанской мечети «Нурулла» Габдуллы Галиуллина тогда впервые публично потребовали отставки Ильдуса Файзова. Таким образом, версия противостояния муфтия со своими тайными и явными противниками среди радикально настроенных религиозных лидеров как одна из причин нападения на Ильдуса Файзова и убийства Валиуллы Якупова выглядит убедительной.
Еще одно обстоятельство служит в пользу этой версии. В день теракта – 19 июля – в Интернете появилось видеообращение «амира моджахедов Татарстана» по имени Мухаммед. На видео «амир» находится в лесу в окружении шести вооруженных автоматами сторонников с закрытыми масками лицами. Как заметили татарстанские эксперты, «амир» Мухаммед имеет мишарский акцент речи, что указывает на то, что речь идет о местных ваххабитах татарского происхождения.
Впрочем, сейчас «ваххабитский» след терактов 19 июля постепенно заметается. В последние дни прошли два пикета, участники которых требовали «прекратить преследование мусульман».
Участники воскресного пикета настроены решительно. Фото с сайта www.azatliq.org |
Как бы то ни было, версию о мести ваххабитов вытесняет другая, связанная со спорами муфтията с коммерческими структурами, в частности – компанией «Идель-Хадж». Один из крупнейших российских хадж-операторов, чьи интересы сосредоточены не только в Татарстане, но и далеко за его пределами, это был при Гусмане Исхакове монополист, безраздельно распоряжавшийся квотами на отправку татарских мусульман в хадж. До прихода к власти Ильдуса Файзова ДУМ РТ принадлежал 51% акций компании «Идель-Хадж». Но с уходом Исхакова со своего поста эта доля сократилась до 20%. В нынешнем году муфтият образовал фирму «Татарский деловой мир», более известную как «ДУМ РТ Хадж», прекратившую доминирование «Идель-Хадж». Как стало известно «НГР» от одного из помощников Ильдуса Файзова, за несколько дней до терактов представители ДУМ РТ вели переговоры с компанией «Идель-Хадж», которой было предложено стать агентом, собирающим заявки от татарстанских паломников. Однако представители компании отказались. Источники «НГР», близкие к руководству татарстанского муфтията, сообщили, что представители «Идель-Хаджа» занимались пропагандой салафизма среди татарстанских паломников и позволяли делать то же своим партнерам из Саудовской Аравии (отметим, что салафизм является официальной религиозной доктриной королевства), забирая в обмен часть паломнических денег себе. Получается, что Ильдус Файзов просто перекрыл денежный поток для бизнесменов из «Идель-Хаджа». Может ли это быть мотивом для устранения лидеров татарстанского муфтията? Вполне. Напомним, что в настоящий момент председатель совета директоров компании «Идель-Хадж» Рустем Гатауллин также находится под арестом по подозрению в причастности к терактам 19 июля. Верховный суд Татарстана вчера постановил, что он останется под стражей до 20 сентября.
Тем не менее в деле о нападении на лидеров уммы Татарстана по-прежнему остается множество вопросов. Почему, например, убийца Валиуллы Якупова не «убрал» потенциального свидетеля? По информации казанского издания KazanWeek, киллера заприметил нищий, живший в подвале дома и давший впоследствии правоохранительным органам его словесный портрет. Почему, по информации того же издания, в машине Ильдуса Файзова оказалась не настоящая бомба, а обычная «зажигалка», которая не могла причинить обитателю джипа существенного вреда? Почему нападения на лидеров ДУМ РТ были совершены за день до начала масштабных антитеррористических учений, объявленных в Татарстане? Полагаю, что эти вопросы так и останутся предметом дискуссий между сторонниками и противниками «ваххабитской» версии терактов 19 июля. Для многих в республике важно одно: Ильдус Файзов действительно противостоял могущественному заговору, имевшему своей целью взять под контроль интересы крупнейшей уммы Поволжья. Причем совершенно неважно, как называть тех, кто стоял за этим заговором, – ваххабитами или бизнесменами: в Татарстане весьма сложно разделить интересы бизнеса и религии, когда речь идет о делах духовных.