На последних митингах оппозиции все чаще стали появляться антицерковные лозунги.
Фото Reuters
Бывший глава Патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский назвал свою новую книжку «Весеннее антихристианское обострение». Не успела книжка поступить в продажу, как самому Вигилянскому пришлось вступить в дискуссию все по той же теме околоцерковных конфликтов в СМИ.
Как ни бросок заголовок, но он не совсем верно отражает действительность. То, что происходит в российском обществе вокруг темы РПЦ, не просто сезонная вспышка чьего-то воспаленного сознания. Наступившее лето не принесло успокоения. Пылают страсти по поводу уже идущих конфликтов, и появляются все новые точки напряжения.
Растет недовольство тем, что предполагаемые участницы Pussy Riot слишком долго находятся в СИЗО. Пока они сидят за решеткой, поменялся глава следственной группы, адвокатов то торопят с ознакомлением материалов дела, то продлевают предварительное заключение обвиняемым. Деятели культуры направляют в Верховный суд и Мосгорсуд послание с просьбой выпустить девушек на свободу. Другие деятели культуры, в том числе Никита Михалков, призывают подписантов не лезть в политику. Ранее православные верующие направляли петиции Патриарху Кириллу, но глава РПЦ на те послания не ответил, зато письмо творческой интеллигенции, обращенное не к Церкви, а к судам, косвенно прокомментировал нынешний глава пресс-службы диакон Александр Волков. Он заявил, что Патриарх не может влиять на суд, надо дождаться окончания следствия.
В понедельник глава РПЦ в Успенском соборе Московского Кремля произнес проповедь о необходимости прощать врагов, в которой можно было бы услышать намек на сегодняшний день, хотя Патриарх Кирилл обращается к истории Церкви периода Смутного времени и говорит о заточении Патриарха Иова, а не о нынешних узницах. «Сколько сил уходит у людей на то, чтобы отомстить за обиду, за оскорбления, за интриги! – сказал глава РПЦ. – Иногда огромные силы, а подчас и вся жизнь уходит, чтобы только отомстить... Никакая человеческая месть не может покарать так, как карают Божие правосудие и гнев Божий». При этом Патриарх Кирилл уточнил: «Христианин не должен быть источником раздора, однако это не значит, что во имя мира верующий человек должен отказываться от своих принципов, от того, что для него свято, что является непререкаемой истиной».
Между тем в СМИ появились сообщения о возможном возобновлении тяжбы по квартире Патриарха в Доме на набережной. Экс-министр и священник Юрий Шевченко якобы собирается подать надзорную жалобу на решения Замоскворецкого райсуда и Мосгорсуда, в мае отказавших ему в исках к главе РПЦ. Это были встречные иски на выигранное родственницей Патриарха дело против Шевченко. Глава РПЦ не был признан по этим делам ни истцом, ни ответчиком. В том случае, если российские инстанции и на этот раз откажут, Шевченко вроде бы намерен обратиться в Страсбургский суд.
Не исключено, что экс-министр, выплативший жительнице квартиры в Доме на набережной 17 с лишним миллионов рублей, воодушевлен прецедентами последних дней. 28 июня Хамовнический райсуд Москвы признал в качестве ответчика «Патриаршее подворье храма Христа Спасителя» по иску Общества по защите прав потребителей. Московская Патриархия пыталась доказать, что за нарушения правил торговли на территории храмового комплекса должен отвечать Фонд храма Христа Спасителя. 10 июля ожидается рассмотрение иска по существу.
Перебранка на медиаполе и юридические состязания чередуются с петициями к государственной власти и международным инстанциям. Общественная организация «Архнадзор» 27 июня обратилась к руководству России и в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО с просьбой не допустить восстановления у стен Новодевичьего монастыря храма, разрушенного во время оккупации Москвы войсками Наполеона в 1812 году. Эта реконструкция должна стать одним из символов празднования 200-летия победы над Наполеоном. Роль организатора этих торжеств РПЦ взяла на себя. Кстати, в деяниях Pussy Riot Московский Патриархат усматривает глумление над памятью воинов 1812 года, в честь которых возведен храм Христа Спасителя. Задумано так или нет, но укол в то же самое больное место может иметь целью спровоцировать РПЦ или ее самозваных защитников из числа ярых православных активистов на новые резкие шаги.
Один из таких шагов – послание от православных активистов президенту Владимиру Путину. Это послание появилось сразу вслед за письмом деятелей культуры с призывом к милосердию к девушкам из Pussy Riot и может считаться «асимметричным ответом».
Президенту предлагают рассматривать вручение «Серебряной калоши» Патриарху Кириллу как покушение на государственную власть и конституционный строй и наказать учредителей пародийной премии.
В воскресенье верующие РПЦ провели в Москве очередное молитвенное стояние «в защиту поруганных святынь». Фото РИА Новости |
Обращение было обнародовано на фоне выступлений Патриарха Кирилла и ответственного за диалог Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, общий смысл которых сводится к тому, что удары по Церкви попадают в государство, потому что верующие граждане составляют большинство населения России, а Церковь – это «духовная скрепа» государства. Похоже, эта мысль занимает Патриарха все последнее время, потому что, даже поехав на выходные в Брянск, чтобы освятить там новый собор, он связал с памятью о Великой Отечественной войне рассуждения о сегодняшнем положении РПЦ. Рассказал о партизанах, которые боролись с врагом, «отвергая всякие пропагандистские соблазны, которые могут разрушить сознание человека, дезориентировать, подорвать его волю». «Мне бы очень хотелось, чтобы наш сегодняшний мемориальный митинг на этом святом месте помог, в первую очередь молодым людям, понять, что никакие соблазны, в том числе интеллектуальные, которые сегодня обрушиваются на сознание людей через средства массовой информации, через Интернет и многими другими способами, не должны разрушать силу духа и волю к национальной победе», – сказал глава РПЦ. Позже протоиерей Всеволод Чаплин тоже обратился к истории и назвал антицерковные гонения 1920–1930-х годов «нашим Холокостом», сравнивая с ними панк-молебен Pussy Riot. Как уже говорилось, в понедельник Патриарх Кирилл произнес проповедь в Успенском соборе Московского Кремля, посвященную первому Патриарху Московскому Иову. И снова исторические параллели: «Покуда хватало сил у Святейшего, он защищал законный государственный строй, пытался преодолеть разномыслия в светской элите, поддерживал пусть и не очень популярного, но законного царя Василия Шуйского, понимая, что наличие законной власти есть непременное условие мира, благополучия и стабильного развития общества».
Такая тактика Церкви на информационном поле не устраивает даже некоторых представителей нового поколения священнослужителей Московского Патриархата. Они обвиняют лиц, ответственных за информационную политику РПЦ, в том, что те «десакрализуют» Церковь и ее Предстоятеля, способствуя превращению околоцерковных конфликтов в один из основных факторов противостояния между властью и оппозицией. Этот процесс ведет к быстрой растрате того аванса доверия, который Церковь получила после десятилетий жертвенности и гонений.
Однако, судя по действиям официальных лиц Московского Патриархата, РПЦ давно уже понимает, что не может влиять на развитие событий. Церковную тему помимо желания самих верующих к месту и не к месту используют в своих целях различные политические группы и лидеры. Даже законодательные инициативы пытаются связать с церковным служением. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Агеев предложил уточнить недавно принятый закон об ужесточении наказания за нарушения на массовых акциях, с тем чтобы под его действие не могли подпадать крестные ходы. Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов заявил, что под действие предложенного «Единой Россией» законопроекта, ужесточающего требования к некоммерческим организациям, финансируемым из-за рубежа, может попасть РПЦ. «Согласно буквальному толкованию того, что написано в законопроекте, иностранным агентом станет любая организация, которая получает деньги от иностранных физических лиц. А вы представляете, сколько у Русской Православной Церкви верующих за рубежом – целые епархии. Все эти люди, приходя в храм, отдают деньги на Церковь и ее процветание. Таким образом, Русская Православная Церковь получает денежные средства от иностранных физических лиц», – сказал Федотов.
В поисках разрешения конфликтных ситуаций, которых становится все больше, Московский Патриархат апеллирует одновременно к власти и общественному мнению. Власть он просит силовым методом воздействовать на критиков, а перед обществом рисует себя в образе жертвы «либерального террора». В результате все большее число граждан вовлекается в этот конфликт, растет напряженность между сторонниками и противниками клерикализации. Тема РПЦ и ее места в обществе и государстве быстро становится одной из основных точек противостояния в нынешнем политическом разделении российского общества. Церковь, как щепку, затягивает в водоворот политической борьбы.