Власть и Церковь сошлись так близко, что теперь их мнения по социально значимым вопросам трудно разделить.
Фото Reuters
Выступая 16 июня на генсовете «Единой России», новый ее председатель и одновременно российский премьер Дмитрий Медведев сформулировал свое видение того, какой должна быть идеологическая платформа партии. «Нам нужно обязательно создать ситуацию, когда «Единая Россия» будет не только партией лидеров, хотя лидеры важны во всем мире, но чтобы наша партия ассоциировалась с набором ценностей, за которые всегда будут голосовать», – сказал Медведев. И пояснил, какой набор идеологем способен «работать на широкую массу людей»: «Это традиционные для нашего государства и общества ценности – с опорой на нравственность, с опорой на Церковь, но, принимая во внимание, естественно, существование у нас четырех основных конфессий».
Данное заявление следует рассматривать в ряду других высказываний Медведева по поводу стратегии «Единой России». «Если наша партия сейчас находится у власти, то, конечно, мы будем привлекать к управлению государством, к управлению крупными компаниями людей, которые симпатизируют нашим идеалам, а не наших противников», – сказал он 9 июня на встрече с партактивом в Казани. А в выступлении на генсовете 16 июня он добавил, что исключает появление «в ближайшие годы, если не десятилетия» в России ситуации, аналогичной американской, когда крупные партии регулярно сменяют друг друга у руля руководства страны. Таким образом, исходя из статуса «ЕдРа» как единственной правящей политической организации, предлагается безальтернативная идеологическая база для общественного развития России на ближайшие годы.
Российский премьер не уточнил, какие именно ценности он видит в основе идеологии партии. Мы можем только напомнить о том, что полтора года назад в Русской Православной Церкви заговорили о «базовом наборе нравственных ценностей», который может объединить всех россиян независимо от вероисповедания. Некоторые предложения в этом смысле сделал в феврале 2011 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. Кстати, это произошло на встрече Чаплина с депутатами Госдумы от «Единой России». Член президиума генсовета партии Ирина Яровая тогда сказала представителям Церкви: «Мы должны посмотреть на инициативу РПЦ с точки зрения наших традиций и культурной идентичности... Нужно выбрать тот свод ценностей, по которому нам необходимо договариваться».
Договориться на высшем уровне удалось, наверное, только сейчас. Корреспондент «НГР» поинтересовался у протоиерея Всеволода Чаплина, считает ли он, что в руководстве правящей партии воспользовались его предложениями. «Я рад, что наши власти услышали то, что всегда говорила Церковь, – ответил Чаплин. – Самое главное теперь – правильно сформулировать ценности». «Хочется надеяться, что власть, партии и общество в целом с участием нашей Церкви и других религиозных общин будут вести большой активный диалог о том, что суть настоящие ценности, а что – обманчивые», – добавил он, отказавшись прокомментировать, тот ли «набор» нравственных ценностей, который озвучивала ранее РПЦ, предлагает положить в основу партийной программы Медведев или нет. По поводу желания партии власти опираться на Церковь глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества сказал: «То, что партии проявляют к Церкви внимание – это правильно, для них было бы опрометчиво поступать иначе». «Можно только приветствовать появление в политике сил, декларирующих свою близость к христианским ценностям или общим ценностям, которые совпадают у традиционных религий... Хотелось бы, чтобы в рамках более крупных партий возникало стремление этим ценностям следовать», – отметил он, уточнив, что в любом случае «делать предпочтения одной партии перед другой Церковь не будет» и что РПЦ ведет диалог с самыми разными политическими силами.
В этом контексте нельзя не отметить активную в последние месяцы перекличку власти и Церкви на почве антилиберальной риторики. «Я никогда по своим убеждениям не был либералом. По своим убеждениям я человек с консервативными ценностями», – заявил Дмитрий Медведев на встрече с единороссами 27 апреля, еще только готовясь стать их лидером. Незадолго до этого, 22 апреля, у храма Христа Спасителя прошел патриарший молебен против наступления «агрессивного либерализма», якобы угрожающего Церкви. В те же весенние дни председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что он «либерализм воспринимает как религию – как «врата ада».
Церковное руководство с энтузиазмом восприняло антилиберальный поворот власти. 24 мая архиепископ Челябинский Феофан (Ашурков) сказал: «Нам не нужны всякие Болотные со своими болотами. Многие критикуют Патриарха за то, что он поддерживает нынешнюю власть. Церковь помогает руководству страны строить здоровое, сильное государство». В тот же день в одном из интервью протоиерей Чаплин высказался так: «Государство слишком либерально. Оно не может перегрызть пуповину, связывающую нынешнюю власть с 90-ми, которые являются антимиром.
Пока еще власть слишком часто оглядывается на штамм, принесенный оттуда, но это, надеюсь, скоро исправится. Не может власть не дышать одним воздухом с большинством своего народа. Я не имею в виду московскую тусовку, гламурную и прикольную, а имею в виду простых людей».
Позиция официальных лиц РПЦ созвучна риторике недавней президентской кампании Владимира Путина, символом которой в плане опоры на работяг, на простых людей в противовес гламурной московской тусовке стал завцехом Уралвагонзавода Игорь Холманских, назначенный полпредом президента. При этом у православного духовенства есть свой образ простого народа. В беседе с журналистом «НГР» протоиерей Чаплин подчеркнул: «Церковь – это народ, это большинство».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко охарактеризовал «НГР» прозвучавшее 16 июня заявления Медведева как тактический ход, по его мнению, очень спорный. «Это вызвано тем, что и Путину, и Медведеву, и всей власти в целом нужна какая-то дополнительная легитимность, поскольку их легитимность после выборов поставлена под сомнение, а Церковь и религии популярны среди населения, во всяком случае, РПЦ популярна куда больше, чем Госдума», – считает он. По мнению политолога, эти действия вряд ли можно охарактеризовать как клерикализацию власти, ведь «использовать лишний раз религию как инструмент – это для них совершенно естественно». «В этом и Церковь заинтересована, поскольку она думает, что с этого будет иметь какие-то дивиденды, в том числе материальные, доступ к СМИ и т.д.», – отмечает Малашенко. Налицо «единство церковного чиновничества и чиновничества светского». «Но в этой ситуации Церковь, популярная сейчас, разделит все те негативные черты, которые присущи действующей власти, – и Церковь будут отождествлять с коррупцией и т.д.», – предупреждает политолог.