0
3017
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

06.06.2012 00:00:00

В Украине разделяют предубеждение Европы против ислама

Тэги: украина, ислам


украина, ислам Муфтий Ахмед Тамим: «Наше духовное управление объединяет мусульман разных национальностей и даже разных традиций».
Фото автора

Ислам на территории Украины связан со многими, часто сложными страницами истории. Ведь зачастую именно с представителями народов, исповедующих мусульманскую веру, украинцы долгое время имели напряженные отношения. На сегодняшний день, по разным данным, от 0,6% до 4% жителей Украины исповедуют ислам. О том, как живется местным мусульманам, украинскому журналисту Анатолию ХЛИВНОМУ рассказал председатель Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ) муфтий Ахмед ТАМИМ.

– Господин Тамим, какой путь проделало мусульманское сообщество, чтобы добиться признания в независимой Украине?

– Во времена Советского Союза на территории Украины были зарегистрированы общины мусульман под эгидой Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. Но с обретением независимости Украиной для местных мусульман назрела необходимость зарегистрировать свое юридическое лицо. Им стало Духовное управление мусульман Украины – первая официально зарегистрированная в 1992 году мусульманская религиозная организация. Причем ДУМУ отличалось от всех остальных существующих даже в других странах СНГ и позже созданных на территории Украины подобных организаций тем, что объединило не только верующих разных национальностей, говорящих соответственно на разных языках, но и мусульман с разными культурными традициями, разными богословско-правовыми школами ислама.

– Кроме ДУМУ в Украине сосуществуют несколько исламских организаций. Почему умма разделена?

– С момента образования ДУМУ соблюдает следующие принципы: мы против политизации религии, против крайностей, экстремизма и за развитие конструктивного диалога со всеми общинами, обеспечиваем защиту мусульман от межнациональных трений. Это многим не нравилось. Некоторые поднимали национальный вопрос: а почему муфтий иностранец? (Шейх Ахмед Тамим – уроженец Ливана, гражданин Украины. – «НГР».) Другие говорили об отличиях в традициях, мол, у нас дома принято по-другому. Кто-то не мог отделить политику от ислама. Было немало представителей радикальных и экстремистских течений, с которыми мы никак не могли сотрудничать. В результате невежественные люди, желающие заработать на религии, просто люди, которые не смогли найти себя в новой жизни после распада СССР, стали предлагать свои услуги и свой опыт для создания различных религиозных объединений. Они начали регистрировать свои организации, особенно вначале, когда в уставы включали пункты, по которым можно зарабатывать деньги и не платить при этом налоги. Причем чтобы зарегистрировать организацию, достаточно 10 человек, и по закону не было такого условия, чтобы они были верующими мусульманами и чтобы в данной общине были духовно образованные люди, которые курируют этот вопрос. Конечно, ислам не запрещает на какой-то территории иметь несколько духовных управлений, несколько муфтиев. Поэтому, если кто-то, например, говорит: я татарин и хочу работать только с татарами или быть в организации, проповедующей только какую-то конкретную традицию, мы не можем сказать, что это в корне неверно. Главное, чтобы у нас были одни и те же принципы.

– С какими зарубежными исламскими центрами ДУМУ сотрудничает в плане обучения духовенства?

– Мы изучали опыт разных духовных управлений, в частности, то, где они обучают свое духовенство, и пришли к выводу, что обучение должно происходить на территории, где предстоит работать имамам. Поэтому мы открыли в Украине Исламский университет, приглашаем компетентных преподавателей из-за рубежа (Египет, Турция, Ливан, Тунис), которые работают в рамках законов Украины и под нашим наблюдением, обучая будущих имамов.

– Выступали ли вы с инициативой внесения изменений в законы, регулирующие деятельность религиозных организаций?

– Не раз и во многих инстанциях. Был даже подготовлен законопроект, где, например, предусматривалась норма: для регистрации религиозной общины требуется не менее 25 человек. Но окончательного ответа до сих пор нет. Я думаю, что для государства это одна из главных проблем. Украине нужен более совершенный закон, регулирующий понятие свободы совести и определяющий, в частности, что такое экстремизм.

– Насколько среди мусульман Украины распространены радикальные идеи?

– После распада СССР в обществе, в том числе и среди мусульман, образовался вакуум. Многие люди желали узнать как можно больше об исламе. Были те, кто старался воспользоваться моментом и предоставить свою, радикальную идеологию под видом ислама. В первое время мы сразу обнаружили много литературы экстремистского характера, изданной как в Украине, так и за ее пределами – в основном на Кавказе и в Москве. Нам было нелегко.

Но ДУМУ смогло за короткое время объединить мусульман, предоставить достойную, доходчивую литературу для любого читателя, подготовило имамов, учителей, которые могли общаться с верующими на разных языках. Мы приобщили их к вере предков, но облекли эту работу в новую форму, понятную и привлекательную для современников.

Сейчас можно сказать: несмотря на то что в Украине официально работают организации, представляющие различные экстремистские идеологии, они не нашли широкой поддержки среди большинства простых мусульман. Не все, конечно, гладко, в первую очередь в Крыму, где есть исторические проблемы. Там есть запрос на справедливость – чтобы коренные жители почувствовали, что они в своем доме, жили в рамках закона и развивали дружеские отношения с соседями. Но пока это не удается в полной мере, поскольку многие стараются использовать религию, меняя ее основы радикальным образом. Мы очень строго выступаем против тех, кто использует исламские лозунги для достижения власти или распространения своей идеологии. Если говорить конкретно, то это ваххабиты, так называемые «Братья-мусульмане», «Хизб ут-Тахрир».


Первая в Киеве мечеть – Ар-Рахма – была открыта в декабре прошлого года.
Фото Евгения Карасева

– Каково ваше отношение к революциям в арабских странах?

– Любой диктатуре, угнетению, деятельности группы людей, которые работают на себя за счет всего народа, рано или поздно наступает конец. Надо признать, что для арабской весны были причины. Мы поддерживаем стремление народов всех стран обрести справедливость, чувствовать себя достойными гражданами своей страны. Но мы также за прекращение кровопролития, за то, чтобы изменения происходили мирным путем. Нельзя использовать чувства простых граждан и политизировать религию ради достижения власти.

– Насколько опасен приход к власти «Братьев-мусульман» в Египте? Вы назвали эту организацию в числе экстремистских групп.

– Сейчас у египетских «Братьев-мусульман» произошли изменения. Я не могу однозначно их охарактеризовать. Сейчас они не дают однозначного ответа, какова их позиция по поводу тех или иных идей, на которых основывалась эта политическая организация.

– Сложно ли быть мусульманином в Украине?

– Мусульманин вполне может соблюдать предписания своей религии, где бы он ни жил. Тут все зависит от грамотности верующего. Нам нелегко в том плане, что здесь, как и вообще в Европе, всегда было предубеждение против ислама. Есть люди, которые в принципе не согласны, что мусульмане могут быть равноправными членами украинского общества. Именно поэтому нелегко было добиться, например, выделения участка под мечеть в Киеве. А есть и другие населенные пункты, где существуют мусульманские общины, но мест под строительство мечетей не дают. Однако мы стараемся не разжигать конфронтацию. Мы стараемся сохранить свою самостоятельность и руководствуемся принципом диалога, поскольку видим себя жителями многонационального европейского государства. Правда, в целом народ в Украине еще не совсем подготовлен к диалогу. Но мы верим, что Украина нуждается в том, чтобы представители всех национальностей заняли свое достойное место и внесли свой вклад в процветание государства. И представители разных национальностей тоже должны понимать: раз они и их дети живут здесь, то и они должны соблюдать общепринятые в украинском обществе нормы поведения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3210
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3570
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2612
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4601

Другие новости