0
1246
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

02.03.2011 00:00:00

Церковь объявляет мобилизацию

Анатолий Черняев

Об авторе: Анатолий Владимирович Черняев - кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН.


Воинствующей Русской Церкви предстоит покорять в XXI веке те же рубежи, что и тысячу лет назад. Фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая») из Успенского собора Московского Кремля. Около 1550 года. Собрание ГТК

Пафосностью своих определений и масштабностью провозглашенных задач Архиерейский Собор РПЦ, работавший в начале февраля с.г., воскрешает в памяти пленумы ЦК КПСС. Общность со съездами «боевого авангарда пролетариата» подчеркивает и то, что все соборные документы проникнуты решительным мобилизационным настроем. Заявленные на Соборе планы создают впечатление, что до этого Церковь только собирала силы, а теперь переходит в наступление по всем фронтам. Военные аналогии возникают невольно, и они уместны, ибо в отличие от Церкви «небесной» Церковь земная осознает себя еще и в качестве «воинствующей».

Какие рубежи предстоит покорять воинствующей Русской Церкви в XXI веке? По сути, все те же, что и тысячу лет назад. Ведь Церковь – старый, подчиненный исторической инерции институт, поэтому и церковные приоритеты во многом традиционны. В социально-политической сфере это прежде всего стремление обладать максимальным влиянием на общество и пользоваться максимальной поддержкой государства – «к вящей славе Господней». И новизна программных документов Собора касается не стратегии, а тактики, в которой четко наметился переход к форсированным действиям.

Приоритетной для РПЦ отныне должна стать социальная работа, которой был посвящен один из главных докладов на Соборе. В нем подчеркивается, что «социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками». Бросается в глаза парадокс: «Социальное служение Церкви не может┘ ограничиваться┘ социальными рамками». Допустили даже тавтологию, чтобы подчеркнуть, что Церковь претендует на нечто большее, чем попечение о богоугодных заведениях.

В докладе указывается на недопустимость сотрудничества «с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать социальную работу┘ в целях прозелитизма». Зато православный прозелитизм оказывается одной из ключевых задач социальной работы самой РПЦ, к которой настоятельно рекомендуется привлекать госслужащих, «в том числе пока не являющихся активными членами Церкви┘ Важно, чтобы клирики, вдохновляющие социальную работу, оказывали особое пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи». При этом организационно-материальные ресурсы для реализации своих социальных программ Церковь планирует получать от государства.

Намерение перевести сотрудничество Церкви и государства на качественно новый уровень высказано в соборном заявлении «О жизни и проблемах коренных малочисленных народов». Этот документ не привлек внимания комментаторов, хотя, похоже, именно в нем нашла выражение важная тенденция церковной политики. В РПЦ уже не первый год разрабатывается идея своеобразного «прикладного» православия, где на первом плане не чисто духовная, а некая цивилизационная миссия Церкви. Образчиком подобного квазицерковного дискурса является также и «Свод вечных российских ценностей», который был подготовлен Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ к утверждению на Соборе. Сюда же относится и доктрина «русского мира».

В свою очередь, заявление о малочисленных народах представляет собой проект «прикладного» православия в качестве идеологической базы для организации социальной жизни целых национальных округов. В РПЦ убеждены, «что для эффективной реализации мер по защите духовности и нравственности коренных народностей необходимо создать совместные рабочие группы Церкви и государственных властей». Эти группы должны заняться проектами по поддержке и развитию малочисленных народов. «И сегодня, – гласит документ, – у Церкви есть ряд конкретных предложений┘ Это потребует финансовых средств, но, если мы заинтересованы в дальнейшем существовании малых народов, изыскать эти средства совершенно необходимо┘ Для организации этой деятельности необходима поддержка государственной власти на разных уровнях».

Помимо расчета заручиться дополнительной господдержкой трудно как-то иначе истолковать эту внезапную озабоченность судьбой малочисленных народов со стороны РПЦ, выступающей сегодня с лозунгом защиты «традиционных ценностей». Ведь вполне очевидно, что для коренных народов севера и востока России традиционными являются древние дохристианские верования, с которыми неразрывно связана вся их культура, весь уклад жизни. Ясно, что Церковь не собирается поддерживать и развивать традиционные для северных народов духовные ценности: напротив, она намерена обращать эти народы в православие, а это значит – уничтожать их уникальную самобытность. Можно предположить, что народы севера избраны в качестве экспериментального полигона для обкатки нового церковного проекта, предполагающего доступ не только к бюджетным ресурсам, но и к полномочиям для реального вмешательства в социальную жизнь целых народов.

Соборный документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» не только предлагает в очередной раз переписать учебники истории, но также выдвигает план монументальной и топонимической религиозной пропаганды. Всем церковным структурам рекомендуется «в сотрудничестве с государством┘ участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов».

Можно сказать, что все эти начинания обозначают наступательную стратегию воинствующей Церкви. Но, как известно, всякое крупномасштабное наступление нуждается в оборонительном прикрытии, функцию которого выполняет документ «Отношение РПЦ к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». В нем теоретически допущена возможность «критики негативных явлений в жизни земной Церкви», но умалчивается, в чем отличие критики от «богохульства». Тем более что даже конструктивная критика, как указывается в тексте, может использоваться «противниками для оправдания богохульных действий и клеветнических обвинений┘ для укоренения в массовом сознании антицерковных идей».

Материалы Архиерейского Собора демонстрируют решимость руководства РПЦ, стремящегося занять максимальное количество плацдармов в социальной, политической, экономической сферах. Ради всеобщего блага, разумеется. Вот только представления современного человека и общества о собственном благе все больше расходятся с теми средневековыми принципами, которые пытается насаждать воинствующая Церковь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1767
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1108
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
807
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1090

Другие новости