0
1533
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

02.03.2011 00:00:00

Ныне отпущаеши

Тэги: рпц, фсин, удо, священник


рпц, фсин, удо, священник Делает ли духовный труд свободным?
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

В резиденции Патриарха в Чистом переулке 22 февраля было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России. Скрепив своей подписью документ, Патриарх Кирилл отметил: «В настоящий момент мы переходим к очень важному этапу – формированию корпуса духовенства, призванного в качестве главной пастырской деятельности иметь попечение о заключенных. В целом ряде субъектов Федерации проходит сейчас такой эксперимент». Хотя официально соглашение о сотрудничестве не накладывает на подписавшие его стороны «никаких финансовых обязательств», в реальности, как сообщил в ноябре прошлого года председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх (Грезин), в 16 исправительных заведениях ФСИН, где проходила в прошлом году апробация института «тюремных капелланов» (четыре колонии в Мордовии, три – в Камчатском крае, пять – в Вологодской и четыре – в Саратовской области), священники были оформлены на штатные должности в структуре местной администрации (пока это должности социальных работников), многим из них выделены квартиры по месту работы. Также ФСИН в соответствии с подписанным соглашением берет на себя, при «посильном участии» РПЦ, содействие строительству православных храмов и развитию религиозного образования в своих учреждениях.

Значение «тюремной миссии» Патриарх оценивает чрезвычайно высоко. По его словам, «в течение последних 20 лет Церковью велась работа во многих учреждениях, которые сегодня входят в юрисдикцию Федеральной службы исполнения наказаний, и если сравнивать с другими секторами социального служения Русской Православной Церкви, то, может быть, больше всего было сделано именно в этой области». Это подтверждает и имеющаяся статистика. Согласно официальным данным, размещенным на сайте ФСИН, по состоянию на 1 января с.г. в ее учреждениях содержалось 819,2 тыс. человек, для удовлетворения религиозных нужд которых открыто 523 храма и 705 молитвенных комнат. Согласно неоднократно озвученным в прошлом году представителями ФСИН данным, из 523 культовых сооружений – 471 православный храм, 40 мечетей, 9 буддийских дуганов, 3 католических храма; из 705 молитвенных комнат – 466 православных, 115 мусульманских, 64 баптистских, 49 пятидесятнических, 6 буддийских, 2 католических, 1 иудейская и еще 2 иных вероисповеданий. По данным епископа Иринарха, богослужения в этих православных храмах в 2010 году совершали 1100 священников, некоторые из них – на постоянной основе. Из 1578 религиозных общин, объединяющих 89.665 заключенных, 739 составляют православные, в которых состоит 73.117 человек. Из 275 действующих в местах лишения свободы воскресных школ – 265 православных, в которых обучается более 10 тыс. человек. Для сравнения: в Москве с населением около 11,5 млн. человек (предварительные данные переписи в октябре 2010 года), как сообщил на епархиальном собрании городского духовенства 21 декабря 2010 года Патриарх Кирилл, с учетом патриарших подворий в Московской области имеется 837 храмов, из которых лишь в 271 регулярно совершаются богослужения. В Москве, по его данным, несут служение 1150 священников, действует 226 воскресных школ, где обучаются 10 738 детей и 5738 взрослых. Как нетрудно убедиться при сравнении этих цифр, по всем показателям данные по количеству православных заведений среди 800 тыс. российских заключенных и 11,5 тыс. москвичей близки, хотя численность первых в 14,5 раза меньше! Как отметил в ноябре 2010 года епископ Иринарх, «благодаря работе тюремных священнослужителей за последние 10 лет в местах лишения свободы от 8% до 10% заключенных обрели веру в Бога», и этот показатель реально повысить до 20%, «если священнослужители будут активнее». 10–20% воцерковленных от общего числа населения – уровень, немыслимый для любой православной епархии РПЦ «на воле»!

В чем же, в свою очередь, состоит интерес администрации ФСИН? Это, во-первых, воспитательная работа священников с заключенными. Служители Церкви фактически в своем лице совмещают и социальных работников, и психологов. Как отметил в октябре 2010 года заместитель директора ФСИН Алексей Величко, в тех колониях, где имеется духовное окормление заключенных, «практически отсутствуют суициды», происходит «резкое снижение половых и дисциплинарных нарушений, почти 50-процентное сокращение дисциплинарных нарушений в тех учреждениях, где создан и функционирует тюремный приход». Об этом же в комментарии «НГР» сообщил и Михаил Одинцов, глава Отдела по защите свободы совести при аппарате уполномоченного по правам человека в России: «К нам поступают письма и от представителей администрации колоний, и от сидельцев, которые пишут, что появление молитвенной комнаты благотворно сказывается и на них лично, и на их окружении».

Во-вторых, как заявил 22 февраля глава ФСИН Александр Реймер, перед священниками «стоит не менее, а может быть, и более важная задача – ресоциализация лиц, находящихся в заключении», чтобы «человек, вернувшись в общество из наших учреждений, не совершал новых преступлений». Это включает, как указано в соглашении, «содействие... в том числе в трудовом и бытовом устройстве после окончания срока наказания». Заместитель главы ФСИН Алексей Величко на встрече с духовенством 24 февраля привел пример священника Алексия Острика из Воронежской епархии, работающего на постоянной основе в колонии строгого режима, где содержится 1600 рецидивистов. Священник организовал в колонии православную общину из 250 человек, а рядом с колонией – реабилитационный центр для бывших заключенных, с общежитием и устройством на сельхозработы. За три года через этот центр прошли около 700 освободившихся зэков, из которых лишь 14 в дальнейшем вновь совершили преступления.

Можно указать и на еще одну возможную функцию тюремных капелланов, которая хотя и не прописана в соглашении, но также уже успешно апробируется. Священникам предлагается выполнять функцию правозащитников, принимающих жалобы на администрацию от заключенных. Такое соглашение подписано 27 сентября 2009 года между ГУФСИН Ростовской области и местным отделением Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, которое возглавляет благочинный Таганрогского округа РПЦ протоиерей Тимофей Фетисов. По словам Фетисова, «теперь священнослужителям будут передавать всю информацию о выявленных нарушениях прав заключенных, о случаях жестокого обращения. А мы, не вынося это на суд общественности, не делая из этого пиар какой-то политический или иной, будем решать проблемы конкретных людей». Подобную инициативу действующие правозащитники восприняли с удивлением. Михаил Одинцов отметил в комментарии «НГР», что «это какая-то намеренная или ненамеренная путаница. У священника есть строго определенные обязанности, и он должен заниматься своими делами, а выступать в функции правозащитника уже не его дело». «Меня несколько смущает такая ситуация, – говорит Одинцов. – У нас, и не только в нашем отделе, масса писем с жалобами от заключенных. Какой-то посредник, отрезающий нить связи заключенных с правозащитниками, не нужен». Впрочем, как пояснил «НГР» заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению иеромонах Григорий (Петров), за пределами Ростовской области «пока подобное не планируется и речь об этом не идет».

Наконец, еще один не прописанный в официальном соглашении аспект деятельности священников в местах лишения свободы. Иеромонах Григорий (Петров) отметил в комментарии нашему изданию, что «священник может выступить в качестве ходатая» об условно-досрочном освобождении (УДО) заключенного, которого он хорошо знает как прихожанина, даже в качестве «гаранта, который за него поручится» относительно поведения после освобождения. С этим можно сопоставить заявление 28 февраля главы Министерства юстиции Александра Коновалова (соглашение о сотрудничестве его ведомства с РПЦ подписано в 1999 году) о том, что ныне существующий механизм решения вопроса об УДО по представлению администрации колоний неэффективен. «Здесь большую роль нужно отвести структурам гражданского общества, которые должны получить постоянный, но оправданный доступ в места лишения свободы для постоянного контакта со спецконтингентом и последующего решения, что собой представляет заключенный, – считает Коновалов. – Их оценка способна если не полностью снять проблему коррупциогенности и необъективности в решении вопроса об УДО или помиловании, то по крайней мере серьезно разгрузить эту проблему и повысить объективность принятия таких решений». В качестве «представителей гражданского общества» он назвал в числе прочих и священнослужителей. Тремя днями ранее о необходимости радикально реформировать систему УДО заявил и глава ФСИН Александр Реймер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1875
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3887
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2923
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2392

Другие новости