Патриарх стремительно перемещается из одной епархии в другую, чтобы лично руководить церковной жизнью.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Даже находясь в Москве, устаешь следить за тем, как Патриарх Московский перемещается по всей Руси. Ни один духовный лидер подобного уровня, кажется, не совершает столько поездок, за которыми бы внимательно следили средства массовой информации. Только за минувший июль Патриарх Кирилл шесть раз выезжал в различные места России и ближнего зарубежья: Тверская епархия, Муром, Валаам, Санкт-Петербург, Украина (три города), Дивеево.
Почти ежедневно во время своих поездок Патриарх произносил проповеди, в ходе визита в Украину несколько раз выступал перед большой аудиторией. Темы многих выступлений выходили за рамки вопросов чисто духовных: Патриарх наставлял украинских депутатов в искусстве законотворчества, рассказал о вреде политкорректности для православия, об «очковтирательстве» современной экономики, о защите молодежи от «опасных холодных ветров, всяких инфекций и заразы», о том, что Русская Церковь не посягает на суверенитет независимых государств. Еще раньше глава РПЦ затронул темы «чернухи» в творчестве некоторых художников, построения «многокультурного безбожного мира» в Европе. Все это было высказано только за последнюю декаду июля. В первый день августа в Дивеево Предстоятель Церкви призвал свою паству всем миром собирать средства в помощь пострадавшим от сильных лесных пожаров в регионах России.
В последние две недели Патриарх встретился с президентом, премьер-министром и спикером парламента Украины, губернаторами Камчатского края и Нижегородской области.
За это время было проведено Архиерейское совещание по результатам первого этапа эксперимента по преподаванию в средней школе «Основ религиозных культур и светской этики», выездное заседание Священного Синода в Киево-Печерской лавре, на котором приняты организационные и кадровые решения, а также заседание экспертного совета «Экономика и этика». Председательствовал, естественно, Патриарх.
Во время визита главы РПЦ в Нижегородскую епархию в Русской Православной Церкви появился новый епископ. Патриарх Кирилл 1 августа лично хиротонисал благочинного одного из округов Нижегородской епархии архимандрита Илию (Быкова). Теперь новый епископ Ленский и Якутский отправится к месту служения в Сибирь взамен скончавшегося в мае епископа Зосимы (Давыдова). В последние годы главы епархий на востоке России демонстрировали некоторую самостоятельность и даже фронду по отношению к священноначалию РПЦ. Надо думать, епископ Илия будет помнить о том, кому он обязан своим назначением.
Иными словами, Патриарх Кирилл объемами и направленностью своей деятельности демонстрирует стиль скорее политика, чем отрешенного от мира духовного лица. Это стиль менеджера, причем менеджера кризисного. Глава Московского Патриархата решительно устремляется туда, где Церковь испытывает трудности. Вот уже в третий раз он посещает Украину, где каждое его появление сопровождается накалом страстей и обострением дискуссий. То, что глава Церкви пытается личным присутствием и общением с украинскими верующими привлечь на свою сторону часть сторонников церковной «незалежности», представляется несомненным. Об этом свидетельствует в числе прочего и обращение Синода РПЦ к «раскольникам» вернуться в лоно «канонической» Церкви, а также слова проповеди главы Церкви, произнесенной после литургии в Киево-Печерской лавре.
Не страшится Патриарх не только недоброжелательства сторонников церковного раскола, но и разгула стихии. Так получилось, что приуроченный к мирной дате поминовения святого Серафима Саровского визит в Саров и Дивеево проходит на фоне лесных пожаров. Как сообщают информационные агентства, в дни, когда Патриарх совершал богослужения в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, огонь подступал к самым стенам обители, а дым от пожаров заволок небеса. Такая героическая картинка скорее под стать государственному чиновнику, взявшему в свои руки борьбу с разгильдяйством на местах. Кстати, в эти же дни в регионы, пострадавшие от пожаров, выезжал премьер-министр Владимир Путин, отчего сравнение Патриарха с государственным администратором выглядит особенно выпукло.
Что это значит? Подобно нашему государству, Русская Церковь способна приобрести необходимое ей ускорение развития только силой воли, энергией и харизмой руководителя. Взять хотя бы Украину. Поместная Церковь здесь имеет определенную независимость от Москвы, у нее есть свой Предстоятель, о чем регулярно напоминают официальные представители РПЦ. Да и сам Патриарх в ходе последнего визита в Украину подтвердил этот статус-кво. «Церковь никогда не отступает от своих слов. И когда устами Поместного Собора был подтвержден статус самостоятельной в своем управлении Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии, то подтверждался он не для того, чтобы его отменить», – заявил глава РПЦ в Киеве.
Патриарх не поскупился на хвалебные слова в честь главы УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), однако до патриаршего визита упорно обсуждалась возможность раскола уже внутри автономной Украинской митрополии РПЦ, о набиравшем вес крыле сторонников большей самостоятельности от Московского Патриархата. Только приезд главы Церкви из Москвы погасил эти настроения, переключив направленность разговоров на возможность возвращения части паствы Киевского Патриархата под омофор Москвы. И действительно, на информационных лентах появилось сообщение о переходе части «раскольников» в Винницкой области под юрисдикцию Московского Патриархата.
Предполагается, что подобная «работа» с украинской паствой будет вестись теперь в регулярном режиме. Патриарх ежегодно 28 июля намерен приезжать в Киев на празднование Дня крещения Руси, а в другое время, возможно, будет посещать отдельные епархии на территории Украины.
Похожую картину демонстрируют итоги только что завершившегося визита Патриарха в Нижегородскую епархию, где он лично возглавил борьбу верующих, как спиритуалистическую, так и материальную, с разгулявшимися пожарами. Странно, что без патриаршей «инструкции правящим архиереям епархий, где имеются крупные очаги пожаров», не была бы организована помощь пострадавшим на приходах, а уж тем более невозможно было бы совершение молебнов о ниспослании дождя в Ильин день.
Все-таки складывается впечатление, что самоорганизация церковных структур, даже самых автономных, еще не достигла такого уровня, чтобы отвечать на вызовы времени. Требуется энергичный Патриарх, чтобы, как на пожар, бросаться в различные уголки страны и мира и лично решать встающие перед Церковью задачи.