Виктор Ющенко указывает Патриарху Кириллу на народную мечту иметь незалежную Церковь в незалежном государстве.
Фото ИТАР-ТАСС
Сегодня завершается многодневная поездка Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по Украине. Вчера Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл из Владимира-Волынского Луцкой области в Тернопольскую область, в Почаевскую лавру. Там его встретили многочисленные верующие Московского Патриархата и шумные демонстрации его противников – представителей различных украинских националистических общественных организаций и протестующие верующие Киевского Патриархата, не признанного Москвой. Таким образом, к концу визита страсти на почве межцерковного противостояния в Украине накалились до предела.
Начало поездки было сравнительно спокойным. 27 июля Московский Патриарх прибыл в Киев: по его собственному выражению – «южную столицу русского православия». Там Патриарх, вместе с которым путешествовал целый сонм архиереев, провел в стенах Киево-Печерской лавры выездное заседание Священного Синода. Впрочем, решения, которые были приняты на нем, не касались основной темы, поднятой в ходе визита, – проблемы украинской автокефалии. Однако проигнорировать ее вовсе, конечно, было невозможно.
Об идее создания единой Поместной Украинской Православной Церкви на встрече с Кириллом в киевском «Доме с химерами» первым заговорил президент Виктор Ющенко. Переговоры, по выражению Патриарха, были «открытыми и недипломатичными». «Идея автокефалии, радикально политизированная, является реальностью лишь для отдельных групп украинского общества, но не для всего народа», – заявил Патриарх несколько позднее. Глава РПЦ пытался убедить президента, что Поместной Церковью в стране является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), однако безуспешно.
Каждый остался при своем мнении. Что не помешало им вместе принять участие в официальной церемонии возложения цветов к памятнику жертвам Голодомора. Только речь, которую произнес Патриарх Кирилл возле мемориала, явно расходилась с официальной риторикой властей и вызвала неудовольствие в украинских националистических кругах.
Вечером 28 июля Патриарх Кирилл обратился к украинским телезрителям в прямом эфире канала «Интер». Передача, состоявшая в основном из монолога главы РПЦ, напомнила его прежние более чем часовые выступления перед молодежью в Москве и Санкт-Петербурге. Конечно, не все, что озвучивал Патриарх, следует считать непреложной истиной, как, например, заявление о том, что режим Гитлера был человеконенавистническим, а режим Сталина – всего лишь репрессивным. Но Кирилл своим ораторским талантом, несомненно, произвел неизгладимое впечатление на украинских телезрителей.
В индустриальной Горловке глава РПЦ говорил о духовных причинах экономических неурядиц («Если бы весь мир трудился так, как шахтерский Донбасс, не было бы никакого кризиса»). В военно-морском Севастополе – о дружбе украинского и русского народов («Молюсь о том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах братья по вере не смотрели друг на друга через прицел»).
Первые акции протеста против визита Патриарха Кирилла были организованы еще в первый день его пребывания в Киеве, однако они были немногочисленными. Только крестный ход верующих Киевского Патриархата во главе с непризнанным Патриархом Филаретом 28 июля собрал более тысячи человек. Если не считать единственной мелкой стычки на Владимирской Горке, быстро пресеченной милицией, то обошлось без серьезных инцидентов. В Донбассе и Крыму патриаршая поездка вообще представляла собой триумфальное шествие без каких-либо протестующих «самостийников».
Зато перемещение по Западной Украине напоминало бег с препятствиями. Для начала оно вообще чуть было не сорвалось – самолет Патриарха Кирилла из Севастополя направился в Киев, а не в Ровно, как планировалось ранее. В окружении главы РПЦ объяснили изменение маршрута требованием замглавы секретариата президента Украины Юрия Богуцкого. Якобы акции протеста сторонников Киевского Патриархата в Ровно могли представлять угрозу безопасности Патриарха Кирилла. Позже украинские официальные лица заявили, что маршрут Патриарха изменила его собственная служба безопасности. Однако все выглядело так, как будто украинские власти собрались во что бы то ни стало не допускать главу РПЦ в западноукраинские области страны. Инцидент завершился тем, что Патриарх Кирилл отправился в Ровно на автомобиле прямо из киевского аэропорта «Борисполь» через город Корец, где его встретил митрополит Киевский Владимир (Сабодан). Кстати, самолет главы УПЦ МП накануне вылетел в Ровно без всяких осложнений.
«Ровненский инцидент» лишь ненамного скорректировал программу визита Патриарха Кирилла. Как и планировалось, он посетил Городок, Луцк, Владимир-Волынский, Почаев. «Что касается заминки с моим посещением Ровно, я не уверен, что здесь была какая-то злокозненность», – заявил глава РПЦ журналистам. Что же касается акций протеста, которые встречали его в ходе передвижения по Западной Украине, то Патриарх отметил, что их участники «производили впечатление статистов». Между тем к концу его поездки демонстрации протеста становились все более многочисленными, особенно заключительный митинг украинских националистических организаций у стен Почаевской лавры.
Здесь можно провести первое характерное отличие визита Патриарха Кирилла от прошлогоднего посещения Киева Патриархом Алексием II. Покойный глава РПЦ явно не был расположен проповедовать мир, любовь и единство православных народов под выкрики «Геть московского попа!». Поэтому он, наверное, так долго избегал посещать вольную Украину. Нынешнего Патриарха протесты, похоже, не смущают, а только добавляют ему адреналина. Поездки по Украине он обещает совершать регулярно – в частности, посетить в будущем Одессу, которая не вошла в программу нынешнего визита. Между тем в церковном плане это, наверное, самый промосковски настроенный город Украины.
Визит Патриарха Кирилла не стал шагом к преодолению украинского раскола – ни так, как это предлагают делать в администрации Ющенко (через создание единой Церкви), ни так, как это предлагают в УПЦ МП (через возвращение раскольников в лоно канонической Церкви). Проекты украинского президента Патриарх Кирилл решительно отверг, однако самим своим появлением вызвал повышенную активность в среде украинских националистов, желающих иметь свою Церковь, независимую от Москвы. Вряд ли те, кто встречал его оскорбительными лозунгами, побегут каяться «в грехе раскола». Скорее всего, первые шаги к его преодолению удастся сделать лишь тогда, когда со сцены сойдет то поколение архиереев, которое принимало участие в бурных событиях начала 1990-х годов. Пока же все остается на своих местах – верующие Московского Патриархата ходят в свои храмы, Киевского – в свои и так далее.
Патриарху Кириллу удалось консолидировать свою паству, и в этом смысле визит был действительно «пастырским». Что не отменяет его политического звучания – ведь подобно царю Мидасу, обращавшему в золото все, к чему бы он ни прикасался, Патриарх Кирилл вызывает своими действиями политический резонанс, куда бы он ни направлялся – хоть в Турцию, хоть в Украину, хоть в Белоруссию...