Иерусалим. Стена Плача. Папа Римский вкладывает по иудейскому обычаю в щель Стены записку с молитвой, обращенной к Богу. Понтифику куда лучше удалось позирование для фотоснимков, нежели высказывания по острым общественно-политическим и религиозным вопросам.
Фото Reuters
Папа Римский Бенедикт XVI совершил уже давно готовившуюся поездку в Святую землю. За неделю с 8 по 15 мая он побывал в Иордании, Израиле и Палестине. Он побил рекорды всех предыдущих римских пап по количеству посещенных мечетей. Он встречался с политиками, религиозными деятелями, католиками и палестинскими беженцами. Он молился у Стены Плача и побывал в музее «Яд Вашем». Журналисты насчитали 29 речей, произнесенных Понтификом за восемь дней визита.
В то же время американский ватиканист Джон Аллен, освещавший вояж для газеты National Catholic Reporter, оценил задумку поездки на пять баллов, а реализацию – лишь на «четверку»┘
Роль главы Церкви вынуждает Папу (кстати, без видимого успеха) быть дипломатом и политиком или, если быть точнее, изображать большого политика. Однако на «минном поле» Святой земли все это оказывается бессмысленным, а действенными становятся простые человеческие жесты.
В делегации Бенедикта XVI недоумевали: почему речь Папы в музее «Яд Вашем», посвященном памяти жертв Холокоста, разочаровала многих израильских политиков, раввинов и журналистов? Казалось бы, достаточно самого факта посещения музея Понтификом. Не стоит забывать, что надпись, обвиняющая Папу Пия XII в преступном бездействии во время Холокоста, никто так и не убрал из экспозиции «Яд Вашем». Тем не менее выяснилось, что самого визита мало. В Израиле это считают нормой, там ждали прорыва, нужны были особые слова. Но на Святой земле, как подметил Джон Аллен, «мастеру слова» Бенедикту XVI куда лучше удалось позирование для фотоснимков, нежели высказывания по острым общественно-политическим и религиозным вопросам.
Суть разочарования евреев довольно емко выразил спикер Кнессета Ройвен Ривлин. А именно: евреи хотели услышать немца и католика, жившего в Германии 1940-х, а услышали историка, стороннего наблюдателя, не пропустившего трагедию через себя, воспринимающего память о жертвах Холокоста как часть протокола. «В речи Папы отсутствовало одно главное слово – «простите», – говорится в редакционной статье израильской газеты Ha’aretz. В памятной книге гостей «Яд Вашем» Бенедикт XVI оставил лаконичную цитату из Плача Иеремии: «Ибо милосердие Его не истощилось» (Плач 3:22). Он предпочел сыграть роль наместника Бога на земле, а не немца Йозефа Ратцингера, готового разделить со своим народом боль и стыд за преступления нацистов, многие из которых, кстати, считали себя христианами.
Это может показаться странным, если вспомнить поездку Понтифика в Польшу три года назад. Тогда он, «как немец», пешком вошел в ворота бывшего концлагеря в Освенциме. В этом жесте было больше силы и человечности, чем в любой речи, пусть даже состоящей из правильных слов.
Уже после посещения Папой «Яд Вашема» пресс-секретарь Ватикана священник Федерико Ломбарди яростно отрицал, что Йозеф Ратцингер когда-либо был членом «Гитлерюгенда». Это при том, что сам Папа в 1997 году, будучи кардиналом и префектом Конгрегации вероучения, рассказывал немецкому журналисту Петеру Зеевальду, что был автоматически записан в ряды «Гитлерюгенда» во время учебы в семинарии. Речь шла о вынужденном и формальном членстве. Налицо довольно стандартная биография молодого немца в трагические для его страны времена, и попытки отредактировать ее выглядят нелепо, бессмысленно, наводят на мысли о неискренности. Не ровен час из семинариста, вынужденного вступить в ряды немецкой армии, дезертировавшего и попавшего в плен к союзникам, Йозеф Ратцингер превратится в подпольщика-антифашиста┘
«Ваше Святейшество, я призываю вас во имя Господа осудить преступления Израиля и призвать израильское правительство остановить агрессию против палестинского народа» – с такими словами обращался к Понтифику на межрелигиозной конференции в Иерусалиме шейх Тайсир аль-Тамими. «Вы представляете многочисленных верующих, которые знакомы с Библией, и ваш долг – передать им, что евреи заслужили право на возрождение, право на уважение, право жить на этой земле», – это уже слова, обращенные к Бенедикту XVI главным сефардским раввином Израиля Шломо Амаром. «Я призвал его, как нравственного лидера, осудить намерения Ирана уничтожить Израиль», – сообщил журналистам израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху после встречи с Папой. Бенедикт XVI посетил регион, где каждое неосторожное слово чревато скандалом, где каждая конфликтующая сторона будет стремиться превратить Папу в выразителя собственных идей.
![]() В ходе межрелигиозного форума с участием Папы Римского 11 мая шейх Тайсир аль-Тамими (на фото) обвинил Израиль в преступлениях против палестинцев. Когда Бенедикту XVI перевели гневную речь мусульманского лидера, он вышел из зала. Однако этот уход выглядел как-то нерешительно. Фото Reuters |
На Святой земле Бенедикт XVI оказался не моральным авторитетом, к словам которого должны всерьез прислушиваться политики. Скорее он стал ярким брендом, наклейкой, которую каждый норовит налепить на свой политический проект. Яркая тому иллюстрация – фото Папы в арабском головном платке-куфие в иорданских газетах и на футболках палестинских детей в Вифлееме.
Вопреки завышенным ожиданиям католической прессы папский вояж во многом оказался бессмысленным, прячущим содержательную пустоту за нагромождением речей и жестов. Бенедикт XVI избегал жестких политических высказываний, лишь признав за палестинцами право иметь собственное государство и доступ к иерусалимским святыням. Апофеоз беспомощности Папы перед лицом ближневосточных реалий продемонстрировала конференция в Иерусалиме. Соседство раввинов и палестинского шейха за круглым столом, как можно было ожидать (лишь для пресс-службы Ватикана это оказалось неожиданностью), превратило мирный форум в свою противоположность, а выход Папы из зала после гневных антиизраильских филиппик Тайсира аль-Тамими получился каким-то неловким, нерешительным. Как если бы профессор на семинаре не знал, что делать с вышедшими из-под контроля студиозусами.
Впрочем, даже заведомо обреченную на неудачу поездку можно было бы признать успешной, если бы Папа сделал то, на что он так и не решился. Он мог бы посетить хотя бы одну из четырех церквей евреев-католиков. Это небольшая община, состоящая из нескольких сотен человек. Некоторые из них перешли в католицизм из иудаизма, некоторые пережили ужасы нацистских концлагерей. Они обречены на роль маргиналов в израильском обществе, где доминирует иудаизм и силен страх перед христианским прозелитизмом. Что стоило Папе встретиться с ними? Несколько часов, молитва, богослужение, сердечная беседа, теплые, ободряющие слова. Ничего более. Бенедикт XVI решился лишь на краткое упоминание о евреях-католиках, находясь в Назарете. Такую осторожность члены ватиканской делегации объяснили «дипломатическим тактом». Читай: нежеланием раздражать Израиль.
Когда нужно быть дипломатом, Бенедикт XVI предпочитает роль богослова, честного, как сама правда. Когда нужно быть пастырем для своей паствы, он предпочитает роль дипломата, осторожного до абсурда. Золотой середины он и его команда так и не нашли, и поэтому папские вояжи неизбежно оказываются либо скандальными, либо пустыми. К сожалению, визит на Святую землю приходится отнести ко второй категории. Безумно жаль впустую потраченных денег, которых надолго хватило бы, чтобы помочь сиротам в Газе или другим жертвам палестино-израильского конфликта. Возможно, что израильско-палестинский дуэт Ахиноэм Нини и Миры Ауад, выступивший на днях на конкурсе песни «Евровидение», сделал гораздо больше для мира на Святой земле. Напомним, что их песня называлась «Должен быть другой путь»...