Константинопольский Патриархат стремится заручиться поддержкой Барака Обамы накануне его визита в Турцию. На фото: архиепископ Димитрий сравнивает президента Соединенных Штатов с Александром Македонским.
Фото Reuters
Во второй половине марта, пока в Русской Православной Церкви (РПЦ) с нарастающим волнением ждали от Патриарха Кирилла первых кадровых перестановок, Константинопольский Патриархат выступил со знаковой инициативой на межправославной арене. 12 марта агентство AsiaNews сообщило, что Патриарх Варфоломей направил главам Поместных Православных Церквей приглашения принять участие в двух совещаниях, посвященных подготовке Всеправославного Собора. Эти так называемые предсоборные совещания запланированы на июнь и на декабрь текущего года. Обычно они проходят на греческом острове Родос. Официальное приглашение получили и в Московском Патриархате. По словам протоиерея Николая Балашова, в течение этого года процесс подготовки к Всеправославному Собору при учатии РПЦ заметно оживится.
Патриарх Варфоломей обозначил и примерный круг проблем, которые предполагается обсудить на ближайшем предсоборном совещании. Первыми в этом списке стоят вопросы, составляющие предмет острых противоречий между Константинопольским Патриархатом – первым по чести в православном мире – и Русской Православной Церковью – крупнейшей по числу прихожан. Самый болезненный вопрос – о православной диаспоре. Константинополь утверждает, что имеет эксклюзивное право духовно окормлять православных верующих, находящихся «в рассеянии», то есть вдали от своих национальных Церквей. В Московском Патриархате, имеющем многочисленные приходы в разных частях света, с этим не согласны и опасаются установления «восточного папства» во главе с Константинополем. Более того, РПЦ сама по крайней мере однажды – в 1948 году – претендовала на статус лидера мирового православия. Однако эта попытка, имевшая место в рамках сталинской церковной политики, была неудачной.
Процесс подготовки Всеправославного Собора в течение всей второй половины XX века находился в сильной зависимости от перипетий международных отношений. Поместные Православные Церкви оказались по разные стороны железного занавеса. В 1960–1970-е годы, когда РПЦ активно участвовала в подготовке Вселенского Собора, а журнал Московской Патриархии пестрел сообщениями о работе предсоборных совещаний, численный перевес был на стороне Москвы.
Ее поддерживали все Православные Церкви, оказавшиеся на территориях стран советского блока, – Грузинская, Румынская, Болгарская, Польская, Чешских земель и Словакии, а также Сербская Церковь. Антиохийский Патриархат, действующий на территории Сирии, сильно зависел от Москвы в материальном отношении. Кипрская архиепископия колебалась между Константинополем и Москвой. РПЦ могла ожидать от этих Церквей на Всеправославном Соборе поддержки тех решений, которые были ей наиболее выгодны. В то же время Константинополь, на который с начала 1960-х годов делали ставку США, мог рассчитывать на поддержку лишь Иерусалимского и Александрийского Патриархатов, а также Элладской Православной Церкви.
Сейчас достаточно взглянуть на политическую карту, чтобы понять, что РПЦ потеряла свои былые позиции. У нее появились серьезные противоречия с Румынской и Грузинской Церквами, которые в споре с РПЦ будут искать поддержки Константинополя. Сербская и Болгарская Церкви продолжают ориентироваться на Московский Патриархат для решения своих проблем, остался в орбите его влияния и Антиохийский Патриархат. Однако Константинополь вполне может привлечь на свою сторону и его. Элладская и Кипрская Церкви также скорее поддержат «второй Рим» в противовес «третьему». Что касается остальных, то поддержка малочисленных Польской и Чешской Церквей мало что дает Москве, так же как поддержка Албанской Церкви – Константинополю.
В результате получается, что созыв Всеправославного Собора сегодня более выгоден Константинопольскому Патриархату, который имеет реальную возможность закрепить свой статус лидера мирового православия.
Слабым местом в политике Константинополя является его неустойчивое положение в современной Турции, где православные греки являются исчезающим национальным меньшинством. Претензии Патриарха Варфоломея на статус Вселенского можно воспринимать всерьез лишь пока его поддерживают США, не позволяя турецкому правительству «закручивать гайки» по отношению к Православной Церкви. Однако эта поддержка сильно зависит от текущего политического курса США.
Роль связующего звена между Патриархом Варфоломеем и американской администрацией играет глава архиепископии Константинопольского Патриархата в Америке Димитрий (Тракателлис). 23 марта он встретился с госсекретарем США Хиллари Клинтон, а 25 марта – с президентом Бараком Обамой и вице-президентом Джозефом Байденом. Известно, что на этих встречах обсуждалось положение Константинопольского Патриархата в Турции, а также кипрский вопрос и название бывшей югославской республики Македония (в последних двух международных проблемах Константинополь поддерживает соответственно Кипр и Грецию). Обращаясь к Обаме, архиепископ Димитрий сказал: «Мы убеждены, господин президент, что вы, следуя блистательному примеру Александра Македонского, сможете разрубить гордиев узел этих неразрешенных проблем».
Константинополь стремится заручиться поддержкой США накануне визита президента Барака Обамы в Турцию, в ходе которой на 7 апреля была запланирована его встреча с Патриархом Варфоломеем. Однако 28 марта агентство Romfea сообщило, что эта встреча может быть исключена из программы визита под давлением турецкого МИДа. Якобы Обама согласился на условия Турции. Представители греческой диаспоры в США во главе с архиепископом Димитрием уже выступили с протестом и готовят соответствующий демарш в Конгрессе.
От того, поддержит ли Обама Константинопольский Патриархат в его противостоянии с турецким правительством, зависит многое. Прежде всего – насколько уверенно будет чувствовать себя Патриарх Варфоломей, проводя свой курс в разрешении межправославных проблем. Одно дело иметь за спиной поддержку могущественной сверхдержавы, имеющей свои интересы и на постсоветском пространстве, и совсем другое – горстку греческих националистов в довольно враждебном турецком окружении.
Что же касается Всеправославного Собора, то он, быть может, никогда и не будет созван. Процесс подготовки может тянуться сколь угодно долго. Положим, у Константинополя сегодня больше сторонников среди Поместных Православных Церквей, чем у Московского Патриархата. Но это преимущество уравновешивается непрочным положением Константинопольского Патриархата в Турции, где греков сегодня осталось гораздо меньше, чем в США. Между тем претензии Патриарха Варфоломея на лидерство в мировом православии выходят далеко за границы греческого квартала Фанар в Стамбуле. В частности, он готов содействовать разрешению проблемы украинского раскола, действуя при этом на «канонической территории» РПЦ. На этом поле Константинопольский Патриарх неизбежно столкнется с Патриархом Московским.
Предсоборные совещания на Родосе по идее должны урегулировать эти вопросы в духе братской любви и взаимопонимания. Но сам факт созыва Всеправославного Собора, несомненно, будет воспринят значительной частью верующих как эсхатологическое знамение, начало конца света. Будет ли это способствовать преодолению противоречий православного мира?