Киевский митрополит Владимир отказался от предложения выдвинуть свою кандидатуру.
Фото с сайта www.orthodox.org.ua
Последние события в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) показали, что политические силы Украины весьма ощутимо вмешиваются в процесс подготовки к Поместному Собору РПЦ. 17 января митрополит Киевский Владимир (Сабодан), выдержав паузу длиной почти в месяц, ответил отказом на обращение украинского епископата с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на предстоящем Соборе. «Среди возможных кандидатов говорят и обо мне, видя во мне преемника Патриарха Алексия II. Искренне благодарю за столь высокую честь, но я желаю предстать перед Богом сто двадцать первым митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор», – сказал митрополит Владимир на собрании делегатов, избранных на Поместный Собор от Украинской Церкви.
Изначально это Предсоборное совещание планировалось провести в торжественной обстановке в Софийском соборе Киева. Однако власти не дали разрешения на проведение мероприятия, так как этот храм является государственным музеем (что, впрочем, не мешает в отдельных случаях использовать его для торжественных богослужений – например, как было во время визита Константинопольского Патриарха Варфоломея в июле прошлого года). В результате украинские делегаты на Поместный Собор РПЦ без лишней помпы собрались в 45-м корпусе Киево-Печерской лавры. Никаких документов после этого подписано не было. Между тем, по информации «НГР», первоначально готовилось принятие специального обращения УПЦ МП к Поместному Собору Русской Православной Церкви. Что касается возможного содержания такого обращения, то оно могло повторить известное прошение о даровании автокефалии (церковной независимости) 1991 года, подписанное большей частью украинских архиереев во главе с бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко).
Очевидно, имела место неудачная попытка использовать Поместный Собор для того, чтобы вновь поднять вопрос о канонической автокефалии УПЦ МП. Как сообщило украинское информационное агентство Голос.ua, «попытка выдвижения митрополита Владимира на пост Патриарха – проект Константинополя и определенных кругов в США, осуществляемый при помощи немногочисленной пока, но весьма активной грекофильской партии внутри Украинской Церкви». Константинополь всячески противится избранию главой РПЦ митрополита Кирилла, который известен своей принципиальной позицией в отношении претензий Фанара на лидерство в мировом православии.
По словам Петра Игумнова, автора статьи «Выдвижение митрополита Владимира на патриаршество - проект Константинополя?», ставка делалась на то, что тяжело больной митрополит Владимир, переехав в Москву, не сможет активно противостоять попыткам Константинополя отделить Украинскую Церковь от Московского Патриархата. А в Киеве на митрополичий престол при помощи Константинополя планировалось возвести такого иерарха, который поможет решить украинский церковный вопрос не в пользу Москвы. Однако, как показал ход Предсоборного совещания в Киево-Печерской лавре, Константинополь переоценил степень влияния на УПЦ со стороны администрации президента Ющенко. Несмотря на активнейшее давление со стороны светских властей и националистически настроенных сил, митрополит Владимир отказался ехать на Поместный Собор в Москву в качестве единственной кандидатуры от УПЦ.
С политической точки зрения борьба между Русской и Константинопольской Церквами за Украину, интриги вокруг несостоявшегося выдвижения главы УПЦ в Патриархи – не более чем продолжение газовых войн иными средствами. После того как митрополит Владимир взял самоотвод, остается вероятность выдвижение другого кандидата в Патриархи от УПЦ – например митрополита Черновицкого Онуфрия (Березовского). Этот консервативный иерарх является противником отделения УПЦ от Московского Патриархата (в частности, в 1991 году он голосовал против прошения об автокефалии, инициированного бывшим митрополитом Филаретом) и не может быть причислен к агентам влияния Константинополя. Однако в сравнении с Предстоятелем УПЦ фигура митрополита Онуфрия выглядит слишком слабой и провинциальной, замкнутой на сугубо епархиальных проблемах, что делает его не конкурентоспособным на фоне других потенциальных кандидатов.