0
1821
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

03.12.2008 00:00:00

Стареющий Будда

Тэги: далайлама, преемник


далай-лама, преемник Будучи буддистом, Далай-лама учит ненасилию. Однако тибетское сопротивление зовет его на баррикады.
Фото Reuters

Согласно опросам общественного мнения, Далай-лама XIV (в миру – Тензин Гьяцо) – самый авторитетный религиозный лидер в мире. Наверное, ни об одном другом из них не было снято столько документальных и художественных фильмов, сколько о нем. Благодаря этому биография неизменно улыбающегося Далай-ламы известна в деталях начиная с самого его рождения. Однако кинематографический образ отличается от реальности. Далай-лама вынужден быть не столько простым монахом, как он любит о себе говорить, сколько прагматичным политиком, каждый шаг которого воспринимается в злободневном контексте тибетской проблемы.

В городке Дхарамсала на севере Индии с 17 по 21 ноября прошла конференция, посвященная будущему Тибета. В ней приняли участие около 600 делегатов, представлявших 150 тысяч тибетских буддистов, разбросанных по всему миру. Главной темой конференции стали напряженные взаимоотношения изгнанников с китайским правительством. Сам Далай-лама не принимал участия в работе всетибетского совещания, что спровоцировало разговоры о его возможной отставке.

В прошлом номере «НГР» высказали предположение, что нынешний Далай-лама может объявить об уходе, назначив себе преемника еще при жизни. Прогноз сбылся наполовину. «О моей отставке речи не идет, – заявил Далай-лама, выступая перед журналистами 23 ноября. – Я передам власть другим тогда, когда все тибетцы вернутся на родину». Свое неучастие в работе конференции он объяснил тем, что не хотел оказывать влияние на ее делегатов. В то же время Тензин Гьяцо заявил, что не исключает возможности назначения регента, который будет возглавлять тибетских буддистов после того, как отойдет в вечность нынешний Далай-лама, и пока не будет обнаружен следующий. Возможно, таким регентом станет 23-летний Кармапа-лама (в миру – Ургьен Тринлей Дордже), родившийся в китайском Тибете и эмигрировавший в Индию в 2000 году.

Кроме того, Далай-лама сказал, что сам может указать на своего преемника – ничего подобного история тибетского буддизма еще не знала! Однако тут же Тензин Гьяцо сделал противоположное по смыслу заявление, объявив о возможности выбора следующего Далай-ламы всенародным голосованием. «Мне уже 73. Через десять лет будет 83. Если народ Тибета чувствует, что более не нуждается в институте Далай-ламы, то пусть превалирует его воля и тогда никакого преемника не будет. Но если они ощущают потребность, то процесс преемственности также должен решаться ими. Выбранная персона может быть мужчиной или женщиной», – заявил духовный лидер тибетских буддистов, чем страшно всех шокировал.

Очевидно, что все варианты с выбором преемника отрабатываются для того, чтобы не дать Китаю в будущем контролировать перевоплощения лам, выбирая их из лояльных коммунистическому правительству кандидатов. Первой попыткой такого вмешательства стал в 1995 году Панчен-лама, очередное воплощение которого было найдено тибетскими монахами на территории Китая. Вскоре мальчик, на которого пал выбор, исчез, а китайское правительство объявило об избрании «своего» Панчен-ламы, которого начали воспитывать в лояльном коммунистическому режиму духе. Большинство буддистов не признают его авторитета. Такая ситуация может повториться и с выбором следующего Далай-ламы. Для тибетского буддизма это катастрофа.

Какой вариант избрания следующего Далай-ламы будет реализован – «обычный» с поиском нового воплощения и регентством либо «чрезвычайный» с указанием на преемника при жизни или всенародным голосованием, – зависит во многом от того, как будут развиваться отношения тибетской эмиграции с Китаем.

Многие буддисты не скрывают своего разочарования политикой «срединного пути», которой следует Далай-лама. Суть ее в том, чтобы не прекращать переговоры с Китаем, путем диалога отстаивая идею культурной автономии Тибета в составе КНР. Однако эти переговоры зашли в тупик. В то же время многие тибетцы требуют не «культурной автономии», а полной независимости. Пекин же обвиняет Далай-ламу в поддержке тибетских сепаратистов.

Согласно опросу, результаты которого озвучил спикер тибетского парламента в изгнании Карма Чопхел, из 16 тыс. «внутренних тибетцев» (то есть остающихся на территории КНР) 5 тыс. высказались за пересмотр политики «срединного пути» в сторону более жесткого сопротивления китайским властям; 2 тыс. выступают за продолжение нынешнего курса; 8 тыс. готовы последовать любому решению Далай-ламы. Эти данные хорошо отражают расклад сил на всетибетском совещании. Сейчас Далай-лама употребляет все свое влияние, чтобы отстоять политику «срединного пути» и ненасильственное сопротивление. Это удается ему все с большим трудом. На конференции в Дхарамсале звучали призывы вообще отказаться от переговоров с представителями КНР и курса на «культурную автономию» в составе Китая, пока он не проявляет должной сговорчивости. Но большинство делегатов совещания высказались за продолжение политики «срединного пути». Однако позиция представителей Далай-ламы на переговорах с Пекином может стать более жесткой.

В центре этой полемики между умеренным и радикальным крылом эмиграции лежит вопрос сугубо политический – определение статуса Тибета. Далай-лама принадлежит к умеренным и, несмотря на весь свой авторитет, не в состоянии контролировать действия представителей тибетского сопротивления, которые подчас принимают насильственный характер. Однако основной принцип буддизма – ненасилие. О нем говорит Далай-лама в ходе своих международных поездок. Это принесло ему всемирную известность, которой не пользовался ни один из его предшественников. Сразу после окончания всетибетского совещания Далай-лама вновь отправился в Европу. 6 декабря ожидается его встреча с президентом Франции Николя Саркози. Китай традиционно выразил свой протест, передвинув на более поздний срок саммит КНР–Евросоюз, который должен был начаться 1 декабря во французском Лионе.

Более того, как сообщило агентство Reuters, Далай-лама выразил желание в следующем году посетить Тайвань. Это уже открытый вызов, брошенный КНР. Кстати, племянник Далай-ламы Кхедруб Тхондуп, проживающий на Тайване, принадлежит к радикальному крылу тибетской эмиграции. Надежды на освобождение Тибета он связывает не с политикой «срединного пути», а с демократическими переменами в самом Китае. Той же точки зрения придерживался и старший брат Далай-ламы Такцер Ринпоче, скончавшийся в сентябре этого года в США.

Ждут Далай-ламу и российские буддисты, но безрезультатно. «В этом году мы трижды получали отказ на прошение о предоставлении визы его святейшеству. К весне мы продолжим работу в этом направлении», – сообщил 21 ноября Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Так что на торжества по случаю 400-летия вхождения калмыцкого народа в состав России Далай-лама XIV приехать не сможет. Причина все та же – жесткая позиция Китая по тибетскому вопросу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
651
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2379
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1582
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1209

Другие новости