Будучи буддистом, Далай-лама учит ненасилию. Однако тибетское сопротивление зовет его на баррикады.
Фото Reuters
Согласно опросам общественного мнения, Далай-лама XIV (в миру – Тензин Гьяцо) – самый авторитетный религиозный лидер в мире. Наверное, ни об одном другом из них не было снято столько документальных и художественных фильмов, сколько о нем. Благодаря этому биография неизменно улыбающегося Далай-ламы известна в деталях начиная с самого его рождения. Однако кинематографический образ отличается от реальности. Далай-лама вынужден быть не столько простым монахом, как он любит о себе говорить, сколько прагматичным политиком, каждый шаг которого воспринимается в злободневном контексте тибетской проблемы.
В городке Дхарамсала на севере Индии с 17 по 21 ноября прошла конференция, посвященная будущему Тибета. В ней приняли участие около 600 делегатов, представлявших 150 тысяч тибетских буддистов, разбросанных по всему миру. Главной темой конференции стали напряженные взаимоотношения изгнанников с китайским правительством. Сам Далай-лама не принимал участия в работе всетибетского совещания, что спровоцировало разговоры о его возможной отставке.
В прошлом номере «НГР» высказали предположение, что нынешний Далай-лама может объявить об уходе, назначив себе преемника еще при жизни. Прогноз сбылся наполовину. «О моей отставке речи не идет, – заявил Далай-лама, выступая перед журналистами 23 ноября. – Я передам власть другим тогда, когда все тибетцы вернутся на родину». Свое неучастие в работе конференции он объяснил тем, что не хотел оказывать влияние на ее делегатов. В то же время Тензин Гьяцо заявил, что не исключает возможности назначения регента, который будет возглавлять тибетских буддистов после того, как отойдет в вечность нынешний Далай-лама, и пока не будет обнаружен следующий. Возможно, таким регентом станет 23-летний Кармапа-лама (в миру – Ургьен Тринлей Дордже), родившийся в китайском Тибете и эмигрировавший в Индию в 2000 году.
Кроме того, Далай-лама сказал, что сам может указать на своего преемника – ничего подобного история тибетского буддизма еще не знала! Однако тут же Тензин Гьяцо сделал противоположное по смыслу заявление, объявив о возможности выбора следующего Далай-ламы всенародным голосованием. «Мне уже 73. Через десять лет будет 83. Если народ Тибета чувствует, что более не нуждается в институте Далай-ламы, то пусть превалирует его воля и тогда никакого преемника не будет. Но если они ощущают потребность, то процесс преемственности также должен решаться ими. Выбранная персона может быть мужчиной или женщиной», – заявил духовный лидер тибетских буддистов, чем страшно всех шокировал.
Очевидно, что все варианты с выбором преемника отрабатываются для того, чтобы не дать Китаю в будущем контролировать перевоплощения лам, выбирая их из лояльных коммунистическому правительству кандидатов. Первой попыткой такого вмешательства стал в 1995 году Панчен-лама, очередное воплощение которого было найдено тибетскими монахами на территории Китая. Вскоре мальчик, на которого пал выбор, исчез, а китайское правительство объявило об избрании «своего» Панчен-ламы, которого начали воспитывать в лояльном коммунистическому режиму духе. Большинство буддистов не признают его авторитета. Такая ситуация может повториться и с выбором следующего Далай-ламы. Для тибетского буддизма это катастрофа.
Какой вариант избрания следующего Далай-ламы будет реализован – «обычный» с поиском нового воплощения и регентством либо «чрезвычайный» с указанием на преемника при жизни или всенародным голосованием, – зависит во многом от того, как будут развиваться отношения тибетской эмиграции с Китаем.
Многие буддисты не скрывают своего разочарования политикой «срединного пути», которой следует Далай-лама. Суть ее в том, чтобы не прекращать переговоры с Китаем, путем диалога отстаивая идею культурной автономии Тибета в составе КНР. Однако эти переговоры зашли в тупик. В то же время многие тибетцы требуют не «культурной автономии», а полной независимости. Пекин же обвиняет Далай-ламу в поддержке тибетских сепаратистов.
Согласно опросу, результаты которого озвучил спикер тибетского парламента в изгнании Карма Чопхел, из 16 тыс. «внутренних тибетцев» (то есть остающихся на территории КНР) 5 тыс. высказались за пересмотр политики «срединного пути» в сторону более жесткого сопротивления китайским властям; 2 тыс. выступают за продолжение нынешнего курса; 8 тыс. готовы последовать любому решению Далай-ламы. Эти данные хорошо отражают расклад сил на всетибетском совещании. Сейчас Далай-лама употребляет все свое влияние, чтобы отстоять политику «срединного пути» и ненасильственное сопротивление. Это удается ему все с большим трудом. На конференции в Дхарамсале звучали призывы вообще отказаться от переговоров с представителями КНР и курса на «культурную автономию» в составе Китая, пока он не проявляет должной сговорчивости. Но большинство делегатов совещания высказались за продолжение политики «срединного пути». Однако позиция представителей Далай-ламы на переговорах с Пекином может стать более жесткой.
В центре этой полемики между умеренным и радикальным крылом эмиграции лежит вопрос сугубо политический – определение статуса Тибета. Далай-лама принадлежит к умеренным и, несмотря на весь свой авторитет, не в состоянии контролировать действия представителей тибетского сопротивления, которые подчас принимают насильственный характер. Однако основной принцип буддизма – ненасилие. О нем говорит Далай-лама в ходе своих международных поездок. Это принесло ему всемирную известность, которой не пользовался ни один из его предшественников. Сразу после окончания всетибетского совещания Далай-лама вновь отправился в Европу. 6 декабря ожидается его встреча с президентом Франции Николя Саркози. Китай традиционно выразил свой протест, передвинув на более поздний срок саммит КНР–Евросоюз, который должен был начаться 1 декабря во французском Лионе.
Более того, как сообщило агентство Reuters, Далай-лама выразил желание в следующем году посетить Тайвань. Это уже открытый вызов, брошенный КНР. Кстати, племянник Далай-ламы Кхедруб Тхондуп, проживающий на Тайване, принадлежит к радикальному крылу тибетской эмиграции. Надежды на освобождение Тибета он связывает не с политикой «срединного пути», а с демократическими переменами в самом Китае. Той же точки зрения придерживался и старший брат Далай-ламы Такцер Ринпоче, скончавшийся в сентябре этого года в США.
Ждут Далай-ламу и российские буддисты, но безрезультатно. «В этом году мы трижды получали отказ на прошение о предоставлении визы его святейшеству. К весне мы продолжим работу в этом направлении», – сообщил 21 ноября Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Так что на торжества по случаю 400-летия вхождения калмыцкого народа в состав России Далай-лама XIV приехать не сможет. Причина все та же – жесткая позиция Китая по тибетскому вопросу.