0
3799
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

19.11.2008 00:00:00

Президент – не пастор

Тэги: выборы, обама, церковь


выборы, обама, церковь Темнокожие американцы благословляют нового президента.
Фото Reuters

Победа сенатора Барака Обамы на президентских выборах в США стала центральным политическим событием ноября. Но для многих верующих явилось неожиданностью то обстоятельство, что темнокожий демократ, защитник права женщин на аборт и сторонник исследований стволовых клеток, завоевал большинство голосов религиозных избирателей. По данным Pew Research Center, 53% верующих жителей США проголосовали за Обаму, 46% – за Маккейна. Для сравнения: четыре года назад Джон Керри уступил Джорджу Бушу в борьбе за голоса религиозных американцев – 48% против 51%. Что же произошло на этот раз?

Незадолго до выборов некоторые аналитики утверждали, что «верующие американцы» – совершенно очевидный электорат республиканца Джона Маккейна. Такие мнения высказывались в том числе и на центральном российском телевидении (вспоминается комментарий американиста Анатолия Уткина на Первом канале). Эти аналитики ошиблись. Во-первых, они не учли нюансы религиозной демографии и географии США. Во-вторых, они недооценили усилия Обамы по привлечению религиозного электората. В-третьих, они переоценили роль религии и религиозной этики в политическом выборе американцев в период экономического кризиса.

Американские социологи из Pew Research Center за последний год провели несколько исследований, результаты которых отчасти проливают свет на успехи Обамы среди верующего электората.

В частности, выяснилось, что свыше 16% американцев не принадлежат ни к одной из существующих религиозных традиций или организаций (см. «НГР» от 19.03.08). Из них лишь 4% – атеисты и агностики. Интересно, что процент «религиозно неаффилированных» американцев довольно высок в штатах, сыгравших решающую роль в избрании Обамы: в Огайо их 17%, во Флориде – 16%, в Индиане – 16%, в Вирджинии – 18%, в Нью-Мексико – 21%, в Колорадо – 25%.

Это серьезная электоральная сила, которую подчас почему-то игнорируют, прогнозируя исход выборов. Три четверти «неаффилированных» 4 ноября проголосовали за Барака Обаму (на 8% больше, чем за Джона Керри в 2004 году). Темнокожему сенатору просто удалось мобилизовать эту группу избирателей.

При этом, как отмечает главный редактор сайта www.beliefnet.com Стивен Уолдман, Обама стал первым со времен Джимми Картера кандидатом в президенты от демократов, столь открыто и часто говорящим о своей вере (новый президент США – протестант, прихожанин Объединенной Церкви Христа). Уолдман вспомнил одно из выступлений Обамы в 2006 году. Тогда сенатор от штата Иллинойс раскритиковал своих коллег по партии за то, что они «рассматривают религию как сугубо иррациональную и нетолерантную силу в публичном пространстве. Они настаивают на том, что религиозный американец – фанатик. Они полагают, что самим словом «христианин» обозначается не верующий человек, а политический оппонент».

Другими словами, Барак Обама построил свою кампанию на преодолении двух стереотипов: «американский христианин – твердолобый мракобес и фундаменталист», «республиканец – верующий, демократ – безбожник». Судя по итогам выборов, ему это удалось. Например, среди «железного» электората республиканцев – протестантов-харизматов – он завоевал на 5% голосов больше, чем Джон Керри четыре года назад. Более того, Обаме удалось перетянуть на свою сторону католиков (54% за Обаму, 45% за Маккейна) – при том, что раньше католик Керри проиграл на этом поле протестанту Бушу. Голосование американских католиков, кстати, один из наиболее интересных итогов американских выборов.

Некоторые эксперты (например тот же Стивен Уолдман) считают, что Обаме помог выбор кандидата в вице-президенты. Сенатор от штата Делавэр Джо Байден – католик. В то же время известно, что Байден (как и Джон Керри, кстати) поддерживает право женщин на аборт. В связи с этим Римско-Католическая Церковь не допускает его к причастию. Более того, незадолго до выборов более 50 американских епископов призвали паству голосовать за противников абортов.

Оставим в стороне тот факт, что католические епископы в США совершенно откровенно вмешались в ход политических выборов. Важно другое: американские католики не прислушались к призывам своих иерархов. Почему?

Брайан Бёрч, президент католического исследовательского центра Fidelis, отмечает, что среди католиков, регулярно (то есть раз в неделю) посещающих мессу, победил Маккейн – 55% против 43%. Однако эти цифры означают скорее успех Обамы, нежели его соперника. Представим себе на мгновение: 43%, то есть немногим меньше половины людей, ведущих активную церковную жизнь, будучи в курсе учения Церкви, фактически игнорируют недвусмысленное указание епископата.

Это вполне объяснимо. Опрос, проведенный телекомпанией CNN в день выборов, показал, что на выбор свыше 60% американцев в наибольшей степени повлияли экономические проблемы. Кризис вытеснил на второй – если не на третий – план дискуссии об абортах, однополых браках, клонировании, эвтаназии и Боге.

Католики, шедшие к избирательным урнам, как и большинство американцев, в первую очередь думали о своем кошельке и финансовом положении.

Более того, согласно результатам исследования Pew Research Center, число американцев, недовольных смешением религии и политики, возрастает. Например, 48% опрошенных полагают, что религиозные консерваторы чрезмерно влияют на политику Республиканской партии. Это тенденция, ярко проявившаяся во время прошедших выборов.

В своей книге «Дерзость надежды» Барак Обама вспоминает, как в 2004 году его соперником на выборах в Сенат США от штата Иллинойс был республиканец Алан Киз. Обама приводит слова своего оппонента: «Мистер Обама говорит, что он христианин, а сам выступает за образ жизни, который Библия называет мерзостью┘ Мистер Обама говорит, что он христианин, а сам выступает за уничтожение невинной и священной жизни».


В ходе президентской кампании Барак Обама обещал, что его религиозные предпочтения не повлияют на политический курс США.
Фото Reuters

«Что мне сказать? – пишет новоизбранный президент США. – Что буквально толковать Библию – это глупо? Что мистер Киз, католик, хочет быть святее самого Папы Римского? Не желая доходить до этого, я ответил так, как всегда отвечают либералы в подобных спорах, – что мы живем в плюралистическом обществе, я не могу другим навязывать свои религиозные взгляды, и я выставляю свою кандидатуру на выборах на пост сенатора от штата Иллинойс, а не пастора штата Иллинойс».

Слегка перефразируя, можно сказать, что и сейчас Барак Обама баллотировался на пост президента, а не верховного пастора Соединенных Штатов.

Впрочем, некоторых иерархов Католической Церкви в США выбор американцев совсем не расстроил, скорее – вдохновил. Так, темнокожий архиепископ Атланты Уилтон Грегори заявил в интервью итальянской газете La Stampa: «Обама в Белом доме – как первый человек на Луне. Конечно, теперь то же самое может произойти и с Престолом Святого Петра». То есть Римско-Католическую Церковь может возглавить чернокожий Папа.

«Черный Папа» – интересная идея. Она уже высказывалась в 2005 году, когда в преемники Иоанна Павла II прочили нигерийского кардинала Фрэнсиса Аринзе. Однако он вскоре должен покинуть Римскую курию из-за преклонного возраста. Кроме Аринзе есть еще восемь чернокожих кардиналов, однако ни один из них не обладает достаточной влиятельностью, чтобы претендовать на Папский престол. Так что Католической Церкви своего Обаму еще придется подождать┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1405
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1045

Другие новости