Необычное для мусульманской страны событие произойдет 21 сентября в Сирии. Неподалеку от Дамаска, в монастыре святой Феклы в городе Маалюля, будет воздвигнуто скульптурное изображение Иисуса Христа работы россиянина Александра Рукавишникова. Инициатором и организатором установки памятника выступил Международный Фонд духовного наследия святого апостола Павла. Корреспондент «НГР» побеседовал с президентом фонда Самиром Эль-Гадбаном.
– Господин Эль-Гадбан, какие задачи ставит перед собой возглавляемый вами фонд?
– Главная задача Фонда апостола Павла – восстановление и сохранение культурного наследия христиан Сирии, прежде всего древнейших в мире монастырских комплексов. В 2005 году при финансовой поддержке фонда был восстановлен монастырский комплекс в Каюкабе, где согласно Новому Завету Христос явился Савлу, будущему апостолу Павлу. Мы также отреставрировали монастырь Херувимов и Архангелов в Седнае, комплекс пещерных келий, где жили первые монахи, установили звонницу, построили ограду и врата. В 2005 году в городе Каюкаб установлен бронзовый памятник апостолу Павлу.
Два с половиной года назад началась работа по утверждению нового проекта – по установке памятника Иисусу Христу. Мы получили благословение святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и блаженнейшего Патриарха Антиохии и всего Востока Игнатия IV. Проект лично курирует президент Сирии Башар Асад.
– Не вызывают ли ваши инициативы негативной реакции местного населения, ведь подавляющее большинство сирийцев исповедуют ислам?
– После открытия памятника апостолу Павлу в мае 2005 года власти Сирии увидели, как мусульмане относятся к подобным мероприятиям. С христианским апостолом их вроде бы ничего не связывает. Но они гордятся богатейшей историей своей земли, важнейший вклад в наследие которой внесен христианством.
Еще когда ислам только пришел в Сирию, арабские властители осознали необходимость покровительствовать местным христианам. В VIII веке халиф Омар издал указ о защите христианских святынь, реликвий и символов. По мусульманскому преданию пророк Иса, то есть Иисус, совершит второе пришествие близ Белого минарета мечети Омейядов, украшающей центр Дамаска. Эта традиция соблюдается и в наши дни. А как иначе? Монастырь Святой Феклы в Маалюле окружают деревни, жители которых – и мусульмане, и христиане – говорят на арамейском языке – родном языке Иисуса Христа. В монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Седнае хранится икона Божией Матери, к которой приходят для молитвы мусульмане из окружающих деревень.
На арабском Востоке христианские и мусульманские традиции переплелись очень тесно. Например, у нас святого Георгия Победоносца величают «шахид». В русском представлении это нонсенс. А в арабском языке это означает «погибший за правое дело», то есть мученик. Так что когда в некоторых СМИ используют слово «шахид» по отношению к убийцам – это кощунство.
В Сирии есть известный центр исламского просвещения – медресе Ахмада Кефтара. Там проповедуют благожелательное отношение к христианам. Но внутри мусульманского общества есть и иные силы, пытающиеся вызвать негативную реакцию на наш проект. Им надо найти причину для конфликта двух религий. А наша задача, наоборот, примирить.
– Фонд апостола Павла – международная организация, объединяющая российских и сирийских учредителей. Какую пользу извлечет наша страна из деятельности Фонда на территории Сирии?
– Мир должен увидеть, что Россия пришла на Ближний Восток не с оружием, а с именем Христовым. Сирийское общество только сейчас узнает, что в России есть верующие православные христиане. Раньше Россию здесь воспринимали все-таки как атеистическое государство. Вообще поддержка русскими православия на Ближнем Востоке – давняя традиция. В позапрошлом веке Императорское Палестинское общество организовало на территории Сирии и Палестины около 150 православных школ. Моя бабушка была одной из выпускниц такой школы.
Кроме того, сирийская земля имеет особое значение для христиан. Именно из Сирии распространилось по миру учение Христа. Впервые христианами стали называть сирийцев – учеников апостола Павла. Как может стоять древо православия без корней? Корни его – в Дамаске. Устав Русской Православной Церкви, облачение священнослужителей ведут происхождение от традиций первых христианских общин Сирии. Иоанн Дамаскин, Симеон Столпник, Иоанн Златоуст, Георгий Победоносец – эти сирийские святые стали русскими святыми. Георгий Победоносец – символ Москвы, но он родился в местечке Хоран, в 70 километрах от Дамаска. Там расположен первый храм, освященный в честь этого святого. Первым главой Православной Церкви на Руси был митрополит Михаил, родившийся в Сирии.
Наши инициативы – попытка напомнить и российскому народу, и мировому сообществу, почему необходимо сохранять христианские святыни на древнем паломническом пути из Москвы в Иерусалим.